Курсовая работа|Философия

Нравственное сознание

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2011 | Страниц: 22

Введение

1.Нравственное сознание как регулятор человеческой деятельности. Исторические типы морали

2. Проблема общечеловеческого в морали

3. Нравственное воспитание, его роль в процессе формирования личности

Заключение

Список использованной литературы

Какова человеческая природа? Что такое добро и зло? Возможно ли избавиться от зла? Откуда взялись нравственные предписания? Способен ли человек жить по запо­ведям, которые он сам провозглашает? Вот неполный круг во­просов, которые осмысливаются в специфической области зна­ний –  этике. Впервые это слово, которое в переводе с греческого означает
«обычай», «нравственный характер»,  употребил Аристотель, назвав так особую область исследования – «прак­тическую философию», которая пытается ответить на вопрос: что мы должны делать?

Этика учит оценивать всякую ситуацию так, чтобы сде­лать возможными этически (нравственно) правильные поступ­ки. Она воспитывает в человеке призвание надстраивать на цар­ство сущего (существующего) царство должного, т.е. того, что должно быть. Этика исследует, что в жизни и в мире обладает ценностью, ибо этическое поведение состоит в реализации, осу­ществлении этических ценностей.

Нравственность – один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса. Без нравственных законов и норм не было бы общества, именно нравственное сознание членов общества является регулятором человеческой деятельности.

Поэтому цель данной работы – рассмотрев идею нравственности, определить сущность и жизненно важное значение морально-нравственных категорий и норм в процессе воспитания личности.

Задачи, которые были нами поставлены, следующие:

- дать характеристику нравственного сознания с философской точки зрения и  рассмотреть исторические типы морали;

- определить общечеловеческий смысл морально-нравственных категорий и норм;

- определить роль нравственного воспитания в процессе формирования личности.

 

  1. Нравственное сознание как регулятор человеческой деятельности. Исторические типы морали

 Жизнь людей в обществе подчиняется не только правовым, но и нравственным регулятивным принципам. Нравственность, или мораль (от лат. moralis – нравственный), по определению А.Г. Спиркина, – это «исторически сложившаяся систе­ма неписаных законов, основная ценностная форма обществен­ного сознания, в которой находят отражение общепринятые нор­мативы и оценки человеческих поступков» (12, 232). Еще русский философ начала ХХ века В.С. Соловьев отмечал, что нравственное начало «предписывает нам заботиться об общем благе, так как без этого заботы о личной нравственности становятся эгоис­тичными, т.е. безнравственными. Заповедь нравственного совершенства дана нам раз навсегда в Слове Божьем и дана, конечно, не для того, чтобы мы ее твердили, как попугаи, или разбавляли собственною болтовнею, а для того, чтобы мы делали что-нибудь для осуществления в той среде, в которой мы живем, т.е. другими словами, нравственный принцип непременно должен во­площаться в общественной деятельности» (10, 290 – 291).

Принимая то или иное жизненно важное решение, человек, если он нравственно воспитан и тем более религиозен, должен ис­ходить не из соображений внешнего порядка (карьера, выгода и пр.), а исключительно из веления долга. Нравственный человек всегда на­делен чуткой совестью – удивительной способностью самокон­троля. Механизм совести устраняет раздвоенность личности.

Принято считать, что нравственные нормы есть неписаные законы. Это, с одной стороны верно, но с другой стороны, это не совсем так. Возьмем, к примеру, Библию, которая является мудрым сводом нравственных норм и законов. Тоже можно сказать и о Коране, и о буддийских религиозных памятниках. Другое дело, что подавляющее большинство «простых людей» не знакомо с этими книгами, а руковод­ствуется по их изустному преданию. Далее, с древнейших времен о нравственности фи­лософами написаны горы книг, но их читают еще меньшее число из гущи народной.  Вот почему допустимо говорить о неписаных законах.

Нравственное сознание включает в себя принципы и нормы нравственности. Таким образом, нравственность – это и опреде­ленная сторона объективных отношений людей, их поступков, и форма сознания. Мы говорим и о нравственном поступке, и о нрав­ственных представлениях, понятиях. Нравственное сознание об­ладает сложной структурой, элементами которой являются нрав­ственные категории, нравственные чувства и нравственный иде­ал как представление и понятие о высшем проявлении нравствен­ного, вытекающего из социального идеала совершенного миропо­рядка.

Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед окружающими и самим собой. Правила, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, составляют нормы нравственности; они формируются стихийно и вы­ступают как неписаные законы: им подчиняются все как должному. Это и мера требований общества к людям, и мера воздаяния по за­слугам в виде одобрения или осуждения. Правильной мерой требо­вания или воздаяния является справедливость: справедливо наказа­ние преступника; несправедливо требовать от человека больше, чем он может дать; нет справедливости вне равенства людей перед за­коном.

  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: В 2-х т. Т. 2. – Л.: Петергоф, 1990. – 618 с.
  2. Гуревич П.С. Основы философии. – М.: Гардарики, 2000. – 438 с.
  3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М.: Гардарики, 1998. – 472 с.
  4. Достоевский Ф.М. Собр. Соч.: В 12-ти т. Т. 3. – М.: Художественная литература, 1982. – 480 с.
  5. Зеленкова И.Л. Основы этики. – Минск: ТетраСистемс, 2001. – 496 с.
  6. Ильин И.А. Путь к очеквидности. – М.: Республика, 1993. – 431 с.
  7. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. // Режим доступа: http://polbu.ru/kirilenko_philosophy/
  8. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. – М.: Республика, 1996. – 447 с.
  9. Мережковский Д.С. Стихотворения. // Режим доступа: http://www.litera.ru/stixiya/authors/merezhkovskij/all.html.
  10. Соловьев В.С. Сочинения: В 2-х т. Т. 2. – М.: Мысль, 1989. – 512 с.
  11. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.
  12. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2006. – 368 с.
  13. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – Киев: Советская школа, 1975. – 236 с.
  14. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 576 с.
  15. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 519 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Философия
2015 год 23 стр.
Курсовая Нравственное сознание
diplomstud
Курсовая работа Философия
2015 год 31 стр.
Правосознание и правовая культура
bugalter

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское