Курсовая работа|Конституционное право

Конституционные основы организации социального обеспечения РФ

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2022 | Страниц: 57

Цена: 1 100
Купить работу

Введение 

1 Общая характеристика конституционных основ организации социального обеспечения 

1.1 Понятие и функции организации социального обеспечения 

1.2 Правовое регулирование конституционных основ социальных прав человека и гражданина РФ 

2 Особенности конституционных основ организации социального обеспечения РФ 

2.1 Конституционные гарантии социального обеспечения в РФ 

2.2 Анализ конституционных основ социальной защиты населения в РФ 

2.3 Проблемы обеспечения социальных прав граждан в РФ 

Заключение 

Список использованных источников 

Современная правовая наука доказывает, что именно на государство возложена обязанность по защите и свобод человека. Изучение и осмысление значения этого вопроса позволяет решить немало существующих вопросов по развитию социального обеспечения в России. Конституция РФ закрепляет основные права и свободы личности согласно общепризнанным принципам и нормам права.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. п. 1, 2 ст. 7, п. 1 ст. 38, ст. 41, а также ст. 38) право на социальное обеспечение - одно из основных прав человека и гражданина. Оно адресовано всему населению, сопровождает каждого человека с момента его рождения и до конца жизни.

В основу возникновения правовых отношений в сфере социального обеспечения положены такие события, как рождение человека, его смерть, болезнь, старость, безработица, нуждаемость в социальной поддержке во всех случаях, когда она необходима человеку в силу обстоятельств, не зависящих от него.

В системе социального обеспечения осуществляется реализация важнейших конституционных прав гражданина. В связи с этим можно выявить актуальность выбранной темы, которая обусловлена тем, что законодательство о социальном обеспечении − одна из наиболее сложных и нестабильных отраслей российского законодательства. Основная причина этого - в бессистемном развитии отраслевого нормативного массива, отсутствии единого кодифицированного акта.

Актуальность темы работы заключается в том, что в ней с учетом современных научных подходов рассматриваются права человека, их соблюдения и гарантии этого государством, поскольку права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации являются высшей ценностью. В работе рассматриваются все правовые, социальные, обстоятельства которые делают необходимым изучение и соотнесение социальных прав с конституционной моделью гарантий социально-экономических прав человека и гражданина в Российской Федерации.

Степень разработанности темы. Анализ научных публикаций по исследуемой нами теме показал, что конституционные основы организации социального обеспечения РФ занимались такие ученые, как Афанасьев, М.А., Голубева Т.Ю., Бакиева, Г.Р., Григорьев, И. В., Шайхатдинов В. Ш., Дивеева, Н.И., Доброхотова Е.Н., Захаров А.А., Еремина, С.Н., Комкова, Г.Н., Торосян Р.А., Сычев В.Б., Прилипко С., Бугров Л.Ю., Васильева Ю.В. и др.

Объект исследования - общественные отношения, возникающие в конституционных основах организации социального обеспечения РФ.

Предметом исследования являются теории и практики применения нормативно-правовых актов по изучению конституционных основ организации социального обеспечения РФ, такие как Конституция РФ, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и др.

Целью данной работы является изучение конституционных основ организации социального обеспечения РФ.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие функции организации социального обеспечения.
  2. Изучить правовое регулирование конституционных основ социальных прав человека и гражданина РФ.
  3. Определить конституционные принципы права человека и гражданина на социальное обеспечение.
  4. Изучить конституционные гарантии социального обеспечения в РФ.
  5. Провести анализ конституционных основ социальной защиты населения в РФ.
  6. Выявить проблемы обеспечения социальных прав граждан в РФ.

Методологическая основа исследования. Методологическая основа исследования опирается как на общенаучные методы (анализ, сравнение, измерение), так и на специальные (в частности, статистические).

Теоретическую основу данного исследования составили труды таких ученых как Захаров А.А., Еремина, С.Н., Комкова, Г.Н., Торосян Р.А., Сычев В.Б., Прилипко С., Бугров Л.Ю., Васильева Ю.В. и др.

Нормативная база исследования. В ходе работы было проанализировано законодательство Российской Федерации, ряд федеральных законов, регулирующих вопросы в сфере конституционных основ организации социального обеспечения РФ.

Структура работы соответствует поставленным целям и задачам. Работа состоит из введения, двух глав, логически разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников.

 

1 Общая характеристика конституционных основ организации социального обеспечения

1.1 Понятие и функции организации социального обеспечения

История возникновения, становления и развития социального обеспечения уходит своими корнями в глубь веков. Социальное обеспечение имеет предпосылки возникновения в том, что существование человеческого общества невозможно без взаимной поддержки, оказываемой людьми в экстремальных ситуациях (стихийные бедствия, смерть близких), в преодолении жизненных трудностей, защите социально слабых, в усилиях по разрешению личностных кризисов и конфликтов и др.

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых мест в жизни общества и государства. Она напрямую зависит от развития экономики и очень тесно связана с политической активностью и социальным самочувствием человека и неработающих слоев населения. Социальное обеспечение направлено на оказание материальной поддержки определенной категории граждан за счет средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством общественно значимыми, в целях выравнивания социального положения граждан по сравнению остальному обществу.

Изучением социального обеспечения занимались Н.А. Вигдорчик, Л.В. Забелин, В. Дурденевский, В.С. Андреев, Р.И. Иванова, Е.И. Астра Хан, В.А. Ачаркан, К.С. Батыгин и др.

Дурденевский В. рассматривал социальное обеспечение как деятельность государства, которая направлена на устранение социальных опасностей, угрожающих уровню и развитию различных слоев общества, путем оказания им социальной или денежной помощи.

Афанасьев М.А. назвал совокупность определенных социально-экономических мероприятий, осуществляемых государством или поддерживаемых им для обеспечения граждан в старости и при утрате трудоспособности, оказания социальных услуг детям, медицинской помощи[1].

По мнению С.Н. Еремина, социальное обеспечение - «это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд с целью удовлетворения жизненно необходимых потребностей больных, стариков, иждивенцев, детей, безработных, всех членов общества с целью охраны здоровья и воспроизводства труда за счет специальных фондов, которые создаются в обществе»[2].

Это определение является универсальным и отражает сущность социального обеспечения независимо от конкретных исторических условий, в которых оно организуется. В ее основе лежат следующие устойчивые признаки: объективное осознание, вызывающее потребность в особом механизме социального обеспечения, который направлен на поддержание или обеспечение необходимых условий жизни; специальные фонды - источники социального обеспечения; специальные средства к существованию; фиксированные правила предоставления социального обеспечения.

Существует ряд критериев, по которым тот или иной вид безопасности следует называть социальным.

Первый критерий – источник финансирования. На сегодняшний день социальное обеспечение финансируется за счет внебюджетных фондов: Фонда социального страхования, Пенсионного фонда, Фонда обязательного медицинского страхования, а также бюджетов различных уровней.

Вторым критерием является круг лиц, подлежащих охране. Социальное обеспечение за счет общества не предназначено для всех граждан, как это установлено государством. Данное положение осуществляется для определенной категории граждан, установленных законом.

В настоящее время это: дети; семьи с детьми; ветераны войны и труда; неполноценный; беременные женщины; лица, потерявшие кормильца; безработные граждане; люди, пострадавшие от радиации; лица, награжденные медалями, орденами и другими государственными наградами; беженцы и мигранты[3].

Третьим критерием являются условия, на которых предоставляется обеспечение. Право на предоставление государством определенного вида обеспечения определенному кругу вышеуказанных лиц возникает только при наступлении определенных обстоятельств, определенных в законе (смерть, рождение ребенка, инвалидность, достижение определенного возраста и т.п.).

Четвертый критерий – цель обеспечения безопасности. Основной целью определенного вида обеспечения является уравнивание социального положения человека с остальным обществом.

Таким образом, социальное обеспечение сегодня понимается как форма выражения социальной политики государства, которая направлена на материальное обеспечение определенной категории лиц за счет бюджетов и специальных государственных фондов.

Роль и место социального обеспечения в жизни общества определяются тем, какие функции оно выполняет, какие основные проблемы общества позволяет решать. Это обстоятельство отмечается большинством ученых, и существенных различий во взглядах специалистов на количество функций социального обеспечения и их содержание не наблюдается.

В общей теории права преобладает мнение, что функцией права является направление правового воздействия на общественные отношения посредством решения комплекса однородных задач, объединенных единой целью.

Из приведенного определения видно, что ядром функции является цель. В связи с этим функции социального обеспечения как общественно полезной деятельности также были сформулированы исходя из целей социальной политики Российской Федерации.

Сущность социального обеспечения более четко выражается в его функциях: политической, экономической, демографической, реабилитационной и профилактической.

Охранительная функция социального обеспечения предполагает как экономические меры со стороны субъектов социального обеспечения, так и правовые. Защитная функция социального обеспечения реализуется отраслями, которые являются как государственными, так и частными. Право социального обеспечения, является одной из публичных отраслей.

В социальном обеспечении различают два различных охранительных феномена: 1) защита социальных прав и 2) защита социальных прав. При этом защита социальных прав представляет собой совокупность различных взаимосвязанных мер, осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями и направленных на предупреждение нарушений социальных прав человека или устранение препятствий, не являющихся правонарушениями, на пути реализации его прав. права. Под защитой понимается принудительный по отношению к обязанному лицу законный способ восстановления нарушенного права человека либо самим уполномоченным лицом, либо компетентными органами.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление социального статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения путем оказания им различных видов материальной поддержки и социальных услуг в целях предупреждения обнищания и поддержания достойного уровня жизни, позволяющего им чувствовать себя полноценными членами общества.

Нормативно-правовые акты

 

  1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12.12.1993] (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Российская газета. – 2020. – № 144.
  2. Всеобщая декларация прав человека от 10 дек. 1948 г. [Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года]// Российская газета. - 1998 г. - 10 декабря.
  3. Европейская социальная хартия EТS №163 (вступила в силу 01.07.1999) [(принята в г. Страсбурге 03.05.1996] // Собрание законодательства РФ. 22.02.2010. - №8. – Ст. 781.
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ [Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года; Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года] (ред. от 19.12.2022) (с изм. и доп. вступ. в силу с 13.08.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 3.
  5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ [Принят Государственной Думой 08 декабря 1995 года; Одобрен Советом Федерации 26 декабря 1995 года] (ред. от 19.12.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации – 1996 - №1. - С. 16.
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ [Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года; Одобрен Советом Федерации 05 июня 1996 года] (ред. 29.12.2022) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  7. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» [Принят Государственной Думой 25 апреля 1991 года; Одобрен Советом Федерации 01 мая 1991 года] (ред. 19.11.2021) // Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 02.05.1991. - №18. - Ст. 566.
  8. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ [Принят Государственной Думой 01 января2011 года; Одобрен Советом Федерации 09 ноября 2011 года] (ред. 26.03.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации - 2011. - № 48. - Ст. 6724.
  9. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 № 125-ФЗ [Принят Государственной Думой 2 июля 1998 года; Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года] (ред. 03.04.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №31. -Ст. 3803.
  10. Федеральный закон от 16.07.1999. №165-ФЗ [Принят Государственной Думой 09 июня 1999 года; Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года] (ред. 14.07.2022). «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 29. - Ст. 3686.
  11. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ [Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года; Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года] (ред. от 28.01.2022) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №51. - Ст. 4831.
  12. Федеральный закон от 15.12.2001. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года; Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года] (ред. 11.01.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17.12.2001. - №51. - Ст. 4832.
  13. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ [Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года; Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года] (ред. от 08.03.2022) «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. - 2013. – №52 (часть I). - Ст. 6965.
  14. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ [Принят Государственной Думой 20 июля 1995 года; Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года] (ред. 28.12.2022) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №48. - Ст. 4563.
  15. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года; Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2001 года] (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 2. - Ст. 133.
  16. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года; Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года] (ред. от 17.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) // Собрании законодательства РФ. - 2012. - № 53 (часть I). -Ст. 7598.

Научная и учебная литература

  1. Азарова, Е.Г. Конституционные требования к российскому законодательству о социальном обеспечении /Е.Г. Азарцова/ Журнал российского права. 2018. - № 7. – С. 29.32.
  2. Афанасьев, М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. /М.А. Афанасьев, Т.Ю. Голубева - М: Проспект, 2020. - 184 с.
  3. Бакиева, Г.Р. Социальное обеспечение и его виды / Г.Р. Бакиева, С.А. Горазов, А. В. Баннова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 52 (290). - С. 345-347.
  4. Габов, А.В. Баланс конституционно защищаемых ценностей и интересов как условие реализации социальных гарантий /А.В. Габов/ Право и социальное развитие: новая гуманистическая иерархия ценностей: Монография / Отв. ред. А.В. Габов, Н.В. Путило. М., 2018. – 67 с.
  5. Григорьев, И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. /И.В. Григорьев, В.Ш. Шайхатдинов. Учебник и практикум для вузов. - М: Юрайт, 2019. - 428 с.
  6. Гринкевич, Л.С., Банин С.А. Одноканальное финансирование: из прошлого в будущее здравоохранения России. /Л.С. Гринкевич, С.А. Банин/ Финансы и кредит. 2017. №3 - С. 20-26.
  7. Гусова, К.Н. Право социального обеспечения. Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. – М., 2018 – 328 с.
  8. Дивеева, Н.И., Доброхотова Е.Н., Захаров А.А. Право социального обеспечения. /Н.И. Дивеева, Е.Н. Доброхотова, А.А. Захаров. Учебник и практикум. - М: Юрайт, 2017. - 384 с.
  9. Еремина, С.Л., Куделина О.В. Эффективность системы здравоохранения. /С.Л. Еремина, О.В. Куделина / Региональной аспект. Общество и экономика. 2018. - №4. - С. 141-157.
  10. Еремина, С.Н. Право социального обеспечения: учебник / С.Н. Еремина. - М.: Высшее образование, 2017. – 556 с.
  11. Зайцева, А.Ю. Пенсионная система в РФ: проблемы и пути решения / А. Ю. Зайцева // Молодой ученый. - 2022. - № 14 (409). - С. 167-170.
  12. Захаров, А.А. Некоторые проблемы формирования понятийного аппарата федерального законодательства о социальной защите населения /А.А. Захаров/ Российский юридический журнал. - 2018. - № 4. - С. 124-126.
  13. Калмыков, Ю. П. Анализ совершенствования пенсионного страхования. /Ю.П. Калмыков / Страховое дело. 2020 - №7 - С. 58-66.
  14. Козырева, П.М., Смирнов А.И. Российские пенсионеры в условиях кризиса /П.М. Козырева, А.И. Смирнов/ Социальные исследования. 2017. - №1. – С. 12-19.
  15. Комкова, Г.Н., Торосян Р.А., Сычев В.Б. Право социального обеспечения. Практикум. / Г.Н. Комкова, Р.А. Торосян, В.Б. Сычев. Учебное пособие для академического бакалавриата. - М: Юрайт, 2019. - 188 с.
  16. Косаренко, Н.Н. Право социального обеспечения. /Н.Н. Косаренко Учебник. - М: КноРус, 2019. - 240 с.
  17. Маматказин, И.Р. Юридические конструкции компенсационных правоотношений /И.Р. Маматказин/ Актуальные проблемы российского права. - 2018. - №2. - С. 212-216.
  18. Миронова, Т.К. Право социального обеспечения и социальное право /Т.К. Миронова/ Трудовое право. - М.: Интел-Синтез, 2018. - № 12. - С. 81-85.
  19. Мишунин, А.А., Конституционных основ социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации / А.А. Мишунина, Д.А. Абцилабагандова // Молодой ученый. - 2020. - № 24 (314). - С. 301-304.
  20. Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17 июня 2020 г.) [Электронный ресурс] // URL: Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74171472/ / - Загл. с экрана.
  21. Пономарев, Н.С. К вопросу о соотношении понятий «медицинская помощь» и «медицинские услуги», их юридическое значение для защиты прав и законных интересов граждан /Н.С. Пономарев/ Медицинское право. - 2019. - № 3. - С. 39–44.
  22. Прилипко, С. Право на пенсионное обеспечение и его реализация в условиях рыночной экономики /С. Прилипко- М.: Право. - 2020. № 2. - 76 c.
  23. Пудова, В.С. Проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации и способы их решения / В. С. Пудова // «Научно-практический журнал Аллея Науки». 2018. - № 4 (20). - С. 4-10.
  24. Путило, Н.В. Юридические критерии социального государства: новые подходы /Н.В. Путило/ Журнал российского права. - 2018. №10. – С. 22-29.
  25. Романовская, О.В., Романовский Г.Б. Право на достойную жизнь в трудовом законодательстве: опыт конституционного измерения // Конституционные основы трудового права и права социального обеспечения: состояние и перспективы: Матер.иалы XIV Ежегодной науч.-практ. конф. юрид. ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова и V Междунар. науч.-практ. конф. «Кутафинские чтения» Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина / Отв. ред. А.М. Куренной. Москва, 2018. – 266 с.
  26. Саженова, Е.Ю. Анализ конституционно-правовых основ института социальной защиты населения в Российской Федерации / Е. Ю. Саженова // Молодой ученый. - 2018. - № 6 (53). - С. 579-582.
  27. Сидоров, В.Е. Право социального обеспечения: учебное пособие / Сидоров В.Е. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 310 с.
  28. Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для СПО / Г.В. Сулейманова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 430 с.
  29. Сучкова, Т.Е. Основы административно-правового регулирования врачебной деятельности по оказанию медицинской помощи гражданам в Российской Федерации: /Т.Е. Сучкова / Дис. … канд. юрид. наук. – М., 2017. – 90 с.
  30. Терещенко, Н.Д. Конституционные социальные права личности: история развития и современное состояние в Российской Федерации: /Н.Д. Терещенко/Дис. канд. юрид. наук: 12.00.02. - Москва, 2004. - 194 c.
  31. Тучкова, Э.Г. Право социального обеспечения России. /Э.Г. Тучкова - М: Проспект, 2020. - 480 с.
  32. Филиппова, М.В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для СПО / М.В. Филиппова [и др.]; под ред. М.В. Филипповой. – М: Издательство Юрайт, 2019. – 290 с.
  33. Холодова, Т. Ю. Конституционно-правовое обеспечение прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации: /Т.Ю. Холодова /Дис. канд. юрид. наук: 12.00.02. - Москва, 2006. - 155 с.
  34. Цветков, С.Б. Право социального обеспечения: учеб. пособие. - /С.Б. Цветкова / Волгоград.: Волгоградская академия МВД России, 2009. - 200 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Конституционное право
2013 год 25 стр.
Курсовая Конституционные свободы и обязанности человека и гражданина в России
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2014 год 42 стр.
Курсовая Институт президента РФ
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2015 год 20 стр.
Контрольная Проблемы федеративного устройства в РФ ВИ МВД России
diplomstud
Курсовая работа Конституционное право
2012 год 37 стр.
Курсовая Конституционные гарантии местного самоуправления
diplomstud
Курсовая работа Конституционное право
2015 год 27 стр.
Курсовая Конституционный статус Правительства РФ
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское