Курсовая работа|Конституционное право

Принцип разделения властей как основа организации системы государственной власти в Российской Федерации

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2022 | Страниц: 36

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 Ретроспективный и сравнительно-правовой анализ принципа разделения властей

1.1 Появление и становление принципа разделения властей

1.2 Особенности реализации принципа разделения властей в парламентарных республиках и монархиях

Глава 2 Реализация принципа разделения властей в российской правовой действительности

2.1 Сущность принципа разделения властей

2.2 Проблемы реализации принципа разделения властей в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Тема «Принцип разделения властей как основа организации системы государственной власти в Российской Федерации» довольно актуальна в науке конституционного права, особенно применительно к современному этапу развития нашего государства. Обусловлено это, прежде всего, тем, что в условиях советского времени данный вопрос не получил должного теоретического осмысления, поскольку такое явление, как разделение власти на три ветви, не признавался существующей в тот период идеологией [22, с. 11].

В современных условиях проблема разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную касается как важных потребностей, так и законных интересов каждого члена российского общества. И правда, каждый гражданин стремится к определенной стабильности во всех сферах общества, верховенству закона, к нормальным условиям существования. Не вызывает сомнения тот факт, что лишь государство, выступающее слугой своих граждан и признающее их права и свободы высшей ценностью, может называться правовым и находить поддержку у большинства населения. Общепризнанно, что государство, желающее обладать признаком легитимности, прежде всего, должен являться правовым, социальным, демократическим и светским. Такое государство должно признавать, соблюдать и гарантировать реализацию прав и свобод своих граждан.

Существование принципа разделения властей и предназначено для того, чтобы это было реализовано в действительности. Реализация данного принципа позволяет избежать возможности сосредоточения власти в лице одного государственного органа или одного должностного лица, который, будучи полноправным обладателем всей полноты власти, трансформировался бы в некоего «государя», который сам принимает нормативно-правовые акты, обеспечивает реализацию их положений на практике, а также привлекает к ответственности за их неисполнение (нарушение). В связи с реформированием государственного устройства, распадом советской системы власти в 80-90-х г.г. 20 столетия, сопровождавшимся провозглашением курса на создание социального и правового государства, вопросы о сущности, становлении и значении принципа разделения властей, проблемах его реализации, вызывают особый интерес как объект для изучения отечественными правоведами.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу реализации принципа разделения властей  как одного из важнейших конституционных принципов, составляющего основу организации власти правового государства.

Предмет исследования – нормативно-правовые акты, фундаментальные научные труды теоретиков правовой мысли по теме исследования, а также учебная и научная литература, посвященная проблемам реализации принципа разделения властей в конституционном механизме России.

Цель данной работы – всестороннее и комплексное изучение принципа разделения властей в конституционном механизме России, проблем его реализации в российской правовой действительности.

Для поэтапной реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Провести ретроспективный анализ становления принципа разделения властей.
  2. Выяснить, как реализуется данный принцип на практике в зарубежных странах (парламентских республиках и монархиях).
  3. Раскрыть содержание и сущность принципа разделения властей.
  4. Рассмотреть проблемы реализации принципа разделения властей в российском конституционном механизме.

В основу исследования положены методы анализа научной и учебной литературы, логического и системного толкования права, исторический метод при проведении ретроспективного анализа становления исследуемого принципа, а также метод сравнительного правоведения при анализе положений о реализации принципа разделения властей в зарубежных странах.

Эмпирической основой изучения послужили обособленные фактические данные политико-правовой жизни, историческая хронология, статистические данные и иные исследования, касающиеся разделения властей в российском государстве.

В ходе работы были использованы нормативно-правовые акты, (Конституция России [1] и др.), учебная и научная литература по теме исследования (Г.В. Мальцев [21], В.Е. Чиркин [34], С.Л. Сергевнин [33] и др.), а также монографии таких теоретиков правовой мысли, как Платон, Аристотель, Ш.Л. Монтескье и др.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе положения, выводы, представляющие результаты проведенного исследования, могут быть использованы в процессе совершенствования действующего законодательства, в правоприменительной практике, в дальнейшей научной разработке теории разделения властей в российском государстве.

Структура работа обусловлена целью и задачами настоящего исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре пункта, заключения и списка использованных источников и литературы.

 

Глава 1 Ретроспективный и сравнительно-правовой анализ принципа разделения властей

1.1Появление и становление принципа разделения властей

Основоположниками идей о разделении властей являются древнегреческие мыслители (Платон, Аристотель, Полибий). Так, мыслитель Платон объяснял необходимость введения принципа разделения властей реальной потребностью общества, он считал, что процесс производства улучшится, «если выполнять одну какую-либо работу соответственно своим природным задаткам и притом вовремя, не отвлекаясь на другие работы» [13, с. 146].

Мыслитель Аристотель выделял три атрибута любого государственного устройства. Во-первых, это власть, решающая вопросы государства, во-вторых, правительственная власть и, наконец – судебная власть [13, с. 152]. Выраженное данным мыслителем мнение о недопущении сосредоточения всей полноты власти в одних руках отвечает и современным реалиям, поскольку ограничение власти делает ее более эффективной [11, с. 3].

В качестве самостоятельного политического учения теория разделения властей получила развитие в западноевропейских государствах в период революционных преобразований 17-18 столетий. Основоположником данной теории можно считать Джона Локка, английского философа. Его воззрения относительно права и политики нашли отражение в такой работе, как «Два трактата о государственном управлении». Именно в данном труде Локком в полной мере раскрыт принцип разделения властей. Изучая труды этого английского философа, Б. Рассел пришел к выводу, что Джон Локк наиболее удачно из всех философов изложил концепцию разделения властей [32, с. 624].

Противником теории разделения властей традиционно считают Жан-Жака Руссо. Его идеи сводились к тому, что власть едина и сама возможность разделения этой власти невозможна не только в силу ее организации, но и с социологической точки зрения. Руссо считал, что вся власть неделима, принадлежит народу, который осуществляет принадлежащую ему власть посредством народных собраний [26, с. 117].

В дальнейшем концепция разделения властей получила детальное и обоснованное отражение в трудах Шарля Луи Монтескье, французского мыслителя. Его перу принадлежит знаменитый трактат «О духе законов», который был впервые опубликован в 1748 г. Мыслитель под разделением властей видел не только механическое разделение полномочий между органами государственной власти, но и действительное разграничение между разнообразными политическими и социальными силами, которые перед французской революцией боролись за получение политического господства в стране. Он считал, что политическая свобода возможна только в условиях умеренного правления, ее существование невозможно в аристократическом обществе, в котором полнота власти сосредоточена в руках знати, равно как и в демократическом государстве, где источником власти выступает народ [13, с. 171].

Вышеуказанные воззрения французского мыслителя не нашли своего подтверждения на практике, поскольку принцип разделения властей был реализован в условиях демократии, т.е. в правовом, социальном государстве. Кроме того, данный принцип закреплен во всех основных законах правовых государств современности, теоретически переосмыслен, получил новое юридическое содержание и реализован на практике [33, с. 9].

Шарль Луи Монтескье в своих сочинениях указывал, что каждая ветвь власти, выделяемая в зависимости от возложенных на нее функций, должна реализовываться независимым и самостоятельным органом государственной власти. При этом он особо подчеркивал всю важность независимости как органов государственной власти, так и ветвей власти в части взаимной несменяемости таких органов, сроков их полномочий. Монтескье особое внимание уделил полномочиям, предоставленным законодательной власти: несмотря на отсутствие у нее распорядительных прав по отношению к исполнительной власти, ей предоставлен ряд контрольных полномочий относительно того, каким образом «приводятся в исполнение созданные ею законы и правительство должно давать отчет парламенту страны о своем управлении» [13, с. 175].

Революционные по своей сути, такие воззрения нашли отражение в конституциях таких стран, как США (Конституция 1787 г.), Франция (Конституция 1789 г.). В указанных конституциях был закреплен принцип разделения властей, выступающий гарантом охраны прав и свобод человека и гражданина [26, с. 217].

Источники

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // СПС КонсультантПлюс.
  2. О судебной системе Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) // СПС КонсультантПлюс.

  Литература

  1. Авакьян, С.А. Конституционное право России: Учеб. курс [Текст] / С.А. Авакьян. - М.: Юристъ, 2015. - 580 с.
  2. Авдеев, Д.А. Разделение властей и дуалистическая природа исполнительной власти в России [Текст] / Д.А. Авдеев // Конституционное и муниципальное право. - 2019. - № 9. - С. 14 - 21.
  3. Бачило, И.Л. Факторы, влияющие на государственность [Текст] / И.Л. Бачило // Государство и право. - 2019. - №7. - С. 13 - 20.
  4. Даниелян, Д.Р. Эволюция представлений о судебной власти [Текст] / Д.Р. Даниелян // Мировой судья. - 2018. - № 8. - С. 12 - 19.
  5. Дегтев, Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы [Текст] / Г.В. Дегтев. - М.: Юристъ, 2015. - 290 с.
  6. Добрынин, Н.М. Основы конституционного (государственного) права Российской Федерации: 100 вопросов и ответов. Практическое руководство. Современная версия новейшей истории государства [Текст] / Н.М. Добрынин. - Новосибирск: Наука, 2019. - 388 с.
  7. Дюков, К. В. Проблемы реализации принципа разделения властей в современной России [Текст] / К.В. Дюков // Общество и право. - 2021. - № 3(5). - С. 172 - 177.
  8. Зазнаев, О. Российская форма правления: прошлое, настоящее и будущее [Текст] / О. Зазнаев // Сравнительное конституционное обозрение. - 2016. - № 4 (57). - С. 7 - 12.
  9. Зенин, С.С. Динамизм конституционного принципа народовластия в Российской Федерации: теоретический аспект [Текст] / С.С. Зенин // Государственная власть и местное самоуправление. - 2018. - № 11. - С. 3 - 11.
  10. Исполнительная власть: проблемы организации и деятельности: Труды кафедры конституционного и административного права. Вып. 1 [Текст] / отв. ред. Е.К. Глушко, М.А. Краснов; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: ТЕИС, 2016. - 268 с.
  11. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов [Текст] / под ред. Чибиряева С.А. - М.: Былина, 2018. - 533 с.
  12. Ишеков, К.А. Реализация конституционного принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации [Текст] / под ред. П.П. Сергуна. - Саратов: ГОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации», 2020. - 233 с.
  13. Козлова, Е.И. Конституционное право России: Учебник [Текст] / Е.И. Козлова. - М.: ТК «Велби»; Изд-во «Проспект», 2016. - 770 с.
  14. Кокотов, А.Н. Конституционное право России. Курс лекций: Учеб. пособие [Текст] / А.Н. Кокотов. - М.: ТК «Велби»; Изд-во «Проспект», 2017. - 630 с.
  15. Кроткова, Н.В. Проблема разделения властей в государственно-правовом учении С.А. Котляревского [Текст] / Н.В. Кроткова // Право и политика. - 2016. - № 12(83). - С. 129 - 134.
  16. Крылов, Б.С. Разделение власти: система сдержек и противовесов [Текст] / Б.С. Крылов // Журнал Российского права. - 2019. - № 6. - С. 3 - 11.
  17. Леонтьев, И.К. Законодательство РФ: теоретические вопросы, проблемы и перспективы [Текст] / И.К. Леонтьев // Государство и право. - 2020. - №10. - С. 21 - 28.
  18. Лукьянова, Е.А. Некоторые проблемы реализации Конституции Российской Федерации [Текст] / Е.А. Лукьянова // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - № 15. - С. 5 - 12.
  19. Мальцев, Г.В. Новый российский парламент: надежды на будущее [Текст] / Г.В. Мальцев // Российская Федерация. - 2020. - № 1/13. - С. 34 - 40.
  20. Малюшин, А.А. Конституционно-судебное правотворчество в Российской Федерации: проблемы теории и практики: монография [Текст] / А.А. Малюшин. - М.: Юрист, 2018. - 276 с.
  21. Маторин, А. М. Проблема реализации принципа разделения властей в России [Текст] / А.М. Маторин // Устойчивое и инновационное развитие в цифровую эпоху : Материалы III Международной научно-практической конференции , Москва, 23–24 июня 2021 года. – Москва: Московский гуманитарный университет, 2021. - С. 33 - 40.
  22. Миряева, Ж.А. Исследование доктринальных подходов в теории разделения властей [Текст] / Ж.А. Миряева // Наука. Общество. Государство. - 2020. - № 1(29). - С. 36 - 43.
  23. Мишин, А.А. Государственное право США [Текст] / А.А. Мишин. - М.: Норма, 2016. - 490 с.
  24. Мишин, А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник для вузов [Текст] / А.А. Мишин. - М.: Статут, 2018. - 548 с.
  25. Монгуш, О.О. Современный подход к толкованию принципа разделения властей в России [Текст] / О.О. Монгуш // Символ науки. - 2019. - № 6. - С. 56 - 62.
  26. Муравский, В.А. Органическая концепция разделения властей [Текст] / В.А. Муравский // Российский юридический журнал. - 2020. - № 2. - С. 22 - 30.
  27. Наумова, Е. К. Принцип разделения властей в России: современные проблемы его реализации [Текст] / Е.К. Наумова // Актуальные проблемы конституционного, муниципального и международного права : сборник научных статей, Курск, 30 мая 2019 года. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. - С. 106 - 113.
  28. Никеров, Г.И. Административное право США [Текст] / Г.И. Никеров. - М.: Гардарики, 2017. - 590 с.
  29. Попов, Л.Л. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение [Текст] / под ред. Л.Л. Попова. - М.: Норма, Инфра-М, 2021. - 388 с.
  30. Рассел, Б. История западной философии / Б. Рассел. - М.: Норма, 1999. - 784 с.
  31. Сергевнин, С.Л. Судебная власть и конституционное правосудие в контексте принципа разделения властей [Текст] / С.Л. Сергевнин // Журнал конституционного правосудия. - 2020. - № 2. - С. 9 - 15.
  32. Сергеев, Д.Б. Теория разделения властей и система сдержек и противовесов как основы построения структуры муниципального образования [Текст] / Д.Б. Сергеев // Государственная власть и местное самоуправление. - 2021. - № 12. - С. 17 - 22.
  33. Тихомиров, Ю.А. Правовое государство: модели и реальность [Текст] / Ю.А. Тихомиров // Журнал российского права. - 2019. - № 12. - С. 5 - 12.
  34. Хасанов, А. А. Актуальные проблемы реализации принципа разделения властей в современной России [Текст] / А.А. Хасанов // Юриспруденция, государство и право: актуальные вопросы и современные аспекты : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 сентября 2020 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. - С. 50- 62.
  35. Чиркин, В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт [Текст] / В.Е. Чиркин. - М.: Зерцало, 2018. - 488 с.
  36. Шапорев, Д. А. О некоторых проблемах реализации принципа разделения властей в России [Текст] / Д.А. Шапорев // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. - 2020. - № 11. - С. 75 - 82.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Конституционное право
2010 год 35 стр.
Курсовая Конституционный Суд
diplomstud
Курсовая работа Конституционное право
2014 год 28 стр.
Курсовая Приобретение российского гражданства и выход из него
VAshueva
Курсовая работа Конституционное право
2011 год 35 стр.
Курсовая Формирование и функционирование гражданского общества
diplomstud
Курсовая работа Конституционное право
2013 год 25 стр.
Курсовая Конституционные свободы и обязанности человека и гражданина в России
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2014 год 42 стр.
Курсовая Институт президента РФ
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское