Введение
Глава 1. Характеристика правосознания
1.1. Сущность и содержание правосознания
1.2. Структура и функции правосознания
1.3. Виды и уровни правосознания
Глава 2. Понятие и особенности правовой культуры
2.1. Сущность правовой культуры
2.2. Структура правовой культуры
2.3. Формирование правовой культуры
2.4. Уровни и функции правовой культуры
2.5. Отличия правовой культуры от правосознания
Заключение
Список использованных правовых актов и литературы
Цель данной работы заключается в исследовании сущности и особенностей правосознании и его роли в жизни общества.
Методами исследования темы настоящей работы являются: диалектический метод, метод анализа и синтеза, методы взаимодействия и развития; системный метод, сравнительно-правовой метод, нормативно-логический метод, конкретно-исторический метод, системно-структурный метод, функциональный метод.
Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых как Алексеев С.С., Васильев А.В., Венгеров А.Б., Горбатова М.К., Домнина А.В., Гранат Н.Л., Денисов С.А., Керимов Д.А., Клименко А.И., Короткова О.И., Красильникова Ю.В., Малахов В.П., Мамитова Н.В., Мельников В.Ю., Ожегова Г.А., Панченко А.М., Канина И.А., Погодин А.В., Поляков С.А., Пригожин А.И., Собольников В.В., Строева О.А. и др.
Глава 1. Характеристика правосознания
1.1. Сущность и содержание правосознания
Правосознание рассматривается современной правовой наукой как составная часть общественного сознания и, следовательно, неразрывно связано с его основными формами. Оно приобретает особую актуальность в условиях трансформации государственности, становления гражданского общества и новой роли местного самоуправления в процессе демократизации всех уровней публичной власти. Принято считать, что формирование правосознания происходит, прежде всего, через государственные органы и общественные организации, политические партии и движения, правозащитные организации и так далее. Тогда как функции правоохранительных и правоприменительных органов заключаются в неуклонном проведении нормативных правовых актов в правовую политику и правовую жизнь.
При исследовании правосознания возникает необходимость рассмотреть смыслообразующие идеи, целевые и ценностные установки, аксиомы правового мышления. Данные параметры служат одним из главных средств объяснения роли правосознания и способствуют расширению их внутреннего содержания.
Раскрытие адекватных определенному типу параметров способствует наиболее содержательной характеристике правосознания.
В этой связи важное теоретическое значение приобретает рассмотрение характеристики смыслообразующих идей, благодаря которым выводится смысловой каркас, выражающий ключевые свойства правосознания. Как верно отмечает В.П. Малахов, смыслообразующие идеи находят адекватное отражение в содержании правосознания, определяя дух общественного бытия и особенности развития[1].
Характеризуя содержание смыслообразующих идей, С.С. Алексеев обозначает их как первичные «частицы» правосознания, представления, понятия, концепции, составляющие его основное содержание[2].
Именно смыслообразующие идеи, по мнению А.А. Гирько, дают возможность пробиться в самое глубинное ядро правосознания, выразить его природу[3]. В развитие этой мысли хотелось бы подчеркнуть сущность смыслообразующих идей, которые, проникая в суть правосознания, определенным образом объективируются в нем, и в виде основополагающих правовых начал, правовых принципов, выступают центральным звеном, образующим периферию правосознания.
Раскрывая внутренние проявления правосознания, значимым представляется закрепление в качестве основного параметра его характеристики аксиом правового мышления. Как верно отмечает А.В. Масленников, аксиомы - идеальные фрагменты правовой материи, представляющие собой «сгустки» юридического опыта, объективируемые в законодательстве и используемые в правотворчестве и правореализующей практике без оценки их истинности[4].
Несмотря на тот факт, что ряд ценностных установок идентичны по своему написанию, в то же время по своему внутреннему содержанию они имеют различное наполнение. Так, если «свобода» в гражданском правосознании ассоциируется в основном со свободой договора, свободой волеизъявления, то «свобода» в конституционном правосознании - это всегда свободный индивид, свобода, воплощенная в равенстве, или же «свобода выбора», которая в уголовном правосознании находит свое выражение в выборе поведения и выборе действий.