Содержание
Введение 4
- Теоретические аспекты олигополии 6
1.1 Сущность, основные черты олигополии 6
1.2 Модели олигополии 8
- Анализ рынка сотовой связи в России 12
2.1 Состояние рынка сотовой связи в России 12
2.2 Проявление моделей олигополии на рынке услуг сотовой связи 14
- Олигополии в современной экономике России 16
3.1 Основные рынки олигополии в России 16
3.2 Экономические выгоды и последствия олигополии в
России. Перспективы развития рынка российской сотовой связи. 18
Заключение 19
Список использованных источников 21
Приложение 1 - ПАО «МТС»: Отчет о прибылях и убытках 23
В настоящее время самой распространенной рыночной структурой в российской экономике стала олигополия. Олигополией считается ситуация, когда число конкурентов на рынке является незначительным или преобладают несколько фирм. Каждый из таких участников занимает значимое положение и имеет высокий уровень продаж. Примерами олигополий является рынок сигарет, рынок автомобилей, рынок телевизоров, рынок авиаперевозок и другие.
Рынок сотовой связи в России можно считать олигополией, т.к. на нем доминирует небольшое количество продавцов: МТС, Мегафон, Билайн, ТЕLE2. Анализ этого рынка и будет рассмотрен в данной работе в качестве примера олигополии в нашей стране. Очень часто, ситуация на рынке, которую воспринимают как конкуренцию, на самом деле, является олигополией, т.к. истинных производителей определенного товара очень немного. Олигополия является наиболее сложной для изучения рыночной структурой, потому что формы взаимодействия участников в ней очень разнообразны: от жестокой войны до сотрудничества. Все продавцы в олигополии находятся в сильной зависимости друг от друга, которая и определяет их стратегию в отношении цен, количества, качества товара, они тонко реагируют на любое действие конкурентов.
К самым распространенным моделям олигополии относят конфронтацию – ценовую войну, сотрудничество – картель, модель ломаной кривой спроса, ценовое лидерство, модель Курно, модель Штакельберга и другие.
Цель курсовой работы – рассмотреть деятельность российских олигополий и выявить основные черты моделей их поведения.
Задачами данной работы являются:
- изучение теоретических аспектов олигополии, ее моделей;
- анализ состояния рынка сотовой связи в России, выявление в нем лидирующих моделей олигополии;
- рассмотрение крупных отраслей России с явными чертами олигополии;
- установление экономических выгод и последствий от данной рыночной структуры;
- оценка перспектив развития рынка сотовой связи в России.
Объектом исследования в данной курсовой работе является олигополия как рыночная структура. Подробное исследование было проведено в отношении рынка сотовой связи России.
Предмет исследования – модели проявления олигополий на рынке сотовой связи в России в 2015 - 2017 годах.
В теоретическую основу данной работы вошли труды российских и зарубежных ученых – доктора экономических наук, профессора Р.М. Нуреева, профессора М.Н. Чепурина, доцента М.В. Сафрончук, профессора К.Р. Макконнелла, профессора С.Л. Брю и других.
Для написания практической части работы были использованы данные официальных сайтов сотовых операторов, данные Федеральной антимонопольной службы, нормативно-правовые акты РФ. Также проанализировать рынок сотовых услуг в России удалось также с помощью статей консалтинговых агентств, сайтов, посвященным мобильным устройствам и технологиям: «AS&M», «J`son & Partners Consulting», «Content Review», «COMNEWS», «1234G».
Основными методами исследования, используемыми в работе, явились графический, статистический, анализ, синтез.
Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.