Введение.
- Основные тенденции и перспективы экономического.
развития ЕС.
1.1 История возникновения и развития Европейского Союза.
1.2 Органы управления Европейского Союза.
1.3 Динамика и прогноз экономического развития ЕС.
- Современные тенденции и приоритеты наднациональной политики ЕС.
2.1 Проблемы этнокультурной политики.
2.2 Региональная политика ЕС.
Заключение.
Литература.
На рубеже XX-XXI веков международные отношения переживали глубинные трансформации. Падение Берлинской стены и завершение “холодной войны” открыли принципиально новые перспективы формирования демократического и справедливого миропорядка. Формула “два мира - две системы” сменилась формулой многополюсного мира, определяющей и мировой порядок, и новую архитектуру Европы.
Одним из наиболее ярких проявлений специфики современных международных отношений являются глубинные интеграционные процессы, особенно присущие странам Западной Европы.
Международная экономическая интеграция – это процесс сближения, срастания экономик нескольких государств. Основной целью экономической интеграции являются расширение внешнеэкономических отношений между странами – участницами за счет:
- экономии на масштабах производственных и прочих операций;
- создания льготного внешнеторгового режима в отношении товаров из стран - участниц интеграционного союза и пр.
Первые примеры экономической интеграции относятся к 50-м годам ХХ века. Уже в середине 90-х годов в мире насчитывалось более 30 интеграционных объединений различного типа[1]. Сложно однозначно отнести то или иное интеграционное объединение к конкретной форме. Четкой границы между ними нет.
Наиболее развитой интеграционной группировкой настоящего времени справедливо считается Европейский союз. Европейский Союз (ЕС) занимает особое место в мировом хозяйстве. Опыт европейского интеграционного объединения, воплотившийся, в том числе, в политике ЕС, особенно важен, он должен учитываться и анализироваться и для развития практики отношений с Европой и для проведения реформ в самой России. Таким образом, в современных условиях анализ наднациональной политики ЕС является особенно важным и актуальным. Именно подобный анализ и станет целью данной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- Обратиться к истории возникновения и развития ЕС;
- Дать характеристику органов ЕС;
- Выявить основные тенденции и перспективы экономического развития ЕС;
- Определить современные тенденции и приоритеты национальной и региональной политики ЕС.
Для написания данной работы использовались труды зарубежных и российских экономистов, учебная и научная литература, материалы периодической печати, статистические данные и данные интернет-сайтов.
1. Основные тенденции и перспективы экономического развития ЕС
1.1 История возникнове ния и развития Европейского Союза
История Европейского Союза началась в 1951 году, когда было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в которое вошли Франция, Италия, Германия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург (три последние страны часто называют в литературе "страны Бенилюкс").
Планировалось, что этот наднациональный орган будет осуществлять руководство угледобычей и черной металлургией Франции и Германии, а также международный контроль за ключевыми отраслями военной промышленности.
Датой образования Европейского союза считается 1957 год, когда вышеуказанные страны подписали в Риме документ, получивший название "Римский договор". Фактически это два договора: один об учреждении Европейского экономического Сообщества (ЕЭС), другой - об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). При этом ЕЭС и Евратом руководил один орган - Комиссия ЕЭС-Евратом. В 1967 году произошло слияние высшего руководящего органа ЕОУС и Комиссии ЕЭС-Евратом. До 1993 г. эта интеграционная группировка носила название "Европейские Сообщества" (ЕЭС)[2].
За время существования состав этой группировки постоянно рас- ширялся.
В 1973 году к первым шести странам присоединились Великобритания, Ирландия и Дания. В 1981 году в ЕЭС вступила Греция. В 1986 году - вступление Испании и Португалии. В 1995 году - вступление Австрии, Швеции, Финляндии.
В соответствии с замыслами организаторов ЕЭС развитие интеграционных процессов должно было привести к образованию таможенного союза и единого (общего) рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а в перспективе - к образованию политического объединения. В соответствии с этим планом, развитие данной интеграционной группировки прошло ряд этапов, для которых был характерен переход от низших (зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок) к высшим формам взаимодействия (экономический и валютный союз).
К концу 60-х годов был создан таможенный союз: отменены таможенные пошлины и сняты количественные ограничения во взаимной торговле, введен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. Начала осуществляться единая внешнеторговая политика. ЕЭС стало от своего имени проводить переговоры и заключать соглашения по вопросам торгово-экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества.
В начале 60-х годов была сформирована единая сельскохозяйственная политика, ориентированная на создание льготных условий для деятельности местных фермеров.
Страны ЕЭС начали проводить совместную региональную политику, направленную на ускорение развития отсталых и депрессивных районов.
Начало процесса формирования сегодняшнего ЕС было основано на экономическом прагматизме, который был направлен на экономическую стабилизацию, реформу хозяйственной структуры, ликвидацию технологического отставания от США.
[1] Киреев А.П. Международная экономика. Ч.1. М., 2001. С.367
[2] Хмелев И.Б., Логвинова И.Л. Мировая экономика / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2004 – с. 100