Курсовая работа|Конституционное право

Конституционные гарантии местного самоуправления

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2011 | Страниц: 39

Введение. 

Глава 1. Исторические и теоретические основы организационного развития местного самоуправления в России. 

1.1  Общетеоретические основы взаимоотношения государства и местного самоуправления. 

1.2 Развитие исторических форм местного самоуправления в России. 

1.3 Реформа местной власти со второй половины 80-х годов XX века. 

Глава 2. Современные конституционные основы и гарантии местного самоуправления в России  

2.1 Компетенция органов  местного самоуправления и их соотношение с государством

2.2 Основы конституционного регулирования местного самоуправления. 

2.3 Важнейшие конституционные гарантии местного самоуправления. 

Заключение. 

Литература: 

Становление местного самоуправления находится на самом начальном этапе современного переходного состояния российского общества. Еще не отработаны концепции и правовые установления местного самоуправления, не накоплен достаточный опыт его организации и функционирования, не выработаны теоретические научно обоснованные подходы к определению места и роли местного самоуправления в российском обществе и государстве.

Становление и развитие местного самоуправления — задача не только самого местного самоуправления, но и государственной власти на всех ее уровнях, а теоретическое осмысление этого процесса — задача науки.[1]

В теории и практике наблюдаются два основных, прямо противоположных и, на первый взгляд, взаимоисключающих подхода. Один заключается в отделении местного самоуправления от государства, при котором исключается какое-либо влияние государства (кроме правового) на организацию местного самоуправления. Другой состоит в "огосударствлении" местного самоуправления, его жесткой привязке к государственной структуре и рассмотрении самоуправления как продолжения государственной власти на местах.

Эти позиции порождены не чьим-либо субъективным желанием, в них отражается объективный процесс становления и развития местного самоуправления в нашей стране, неоднозначность его правового регулирования, а также имеющиеся правовые пробелы.

Важно, чтобы самоуправленческие структуры не замыкались только на местном уровне, а уже сегодня возносились на уровень общероссийский. Такая трансформация может в итоге привести, по выражению А. И. Солженицына, к установлению "государственно-земского строя"[2], в котором государственные и самоуправляющиеся начала организации общественной жизни сольются в единое целое и образуют новый социальный организм в виде добровольного союза свободных территорий и народов — Российский Союз Федеральных округов и республик.

Оценивая российский опыт местного самоуправления, уместно вспомнить слова И. Л. Солоневича, что "самоуправления, равного московскому, не имела тогда ни одна страна в мире, ибо повсюду до середины или даже до конца XIX века все европейское самоуправление носило чисто сословный характер", далее, сравнивая стиль московского государственного устройства с западноевропейским, он пишет, что "в нем не было той разделенности, того торгашества, той "враждебности"... для отношений между центральной и местной властью". Этот стиль он определяет как "исключительный в истории человечества пример внутреннего единства, добившегося, прежде всего, полной самостоятельности и выдвинувшего два основных принципа государственности: самодержавие и самоуправление".[3]

XX век принес понимание того, что демократическое, правовое государство может решать основные задачи только при наличии развитой системы самоуправления.

Характерной чертой современного этапа развития России является поиск оптимальных путей сочетания централизации и децентрализации системы управления, разграничения предметов ведения и полномочий центра, регионов и муниципалитетов.

Россия пока делает первые шаги на пути внедрения различных правовых установлений, касающихся сути, организации и деятельности местного самоуправления, органы которого все еще не обладают достаточными возможностями для реализации этих правовых установлений, хотя усилия, направленные на то, чтобы право и способность его осуществления слились воедино, предпринимаются как федеральными, так и региональными органами государственной власти и самими органами местного самоуправления. При этом важно учитывать опыт прошлого нашей отечественной истории, накопившего немало ценного в сфере земского, и городского самоуправления, советского строительства, что может и должно быть использовано на современном этапе развития местного самоуправления.

Многие вопросы местного самоуправления до сих пор остаются нерешенными. В их числе:

  • отсутствие общепризнанной теории местного самоуправления. Господствующий в обществе конституционный принцип идеологического плюрализма порождает множественность подходов, порой взаимоисключающих, к местному самоуправлению, что связано с недостаточным вниманием к этим проблемам со стороны таких фундаментальных наук, как теория государства и права, философия, политология, социология;
  • непоследовательность практики муниципального строительства — существование различных моделей местного самоуправления, которые зачастую создаются без учета объективно назревших общественных потребностей и интересов местных сообществ, в угоду региональным и местным элитам;
  • противоречивость и незавершенность правовой основы местного самоуправления, пробелы правового регулирования, отсутствие необходимых основополагающих законов и в то же время множественность подзаконных нормативных правовых актов на федеральном, региональном и местном уровнях, их несистематизированность порождают зачастую правовую неопределенность и неразбериху;
  • существующее ныне реальное отчуждение народных масс от публичной власти, отторжение граждан от участия в управленческих процессах, проявление общественной пассивности и политической апатии масс;
  • отсутствие на местном уровне достаточных материально-финансовых средств, необходимого кадрового потенциала: слабая учебная подготовка кадров муниципальной службы и повышения квалификации должностных лиц, занимающихся вопросами муниципального управления; недостаточное проведение учебы депутатского корпуса;
  • слабость информационного обеспечения местных самоуправленческих структур; недостаточность пропагандистской просветительской деятельности, направленной на разъяснение широким народным массам феномена местного самоуправления;
  • законодательное закрепление общих принципов местного самоуправления без учета различных его типов, уровней, видов ведет к его единообразию, что в условиях российских геополитических, пространственных, национальных, демографических особенностей приводит скорее к негативным, чем к позитивным результатам организации самоуправления и муниципального строительства в различных регионах страны; в конечном итоге, сковывает разнообразие форм и каналов самоорганизации граждан, живое творчество и потенциал народных масс;
  • отсутствие четкого разграничения предметов ведения и полномочий местного самоуправления и государственной власти, что нередко на практике приводит к их смешению. Так, многие вопросы местного значения, перечень которых установлен Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решаются также и региональными органами государственной власти. Нет такого разграничения и между различными уровнями местного самоуправления, а также между представительными и исполнительными органами местного самоуправления;
  • неоднозначный подход на практике, а иногда и в научных исследованиях, к принципу разделения властей, распространение его на организацию муниципальной власти, что иногда приводит к коллизиям, а то и к конфликтным ситуациям;
  • нерешенность вопроса о возможности местного самоуправления для защиты своих прав использовать на федеральном уровне институт конституционного судопроизводства.

Таким образом, актуальность исследования  вопросов, касающихся проблем местного самоуправления, не вызывает сомнения. Целью данной работы станет исследование конституц2ионных основ и гарантий местного самоуправления.

 

Глава 1. Исторические и теоретические основы организационного развития местного самоуправления в России.

1.1  Общетеоретические основы взаимоотношения государства и местного самоуправления

В XIX веке сформировалось несколько научных теорий местного самоуправления, по-разному трактующих существо этого института, особенности его взаимоотношений, с государством. Л. Беликов, анализируя состояние данного вопроса, называет следующие теории местного самоуправления: свободной общины (общественную), хозяйственную, юридическую, политическую, государственную. Особую популярность в России в 60—70-е гг. прошлого столетия обрели две из них: общественная и государственная. Смысл первой заключается в том, что круг общинных дел отличается от государственных; община является субъектом принадлежащих ей специальных прав, а--потому государственное вмешательство в ее дела недопустимо; должностные лица самоуправления относятся к общинным, а не государственным агентам и представляют не государство, а общество.[4]

Следует признать, что русская общественная мысль продолжительное время находилась под влиянием данной доктрины местного самоуправления, которое в качестве самостоятельного института противопоставлялось государству. Согласно общественной теории самоуправление и государство — независимые друг от друга явления с различными интересами и задачами. Истоки этой теории, как отмечается в литературе, — в славянофильских идеях об особом пути развития Русского государства и в представлениях о естественных правах общины.[5] Известный русский ученый Н. М. Коркунов так характеризовал общественную теорию самоуправления: "Она исходит из противоположения местного .общества государству, общественных интересов — политическим, требуя, чтобы общество и государство, каждое ведали только своими собственными интересами".[6] Еще более экстремистской была точка зрения П. Ж. Прудона, который отождествлял самоуправление и анархию. Л. С. Мамут указывает, что для обозначения самоуправления П. Ж. Прудон избрал английский термин •— Self-government, который точнее, по его мнению, передает социально-организационный смысл анархии.[7]

По-прежнему распространено мнение, что местное самоуправление явилось своеобразной побудительной силой, толчком к развитию государственности. В частности, исследователи, анализируя причины, по которым теория и практика местного самоуправления получили наибольшее развитие в США, подчеркивают то обстоятельство, что американская государственность выросла из него и в течение довольно длительного времени обходилась без централизованной военно-бюрократической государственной машины, характерной для европейских стран.[8] Д. Бурстин вообще считает, что долгий опыт американского самоуправления был одной из причин войны за независимость.

В 70-е годы XIX в. в России стала разрабатываться государственная теория местного самоуправления. По общему мнению государствоведов, практических работников, местное самоуправление представляет собой децентрализованное государственное управление. А. Г. Михайловский рассматривал самоуправление как часть общего государственного управления, как особую организацию государственной власти на местах, основанную на выборных началах. Составной частью государственного управления считал местное самоуправление В. П. Безобразов.

Государственная концепция местного самоуправления базировалась на том положении, что учреждения самоуправления обязательно должны действовать и в общественных, и в государственных интересах. Согласно этой концепции местное самоуправление имеет своим источником государственную власть. Организация самоуправления на местах строится на основании закона. Выбор предметов деятельности не зависит от самоуправленческих органов, а определяется государством. Формулируя вывод о соотношении государства и местного самоуправления, А. Г. Тимофеев отмечал: коренного различия в делах, ведаемых этими институтами, нет. Все основывается на том, что государство признает необходимой передачу дел на места, и, по существу, деятельность самоуправления и государства остается однородной. А. Д. Градовский считал, что система самоуправления есть система "внутреннего управления, при которой государство передает некоторые из своих задач в руки местного населения", из чего следует, что они "должны действовать на правах государственных властей", т. е. иметь возможность осуществлять в отведенных им пределах власти".[9]

Вопрос об отношениях государства и местного самоуправления не потерял своей актуальности до настоящего времени, и знание представлений о природе и взаимосвязи этих институтов, сформулированных дореволюционной российской наукой, необходимо для его успешного разрешения.

Совмещение местного самоуправления с демократическим государственным строем характеризует идеальную модель государства. Однако становление самоуправления в любой стране опосредуется самыми разными факторами конкретной исторической обстановки, политическими замыслами авторов реформ. Вот почему форма правления и форма управления могут не совпадать и выступают по отношению друг к другу как независимые категории. Форма управления при всяком режиме (монархическом, республиканском) может иметь бюрократический или общественный оттенок.

[1] См.: Фомина Е. Г. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления. М., 1998.

[2] См.: Солженицын А. И. Россия в обвале. М., 1998. С. 198.

[3] Солоневич И. Л. Народная монархия. Минск, 1998. С. 345, 347, 371—372.

[4] См.: Велихов Л. Основы городского хозяйства. В 2-х ч. Ч. 2. С. 236.

[5] См.: Институты самоуправления: историко-правовое исследование. С. 281

[6] Коркунов Н. М. Указ. соч. Т. 2. С. 489.

[7] См.: Мамут, Л. С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания (домарксистский период). М., 1989. С. 211. См.: Мамут, Л. С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания (домарксистский период). М., 1989. С. 211.

[8] См.: Самоуправление: от теории к практике. М., 1997 С. 188

[9] Ковешников Е. М., Государственное и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия, М., 2002, с. 78

  1. Фомина Е. Г. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления. М., 1998.
  2. Солженицын А. И. Россия в обвале. М., 1998.
  3. Солоневич И. Л. Народная монархия. Минск, 1998.
  4. СЗ РФ. 1999. № 42.
  5. Карамзин И. М. История государства российского. Ростов-на-Дону, 1995.
  6. Постовой Н. В. Местное самоуправление: история, теория, практика. М., 1995.
  7. Соловьев В. С. Сочинения в 2-х томах. М, 1989. Т. 1.
  8. Быстрицкий А. Городская цивилизация в России // Городское управление. 1996. № 1.
  9. Пресняков А. Ё. Российские самодержцы. М., 1990.
  10. Борисов А. Самоуправление: европейская традиция и Россия // Государственное управление. М., 1996.
  11. Побережников И. В. Государство и общественное самоуправление на Среднем Урале: институционализация отношений во второй половине XIX — начале XX в. // Институциональные аспекты регионализма в общеевропейском аспекте. Екатеринбург, 1996.
  12. Велихов Л. Основы городского хозяйства. М., 1998 В 2-х ч.
  13. Колесников А. М. Институты самоуправления: историко-правовое исследование. М., 2001
  14. Мамут, Л. С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания (домарксистский период). М., 1989.
  15. Самоуправление: от теории к практике. М., 1997
  16. Ковешников Е. М., Государственное и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия, М., 2002
  17. ВВС РСФСР. 1989. № 44
  18. Известия, 1991, 18 февр.
  19. Краснов М. А. Местное самоуправление: государственное или общественное? // Советское государство и право. 1990. № 10
  20. Ведомости РСФСР. 1991. № 29.
  21. Выдрин И. В., Кокотов А. Н. Совет и администрация: спорные вопросы статуса и взаимоотношений // Российский юридический журнал. 1993. № 1
  22. САПП РФ. 1993. № 44. Ст. 4188
  23. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. №52. Ст.5071
  24. СЗ РФ. 2000. № 32.
  25. Топорнин Б. Н. Разделение властей и государственная организация // Разделение властей и парламентаризм. М., 1992.
  26. Солженицын А. И. Как нам обустроить Россию // Комсомольская правда. 1990. Сент. Спец. Выпуск
  27. Широков А., Юркова С. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления. М., 1998.
  28. Миннац: рука на пульсе // Муниципалитет. М., 1997. № 1.
  29. Конституции республик в составе Российской Федерации. М., 1995. Вып. 1.
  30. Савранская О. Л. Правовые основы местного самоуправления //Соц. исследования. М. 1997. № 1
  31. Тощенко Ж. Т., Цветкова Т. А. Местное самоуправление: проблемы становления (опыт социологического анализа) //Социологические исследования. М., 1997. № 6.
  32. Пискотин М. И.  Так что же решил Конституционный Суд? // Российская газета. 1997. 21 февр.
  33. Областная газета. 1997 №3.
  34. Ведомости Законодательного собрания Свердловской области. 1997. № 20.
  35. Чернецкий А. М. Право на... право? // Муниципалитет. 1999. №1.
  36. Уральский рабочий. 1997. 21 апр.
  37. Петров А. В. Проблемы самоуправления в Москве // Правительство - город — люди. Самоуправление в Москве. М., 2001.
  38. Российская газета. 1997 №17.
  39. Государство и право. 1993. № 6.
  40. Граверт Р. Финансовая автономия органов местного самоуправления в ФРГ // Государство и право. 1992. № 10.
  41. Клеман Н. М. Местные органы власти в структуре управления Великобритании. М., 1993.
  42. Баранчиков В. А. Правовое регулирование организации и деятельности муниципальных органов Великобритании // Реформы местного управления в странах Западной Европы. М., 1993.
  43. Морева Е. Местная власть в Испании: ход реформ и преобразований // Реформы местного управления в странах Западной Европы М., 1998.
  44. Барабашев Г. В. Муниципальные органы современного капиталистического государства (США, Великобритания). М., 2000.
  45. Davis К. Local Government Law. 1983
  46. Черкасов А. И. Органы местного управления в зарубежных странах: сравнительное исследование. М., 1994.
  47. Авакъян С. А. Проблемы организации государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации // Организация государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации. М., 2000.
  48. Фабричный С. Ю. Правовое регулирование финансово-экономического взаимодействия субъекта Федерации и местного самоуправления. М., 1999.
  49. Груздева Е. В. Субъект РФ и местное самоуправление: пути совершенствования экономического взаимодействия. М.,1997.
  50. Волостригов П. С. Становление и развитие правовых основ осуществления местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе // Проблемы и перспективы развития территориальных основ местного самоуправления: Тезисы выступлений участников "круглого стола" Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Тюмень, 2001.
  51. Проблемы и перспективы развития территориальных основ местного самоуправления: Тезисы выступлений участников "круглого стола" Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 25 апреля 2001 г. / Под ред. И. П. Марова. Тюмень, 2001.
  52. Самойленко В. Семь шагов. Как сделать реформы осмысленными и окончательными // Независимая газета. 2000, 14 марта.
  53. Дзасохов А. Следовать букве и духу. Не надо перекраивать федеральное "платье" России // Независимая газета. 2000. 14 марта.
  54. Сапачев И. Д. Местное самоуправление в России: шаг вперед или политическая игра // Становление местного самоуправления в Российской Федерации. М., 1999.
  55. Пашенцев В. К развитию России через развитие ее городов // Местное самоуправление: стратегические направления развития: Материалы науч.-практ. конф. 13—14 апр. 2000 г. М., 2000.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Конституционное право
2013 год 25 стр.
Курсовая Конституционные свободы и обязанности человека и гражданина в России
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2012 год 37 стр.
Курсовая Конституционные гарантии местного самоуправления
diplomstud
Курсовая работа Конституционное право
2016 год 29 стр.
Курсовая Конституционные гарантии прав и свобод личности в зарубежных странах
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2014 год 29 стр.
Курсовая Понятие и принципы местного самоуправления
Svetlana
Курсовая работа Конституционное право
2013 год 40 стр.
Курсовая Юридические гарантии прав и свобод человека
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское