ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. РОЛЬ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1. Сущность пpямых инocтpaнных инвecтиций и их poль в экoнoмикe cтpaны.
1.2. Мировой опыт привлечения прямых иностранных инвестиций
Глава 2. ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ПРЯМЫХ ИННОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РК
2.1 Состояние прямых иностранных инвестиций в РК
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ КАЗАХСТАНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Иностранные инвестиции играют значительную роль в экономическом развитии страны, в том числе и в развитии Казахстана. Привлечение зарубежного капитала является объективной потребностью. Иностранные инвестиции обусловлены международным разделением труда, развитием международных связей, интегрированием национальной экономики в мировом хозяйстве. Привлечение зарубежного капитала может обеспечить поддержание, а в дальнейшем и увеличение объемов производства, устранить нехватку денежных средств на покупку новых технологий и оборудования, понизить безработицу в стране, поспособствовать повышению качества продукции, ее конкурентоспособности, а также решить другие острые экономические проблемы Республики Казахстана.
В Стратегии «Казахстан-2050» первый президент Казахстана Н.А.Назарбаев установил общие экономический прагматизм, основанный на принципах возврата инвестиций и конкурентоспособности, прибыльности как нового курса экономической политики [1].
Привлечение иностранных инвестиций в экономику Казахстана является объективно необходимым процессом. Мировой опыт многих стран показывает, что приток иностранного капитала и государственное регулирование его использования оказывают положительное влияние на экономику. Инвестиции способствуют созданию и укреплению частного предпринимательства в странах со средним и низким уровнем экономического развития, мобилизуют капитал для реализации сложных проектов, создания смешанных компаний и рынков кредитного капитала.
Прямые иностранные инвестиции играют важную роль в финансировании мировой экономики, и она представляет собой наиболее частый особенность в финансировании национальной экономики развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Спрос на иностранные инвестиции на мировом рынке велик, и поэтому правительства проведение множества мероприятий с целью создания более благоприятной среды для привлечения инвесторов.
Проблемы ПИИ пересмотрены в работах иностранных экспертов, которые специализируются на инвестиции и моделям инвестиционной деятельности, как американские специалисты Р.Вернон, С.Киндлибергер, Р.Кэйвс., Грахам Е.М., Акаматсу К.А., Баклей П.Д.Ж., Ругман А.М. Определенные характерные черты привлечения ПИИ в страну были рассмотрены российскими учеными, такими как Волгина Н.А., Цветкова Н.Н., Снитко Н.А., Сергеев, И. В., Зубченко Л. А., Ивасенко, Я. И.
Целью данной курсовой работы является основных тенденций в области прямых иностранных инвестиций. Также анализировать динамики прямых иностранных инвестиций в Казахстан в каждой стране. Рассмотреть стратегических программ развития иностранных инвестиций.
- определение сущности прямых иностранных инвестиций и их роли в экономике страны
-анализ мирового опыта исследования роли прямых иностранных инвестиций
-рассмотреть основной канал привлечения прямых иностранных инвестиций ТНК
-анализ динамики прямых иностранных инвестиций в Казахстане.
-рассмотреть пути привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Казахстана
Структура данной курсовой работы состоит из: введения, 3 глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
1.2 Мировой опыт исследования роли прямых иностранных инвестиций в экономике принимающей страны
В настоящее время инвестиции играют важную роль в развитии многих стран, являясь, с одной стороны, источником финансирования новых проектов, а с другой-катализатором позитивных изменений в общей экономической ситуации. Например, инвестиции могут быть источником технологических изменений производственного процесса. Кроме того,на предприятиях-получателях инвестиций могут быть представлены и новые практики менеджмента, систем документооборота, которые широко используются и признаны эффективными. Поэтому привлечение инвестиций является стратегической целью развития любого государства. Зарубежный опыт стимулирования инвестиционной деятельности является источником позитивных изменений в инвестиционной сфере национальной экономики.
Прямые иностранные инвестиции выполняют следующие функции в экономике страны-реципиента:
– активизируют инвестиционный процесс в целом;
– способствуют наращиванию материальной базы экономики;
–обеспечивают возможность обмена последними достижениями технологий производства, менеджмента и маркетинга, необходимыми для выхода на мировой уровень;
– стимулируют развитие малых и средних предпринимательских форм;
– ускоряют развитие отраслей экономики в целом и отдельных регионов страны;
– помогают в стимулировании внедрения инноваций и ориентировании экономики на потребителя.
В современных условиях принимающие страны за счет различных инструментов способствуют активизации потоков ПИИ при условии, что они обеспечат рост добавленной стоимости в экономике и более высокие темпы экономического роста. Ожидается, что в условиях нехватки собственных ресурсов потоки ПИИ будут генерировать необходимые ресурсы для расширения и модернизации капитальной базы экономики [6].
Согласно сложившемуся опыту государственного регулирования иностранных инвестиций в странах с рыночной экономикой можно выделить три модели:
1) «американская»;
2) «японская»;
3) «тайваньская».
В основе этих моделей лежат определенные меры стимулирующего характера. [7]
Страны со сложившейся «американской» моделью (США, Испания, Италия) основную стимулирующую роль отводят налоговым стимулам для инвестиций частного сектора в условиях последовательной либеральной макроэкономической политики с использованием механизмов ценооб- разования и процентных ставок. Главным контрольным механизмом эффективного распределения инвестиций в данной модели является фондовая биржа (соответственно и развитый рынок ценных бумаг). В функции государства входят:
– координация направлений инвестиционных ресурсов (с учетом приоритетных направлений);
Как правило, страны, которые проводят активную политику привлечения зарубежного капитала и его использования для экономического развития своих государств, создают подробную правовую базу для регулирования иностранных инвестиций. Каждое государство индивидуально определяет порядок и условия допуска зарубежного капитала в экономику.
-анализ информации о состоянии и развитии национальной экономики и ее распространение;
– прогнозирование экономической ситуации;
– инвестирование инфраструктуры (в первую очередь – инфраструктуры финансового рынка).
К недостаткам «американской модели» относятся:
– отсутствие факторов, стимулирующих сбережения;
– невозможность быстро увеличить накопления.
«Японская» модель, используемая в Японии, Великобритании, Канаде, Австрии, связана с финансированием государством частных проектов на основе взаимодействия государственных структур и частного бизнеса. Государство контролирует банковскую сферу и осуществляет мобилизацию сбережений населения, которые предоставляет корпорациям на льготных условиях с учетом взаимовыгодного сотрудничества и неукоснительного соблюдения взятых ими обязательств. Капиталов вложения в инфраструктуру координируются создан- ными государством консультативными советами в соответствии с потребностями конкретной фирмы. Необходимым условием реализации данной модели является наличие сильного частного сектора и эффективного государственного управления. Налоговое стимулирование в данной модели яв- ляется формой субсидий, посредством которых государство поддерживает предприятия, способные добиться увеличения объемов и повышения качества выпускаемой продукции, а также обеспечить в дальнейшем наращивание поступлений в бюджет в большем объеме, чем размер оказанной государс- твенной помощи. Стимулирование приоритетных отраслей через налоговый механизм характерно для экономик переходного периода. Его использовали такие страны, как Япония, Тайвань, Республика Корея и др.