Введение
Глава 1. Проблема контрафактной продукции
1.1. Категориально-понятийный аппарат контрафактной продукции
1.2. Проблема контрафактной продукции в Европейском союзе
Глава 2. Политика Европейского союза по противодействию теневому обороту алкогольной и табачной продукции
2.1. Механизмы ЕС по контролю за нелегальным оборотом табачной продукции
2.2. Механизмы ЕС по контролю за нелегальным оборотом алкогольной продукции
Заключение
Список использованных источников и литературы
Теневой оборот табачной и алкогольной продукции представляет собой особое направление государственного регулирования. Табачная и алкогольная продукция являются наиболее частыми товарами контрафактного оборота. Важно также подчеркнуть, что табачную и алкогольную продукцию часто относят к товарам низкой эластичности, а алкогольную продукцию к товарам неэластичного спроса. Следовательно, потребительский спрос на данную продукцию является очень устойчивым, что свидетельствует о прочных тенденциях потребления данной продукции и усиливает степень ее востребованности в обществе.
Актуальность выбранной темы заключается в значении сектора табачной и алкогольной продукции для государства. Указанные товары подразумевают особый вид налогообложения, а следовательно, при переходе производителей алкоголя и табака в ненаблюдаемую экономику государства значительно не дополучает налоговые сборы с производителей и не выполняет государственный бюджет.
Объектом исследования является теневой оборот алкогольной и табачной продукции в Европейском союзе. Предметом исследования являются особенности теневого оборота табачной и алкогольной продукции в государствах Европейского союза.
Целью исследования является определение и систематизация основных политико-правовых механизмов Европейского союзе в сфере снижения активности производителей контрафактной алкогольной и табачной продукции.
В качестве задач исследования выделяются следующие:
- Выявление тенденций экономической преступности на рынке алкогольной и табачной продукции;
- Определение государственных мер стран-членов ЕС по противодействию развитию нелегального оборота табачной и алкогольной продукции;
- Определение эффективности государственных мероприятий в ЕС по сдерживанию теневого оборота табачной и алкогольной продукции.
Источниковую базу исследования составили следующие:
- Нормативно-правовые акты Европейского союза такие, как Директивы ЕС «О гармонизации структуры акцизов на алкоголь и алкогольную продукцию», «О гармонизации ставок акцизов на алкоголь и алкогольную продукцию», «Об определении общих положений касательно товаров, облагаемых акцизами» от 2014 г. [1][2];
- Аналитические данные международных организаций таких, как ОЭСР[3], аналитические справки международных консалтинговых агенств, таких, как “Eurogroup Consulting and Sovereign Border Solutions”[4].
Степень изученности данной темы отмечена в работах зарубежных экономистов, занимающихся проблемами теневой экономики, таких, как Ф. Шнайдер и Д. Эсте[5], а также Е. Фридмана, С. Джонсона, Д. Кауфмана[6]. Проблемы неформальной экономики, в частности теневого оборота алкогольной и табачной продукции, отмечаются в работах российских экономистов: Д.Г. Ломсадзе, Д.А. Ендовицкий[7], Е.О. Дедюриной[8], а также ученых-юристов: Е.М. Журавлевой[9], К.А. Бякишева[10]
Методологическую базу исследования составляют такие методы, как сравнение секторов ненаблюдаемой экономики на рынке алкогольной и табачной продукции в ряде стран Европейского союза, описание основных тенденций развития данного теневого сектора экономики.
Хронологические рамки исследования охватывают период начала 2000-х гг. – конец 2017 г.
1.2. Проблема контрафактной продукции в Европейском союзе
Европа является регионом наиболее подверженным проблеме контрафактной продукции. К примеру, с 1998 по 2004 гг. количество контрафактной продукции, задержанной сотрудниками таможенной службы ЕС, выросло в 10 раз[1]. Отмечается, что проблема производства и распространения контрафактной продукции является проблемой не одного европейского региона или преимущественно конкретного субрегиона Европа, а в целом всего континента. Следовательно, борьба с контрафактной продукцией является именно той областью отношений между государствами Европейского союза, в которой практически полностью доминирует единодушие принятии решений[2].
При рассмотрении проблемы контрафактной продукции в Европе следует уделить особое внимание способам ее реализация, а именно логистике.
Следует сказать, что производители и распространителя контрафакта часто используют сложные маршруты торговли с применением тактики транзитных пунктов. В данном случает это обосновывается следующими целями производителя контрафакта, которые изложены ниже[3]. Во-первых, необходима чистка документов и скрытие места происхождения. Во-вторых, создаются распределительные центры для поддельных товаров, а также в целях отправки продукции небольшими партиями в конечные пункты назначения. В-третьих, необходима обработка продуктов в зонах свободной торговли, в частности, путем добавления поддельных товарных знаков, переупаковки и повторной маркировки товаров.
В данной связи следует сказать, что европейским таможенным службам зачастую трудно определить страну исхода контрафактной продукции, с связи с изложенными выше процедурами. Следовательно, товар может быть произведен в экономике одной европейской страны, а маркирован контрафактными логотипами в другой.
Следует также отметить, что в странах с низким уровнем доходов граждан обычно отсутствует капитальный и технологический потенциал для производства широкого спектра продуктов, что существенно ограничивает потенциал производства нелегальных товаров. В случает когда экономика государства развивается и становится богаче, производственные и технологические возможности становятся ключевым фактором продвижения контрафактной продукции на рынок.
Однако примечательно, что, основываясь на статистике, можно заключить, что количество легальной продукции, ввозимой в ЕС, значительно превышает объемы конфискованного контрафакта[4].
Зоны свободной торговли также являются важными транзитными пунктами в процессе логистики контрафактной продукции в Европу. Так, контрафактная продукция из ОАЭ составляет 15% всех случаев ввоза контрафакта в Европу, согласно данным за 2008 г[5].
Внешние зоны свободной торговли также являются одной из угроз в контрафактное среды, поскольку эти районы предоставляют производителям и распространителям контрафакта возможность вывозить туда грузы, изменять, адаптировать их или связанные с ними документы, а затем потенциально реэкспортировать получившуюся продукцию без таможенного вмешательства, таким образом скрывая истинное происхождение и характер товаров, а также личность первоначального поставщика.
Важно также отметить, что крупными источниками контрафактной продукции в Европе являются не только внешние поставщики, транзитные пункты, зоны свободной торговли за пределами Европейского союза, но также и внутренние производители контрафакта, по большей части, в Бельгии, Чешской республике, Испании, Италии, Польше, Португалии и Великобритании[6]. К примеру, свидетельством подобной логистика является обнаружение фальсификата дорогостоящей алкогольной продукции, который создается путем повторного наполнения бутылок из-под оригинальной продукции более дешевым заменителем, нигде не зарегистрированным. Также повторное наполнение может происходить на законно работающем заводе, следовательно, в данном случает производителем контрафакта является зарегистрированный производитель оригинальной продукции.
Рассматривая проблему контрафактной продукции в Европе и уделяя особое внимание нелегальному обороту алкогольной и табачной продукции, следует отметить, что спрос на алкогольную продукцию с черного рынка особенно становится заметным во время экономического кризиса, когда государство повышает акцизы на подакцизные товары. В данном случае потребители сознательно выбирают подделку из-за более низкой цены[7].
В качестве другого яркого примера изменения спроса на алкогольную продукцию может быть приведена ситуация в Греции, где с 2009 по 2011 год совокупные налоги на алкоголь увеличились на 125%, а НДС вырос с 19% до 23%[8]. В стране был проведен социологический опрос, в ходе чего было выявлено, что государственная политика жесткой экономии стимулировала потребителей покупать контрафактную алкогольную продукцию. Другая же часть потребителей связывала высокий уровень контрафакта с неадекватной государственной политикой по борьбе с ним. Также отмечалось, что по большей части потребители осведомлены не только о высокой доле контрафакта на рынке Греции, но и возможных последствиях его употребления, а также о его влиянии на экономику.