Введение
Глава 1. Значение фирм в рыночной экономике
Глава 2. Основные типы фирм
2.1. Индивидуальные фирмы
2.2. Товарищества
2.3. Кооперативы
2.4. Акционерные общества
Глава 3. Фирма и рыночные решения основных экономических проблем
Заключение
Список литературы
Сегодня экономика России переживает тяжелые времена. Как и в предыдущие годы наиболее сильный спад наблюдался в промышленности. И хотя экономическая ситуация в первом полугодии 2004 года характеризовалась тенденцией к макроэкономической стабилизации (достигнут прирост ВВП и продукции промышленности не только по отношению к предыдущему месяцу, но и к маю прошлого года: майский валовый внутренний продукт превысил уровень апреля на 2%, превзойден также уровень мая 2003), но в целом за 1-е полугодие снижение ВВП, по оценке специалистов, составило 3%. При этом вероятно дальнейшее падение объемов производства.
Таким образом, необходимость развития и поддержания отечественной промышленности на данном этапе реформирования экономики страны невозможно отрицать. С переходом к рыночной экономике и распадом СССР российский производитель столкнулся с целым рядом проблем, требующих немедленного разрешения: сложность со сбытом продукции, разрыв сложившихся производственных связей и многие другие. Однако для выхода из экономического кризиса, в котором находятся производящие отрасли, важно наиболее полно изучить систему функционирования и финансовое положение предприятий, подробно рассмотреть их поведение и влияние экономической среды, понять трудности и цели их деятельности.
Поэтому данная работа посвящена российским фирмам и их роли в экономике. При этом делается акцент на совершенствование работы государственного сектора экономики, так как именно он в настоящий момент испытывает наибольшие трудности, а в связи с тем, что государственные предприятия по-прежнему дает основную часть промышленного производства, поднятие его напрямую связано с возрождением России.
Глава 1. Значение фирм в рыночной экономике
Фирма — это организация, приобретающая факторы производства (труд, землю и капитал) и соединяющая их для создания и продажи благ и услуг с целью получения прибыли.
Фирмы в рыночной экономике отвечают за производство. Именно они решают, что и как производить, на основе собственной выгоды. Просто говорят о производителях как об отдельных лицах, а теперь уточняем, что на самом деле речь обычно идет об организациях. Во всякой организации (не только в фирме, но и, скажем, в школе) всегда есть начальники и подчиненные, дисциплина и приказы, которые надо выполнять.
Каждая фирма — это как бы островок плановой экономики в океане рыночной.
Почему же для производства недостаточно равноправных индивидуальных работников, объединенных системой разделения труда и отношениями обмена, обязательно нужна организация? Этот вопрос мало кому приходит в голову, поскольку мы не представляем себе, как может быть иначе. Но в 1937 г. английский экономист Рональд Коуз (получивший в 1991 г. Нобелевскую премию) поставил перед собой этот вопрос и попытался ответить на него. Рассуждения Коуза лучше всего разобрать на таком примере.
Представим себе человека, который завел мини-пекарню. Ему необходимо каждый день вывозить готовый хлеб в палатку, хозяин которой будет его продавать. Конечно, он может узнать в платной справочной телефоны всех водителей грузовиков в округе, обзвонить их, выяснить расценки, выбрать самый выгодный вариант, подготовить и заключить договор (для этого понадобится обращаться к юристу). Затем придется следить, как водитель выполняет условия договора. Если, например, он регулярно опаздывает, то хлеб черствеет и пекарь несет убытки. В этом случае единственное средство воздействия на нерадивого партнера — обратиться в суд за возмещением ущерба. Все это, прямо скажем, требует больших расходов, которые Коуз назвал трансакционными издержками (трансакция по-латыни — «сделка»).
Это издержки, связанные с поиском информации, подготовкой и заключением контракта, контролем за его соблюдением и судебной защитой своих прав. Гораздо проще самому приобрести грузовик и нанять шофера на работу, т. е. купить у него не разовые услуги по перевозке хлеба, а труд в оговоренное трудовым соглашением рабочее время. Тогда пекарь станет начальником шофера и сможет, не тратя времени и денег на поиски и переговоры, отдавать ему распоряжения, контролировать его работу, поскольку тот все время «на глазах», поощрять или наказывать его с помощью премий или штрафов. Трансакционные издержки уменьшатся. Возможно, по тем же самым соображениям пекарь захочет, чтобы продавец хлебной палатки тоже работал на него, а потом наймет и пекаря, сам же будет только управлять возникшей организацией-фирмой.
Таким образом, до определенного предела, создание фирмы часто бывает выгодней, чем заключение договоров с множеством самостоятельных и равноправных партнеров.
Среди фирм встречаются карлики и гиганты. Очень редко фирма бывает гигантом от рождения, но если дела у нее идут хорошо, она может достичь внушительных размеров.
В США, крупнейшей стране с рыночной экономикой, существует более 15 млн фирм. Подавляющее большинство из них — очень маленькие: на 80% фирм работает менее 20 человек. Вместе с тем в американской экономике есть фирмы-гиганты, например автомобилестроительная компания «Дженерал Моторз», нефтяная фирма «Экссон» или компания по производству компьютеров «Ай Би Эм». На предприятиях этих фирм работают сотни тысяч человек. И хотя таких гигантских предприятий очень мало (около 1%), они дают не менее 2/3 продукции, произведенной в американской обрабатывающей промышленности.
Размер фирм не одинаков в разных отраслях. Скажем, для изготовления автомобилей, телевизоров, магнитофонов и различной бытовой техники, где применяется массовое конвейерное производство, выгодно строить огромные заводы, что может позволить себе только очень большая фирма. А в сфере услуг выигрывают те предприятия, которые могут учесть потребности и интересы каждого заказчика. Это лучше получается у сравнительно небольших фирм (парикмахерских, ателье, мастерских), которые ориентируются на определенный круг клиентов.