Тема «Принцип разделения властей как основа организации системы государственной власти в Российской Федерации» довольно актуальна в науке конституционного права, особенно применительно к современному этапу развития нашего государства. Обусловлено это, прежде всего, тем, что в условиях советского времени данный вопрос не получил должного теоретического осмысления, поскольку такое явление, как разделение власти на три ветви, не признавался существующей в тот период идеологией [22, с. 11].
В современных условиях проблема разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную касается как важных потребностей, так и законных интересов каждого члена российского общества. И правда, каждый гражданин стремится к определенной стабильности во всех сферах общества, верховенству закона, к нормальным условиям существования. Не вызывает сомнения тот факт, что лишь государство, выступающее слугой своих граждан и признающее их права и свободы высшей ценностью, может называться правовым и находить поддержку у большинства населения. Общепризнанно, что государство, желающее обладать признаком легитимности, прежде всего, должен являться правовым, социальным, демократическим и светским. Такое государство должно признавать, соблюдать и гарантировать реализацию прав и свобод своих граждан.
Существование принципа разделения властей и предназначено для того, чтобы это было реализовано в действительности. Реализация данного принципа позволяет избежать возможности сосредоточения власти в лице одного государственного органа или одного должностного лица, который, будучи полноправным обладателем всей полноты власти, трансформировался бы в некоего «государя», который сам принимает нормативно-правовые акты, обеспечивает реализацию их положений на практике, а также привлекает к ответственности за их неисполнение (нарушение). В связи с реформированием государственного устройства, распадом советской системы власти в 80-90-х г.г. 20 столетия, сопровождавшимся провозглашением курса на создание социального и правового государства, вопросы о сущности, становлении и значении принципа разделения властей, проблемах его реализации, вызывают особый интерес как объект для изучения отечественными правоведами.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу реализации принципа разделения властей как одного из важнейших конституционных принципов, составляющего основу организации власти правового государства.
Предмет исследования – нормативно-правовые акты, фундаментальные научные труды теоретиков правовой мысли по теме исследования, а также учебная и научная литература, посвященная проблемам реализации принципа разделения властей в конституционном механизме России.
Цель данной работы – всестороннее и комплексное изучение принципа разделения властей в конституционном механизме России, проблем его реализации в российской правовой действительности.
Для поэтапной реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:
- Провести ретроспективный анализ становления принципа разделения властей.
- Выяснить, как реализуется данный принцип на практике в зарубежных странах (парламентских республиках и монархиях).
- Раскрыть содержание и сущность принципа разделения властей.
- Рассмотреть проблемы реализации принципа разделения властей в российском конституционном механизме.
В основу исследования положены методы анализа научной и учебной литературы, логического и системного толкования права, исторический метод при проведении ретроспективного анализа становления исследуемого принципа, а также метод сравнительного правоведения при анализе положений о реализации принципа разделения властей в зарубежных странах.
Эмпирической основой изучения послужили обособленные фактические данные политико-правовой жизни, историческая хронология, статистические данные и иные исследования, касающиеся разделения властей в российском государстве.
В ходе работы были использованы нормативно-правовые акты, (Конституция России [1] и др.), учебная и научная литература по теме исследования (Г.В. Мальцев [21], В.Е. Чиркин [34], С.Л. Сергевнин [33] и др.), а также монографии таких теоретиков правовой мысли, как Платон, Аристотель, Ш.Л. Монтескье и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе положения, выводы, представляющие результаты проведенного исследования, могут быть использованы в процессе совершенствования действующего законодательства, в правоприменительной практике, в дальнейшей научной разработке теории разделения властей в российском государстве.
Структура работа обусловлена целью и задачами настоящего исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре пункта, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1 Ретроспективный и сравнительно-правовой анализ принципа разделения властей
1.1Появление и становление принципа разделения властей
Основоположниками идей о разделении властей являются древнегреческие мыслители (Платон, Аристотель, Полибий). Так, мыслитель Платон объяснял необходимость введения принципа разделения властей реальной потребностью общества, он считал, что процесс производства улучшится, «если выполнять одну какую-либо работу соответственно своим природным задаткам и притом вовремя, не отвлекаясь на другие работы» [13, с. 146].
Мыслитель Аристотель выделял три атрибута любого государственного устройства. Во-первых, это власть, решающая вопросы государства, во-вторых, правительственная власть и, наконец – судебная власть [13, с. 152]. Выраженное данным мыслителем мнение о недопущении сосредоточения всей полноты власти в одних руках отвечает и современным реалиям, поскольку ограничение власти делает ее более эффективной [11, с. 3].
В качестве самостоятельного политического учения теория разделения властей получила развитие в западноевропейских государствах в период революционных преобразований 17-18 столетий. Основоположником данной теории можно считать Джона Локка, английского философа. Его воззрения относительно права и политики нашли отражение в такой работе, как «Два трактата о государственном управлении». Именно в данном труде Локком в полной мере раскрыт принцип разделения властей. Изучая труды этого английского философа, Б. Рассел пришел к выводу, что Джон Локк наиболее удачно из всех философов изложил концепцию разделения властей [32, с. 624].
Противником теории разделения властей традиционно считают Жан-Жака Руссо. Его идеи сводились к тому, что власть едина и сама возможность разделения этой власти невозможна не только в силу ее организации, но и с социологической точки зрения. Руссо считал, что вся власть неделима, принадлежит народу, который осуществляет принадлежащую ему власть посредством народных собраний [26, с. 117].
В дальнейшем концепция разделения властей получила детальное и обоснованное отражение в трудах Шарля Луи Монтескье, французского мыслителя. Его перу принадлежит знаменитый трактат «О духе законов», который был впервые опубликован в 1748 г. Мыслитель под разделением властей видел не только механическое разделение полномочий между органами государственной власти, но и действительное разграничение между разнообразными политическими и социальными силами, которые перед французской революцией боролись за получение политического господства в стране. Он считал, что политическая свобода возможна только в условиях умеренного правления, ее существование невозможно в аристократическом обществе, в котором полнота власти сосредоточена в руках знати, равно как и в демократическом государстве, где источником власти выступает народ [13, с. 171].
Вышеуказанные воззрения французского мыслителя не нашли своего подтверждения на практике, поскольку принцип разделения властей был реализован в условиях демократии, т.е. в правовом, социальном государстве. Кроме того, данный принцип закреплен во всех основных законах правовых государств современности, теоретически переосмыслен, получил новое юридическое содержание и реализован на практике [33, с. 9].
Шарль Луи Монтескье в своих сочинениях указывал, что каждая ветвь власти, выделяемая в зависимости от возложенных на нее функций, должна реализовываться независимым и самостоятельным органом государственной власти. При этом он особо подчеркивал всю важность независимости как органов государственной власти, так и ветвей власти в части взаимной несменяемости таких органов, сроков их полномочий. Монтескье особое внимание уделил полномочиям, предоставленным законодательной власти: несмотря на отсутствие у нее распорядительных прав по отношению к исполнительной власти, ей предоставлен ряд контрольных полномочий относительно того, каким образом «приводятся в исполнение созданные ею законы и правительство должно давать отчет парламенту страны о своем управлении» [13, с. 175].
Революционные по своей сути, такие воззрения нашли отражение в конституциях таких стран, как США (Конституция 1787 г.), Франция (Конституция 1789 г.). В указанных конституциях был закреплен принцип разделения властей, выступающий гарантом охраны прав и свобод человека и гражданина [26, с. 217].