Многообразные модификации воздействующие на институт президентства как в России, так и в других странах, оказывают значительное влияние на текущие в государстве процессы. При этом, необходимо отметить, необходимость совершенствования и адаптирования данного института к меняющимся политическим условиям, аналогично других институтам государственной власти.
Сравнительно небольшой опыт существования института президентства в России, президентская власть имеет уже колоссальное значение. Президент России играет решающую роль в развитии государства, задает направление проводимых преображений и реорганизаций, от его действий зависит благополучие всего народа страны.
Изучение истории возникновения и становления института президентства, с учетом опыта других стран мира, позволяет выявить насущные проблемы, а так же определить направления оптимизации всей системы государственной власти в России. Учитывая роль данного института, в жизни страны, можно сказать, что от его развития зависит успех всей российской государственности, что обосновывает актуальность выбранной темы курсовой работы.
Целью написания курсовой работы является рассмотрение становления и особенностей института президентства в России.
Исходя из поставленной цели были сформулированы задачи, структурно повторяющие содержание работы:
- рассмотреть понятие и сущность президентства как института публичной власти;
- изучить историю возникновения института президентства;
- рассмотреть становление и развитие института президентства в России;
- определить роль президента России в системе государственного управления;
- выделить проблемы и перспективы развития института президентства в России.
Объектом исследования курсовой работы выступает институт президентства в России.
Предметом исследования является нормативно-правовое регулирование и особенности становления института президентства.
Базу исследования в курсовой работе составляет законодательство Российской Федерации, а научную основу - учебники, монографии и научные труды различных российский авторов, таких как Богданов С.В., Елисеев Б.П., Ищанова Г.Т., Орлов А.Г., Осипян И.В., Степанов И.М., Трофимова Г.А., Фомиченко М.П., Шулькина А.Л.
При написании использовались методы: исторический, анализа, синтеза и другие.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Теоретические основы института президентства
1.1 Понятие и сущность президентства как института публичной власти
Говоря об институте президентства, необходимо в первую очередь выяснить понятие самого «института»
Институт (от латинского institutum - установление) - устойчивый комплекс форм альных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные области политической деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих политическую систему[1]
В научной юридической и общественно-политической литературе понятие «института» рассматривается в различном смысле этого слова Наиболее распространённые названия «институт государственности», «институт главы государства», «институт чрезвычайного положения», «институт марксизма-ленинизма», «социальный институт», «политический институт», «институт президентства» и многие другие
Каждый из этих институтов имеет свою сущность, понятие, цель, задачи, социальные функции и основные направления в политической системе общества Но прежде чем дать конкретный анализ социальной сущности, места и роли института президентства, необходимо проанализировать понятие политического института В этой связи следует отметить, что одной из сложных и трудных проблем являются вопросы взаимосвязи и взаимоотношений между политическим институтом и институтом президентства Поэтому, было бы целесообразно поговорить, прежде всего, о политическом институте
В зависимости от сферы действия и функции политические институты подразделяется на реляционные, определявшие ролевую структуру политической системы; регулятивные, указывавшие допустимые рамки независимых по отношению к общепринятым политическим нормам политических действий во имя личных целей и карательными санкциями за выход за эти рамки; культурные, связанные с политическими ролями, ответственными за обеспечение интересов той или иной социально-политической общности, как целого
Наиболее устойчивым консервативным элементом является оценка политической реальности, которая влияет решающим образом на характер политических институтов
Российский юрист ИД Хутинаев с целью определения понятия «институт президента» проводит анализ более широкого понятия - «социальный институт», в пределах которого вычленяются институты различных видов, в том числе и правовые Институт президента - один из них Он является предметом исследования различных отраслей общественных наук, в которых сложились различные подходы к самому понятию «президент», а, следовательно, и различные акценты в его содержательной характеристике[2]
Другой российский юрист БП Елисеев определяет институт Президента как интеграционный правовой институт, цель которого состоит в согласовании деятельности институтов государственной власти[3] В юридических науках понятие «президент» проецируется на понятие «институт президента», который определяется как совокупность государственно-правовых (конституционных) норм, регулирующих форм ирование и функционирование президентской власти
В науке институт президентства должен рассматриваться в первую очередь как правовой (властный) институт, то есть как совокупность властных полномочий Президента в сфере государственного управления, которые в равной степени зависят как от конституционных норм, регулирующих функционирование президентской власти, так и от политической деятельности Президента, являясь своеобразным «прочтением» Конституции Президентом
Особый интерес представляет собой анализ понятий «институт президента» и «правовой статус президента», проведенный ИД Хутинаевым Ученый отмечает первичность института президента и его больший объем нормативного содержания по сравнению с правовым статусом Президента В отличие от последнего институт президента определяет не только функционирование, но и избрание Президента На этом основании делается вывод о том, что правовой статус - как бы часть правового института, определяющая президентскую деятельность
Очень важным для понимания сущности института президентства является определение основных черт, характеризующих данный институт БП Елисеев выделяет следующее: Президент является выборным главой государства, который может возглавлять исполнительную власть или быть арбитром в системе разделения власти на ветви; в организационном аспекте Президент никому не подчинен и, вообще, обладает высокой степенью независимости от каких-либо других государственных органов, что не снимает с него обязанности действовать на основе и во исполнение законов; пост Президента имеет ярко выраженный политический характер Ему принадлежит важная роль в форм ировании политики государства, верховного политического руководства государственными делами