Курсовая работа|Международные отношения

Особенности контроля за теневым оборотом табачной и алкогольной продукции в странах ЕС

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Nelada

Год: 2019 | Страниц: 29

Введение

Глава 1. Проблема контрафактной продукции

1.1. Категориально-понятийный аппарат контрафактной продукции

1.2. Проблема контрафактной продукции в Европейском союзе

Глава 2. Политика Европейского союза по противодействию теневому обороту алкогольной и табачной продукции

2.1. Механизмы ЕС по контролю за нелегальным оборотом табачной продукции

2.2. Механизмы ЕС по контролю за нелегальным оборотом алкогольной продукции

Заключение

Список использованных источников и литературы

Теневой оборот табачной и алкогольной продукции представляет собой особое направление государственного регулирования. Табачная и алкогольная продукция являются наиболее частыми товарами контрафактного оборота. Важно также подчеркнуть, что табачную и алкогольную продукцию часто относят к товарам низкой эластичности, а алкогольную продукцию к товарам неэластичного спроса. Следовательно, потребительский спрос на данную продукцию является очень устойчивым, что свидетельствует о прочных тенденциях потребления данной продукции и усиливает степень ее востребованности в обществе.

Актуальность выбранной темы заключается в значении сектора табачной и алкогольной продукции для государства. Указанные товары подразумевают особый вид налогообложения, а следовательно, при переходе производителей алкоголя и табака в ненаблюдаемую экономику государства значительно не дополучает налоговые сборы с производителей и не выполняет государственный бюджет.

Объектом исследования является теневой оборот алкогольной и табачной продукции в Европейском союзе. Предметом исследования являются особенности теневого оборота табачной и алкогольной продукции в государствах Европейского союза.

Целью исследования является определение и систематизация основных политико-правовых механизмов Европейского союзе в сфере снижения активности производителей контрафактной алкогольной и табачной продукции.

В качестве задач исследования выделяются следующие:

  • Выявление тенденций экономической преступности на рынке алкогольной и табачной продукции;
  • Определение государственных мер стран-членов ЕС по противодействию развитию нелегального оборота табачной и алкогольной продукции;
  • Определение эффективности государственных мероприятий в ЕС по сдерживанию теневого оборота табачной и алкогольной продукции.

Источниковую базу исследования составили следующие:

  • Нормативно-правовые акты Европейского союза такие, как Директивы ЕС «О гармонизации структуры акцизов на алкоголь и алкогольную продукцию», «О гармонизации ставок акцизов на алкоголь и алкогольную продукцию», «Об определении общих положений касательно товаров, облагаемых акцизами» от 2014 г. [1][2];
  • Аналитические данные международных организаций таких, как ОЭСР[3], аналитические справки международных консалтинговых агенств, таких, как “Eurogroup Consulting and Sovereign Border Solutions”[4].

Степень изученности данной темы отмечена в работах зарубежных экономистов, занимающихся проблемами теневой экономики, таких, как Ф. Шнайдер и Д. Эсте[5], а также Е. Фридмана, С. Джонсона, Д. Кауфмана[6]. Проблемы неформальной экономики, в частности теневого оборота алкогольной и табачной продукции, отмечаются в работах российских экономистов: Д.Г. Ломсадзе, Д.А. Ендовицкий[7], Е.О. Дедюриной[8], а также ученых-юристов: Е.М. Журавлевой[9], К.А. Бякишева[10]

Методологическую базу исследования составляют такие методы, как сравнение секторов ненаблюдаемой экономики на рынке алкогольной и табачной продукции в ряде стран Европейского союза, описание основных тенденций развития данного теневого сектора экономики.

Хронологические рамки исследования охватывают период начала 2000-х гг. – конец 2017 г.

 

1.2. Проблема контрафактной продукции в Европейском союзе

Европа является регионом наиболее подверженным проблеме контрафактной продукции. К примеру, с 1998 по 2004 гг. количество контрафактной продукции, задержанной сотрудниками таможенной службы ЕС, выросло в 10 раз[1]. Отмечается, что проблема производства и распространения контрафактной продукции является проблемой не одного европейского региона или преимущественно конкретного субрегиона Европа, а в целом всего континента. Следовательно, борьба с контрафактной продукцией является именно той областью отношений между государствами Европейского союза, в которой практически полностью доминирует единодушие принятии решений[2].

При рассмотрении проблемы контрафактной продукции в Европе следует уделить особое внимание способам ее реализация, а именно логистике.

Следует сказать, что производители и распространителя контрафакта часто используют сложные маршруты торговли с применением тактики транзитных пунктов. В данном случает это обосновывается следующими целями производителя контрафакта, которые изложены ниже[3]. Во-первых, необходима чистка документов и скрытие места происхождения. Во-вторых, создаются распределительные центры для поддельных товаров, а также в целях отправки продукции небольшими партиями в конечные пункты назначения. В-третьих, необходима обработка продуктов в зонах свободной торговли, в частности, путем добавления поддельных товарных знаков, переупаковки и повторной маркировки товаров.

В данной связи следует сказать, что европейским таможенным службам зачастую трудно определить страну исхода контрафактной продукции, с связи с изложенными выше процедурами. Следовательно, товар может быть произведен в экономике одной европейской страны, а маркирован контрафактными логотипами в другой.

Следует также отметить, что в странах с низким уровнем доходов граждан обычно отсутствует капитальный и технологический потенциал для производства широкого спектра продуктов, что существенно ограничивает потенциал производства нелегальных товаров. В случает когда экономика государства развивается и становится богаче, производственные и технологические возможности становятся ключевым фактором продвижения контрафактной продукции на рынок.

Однако примечательно, что, основываясь на статистике, можно заключить, что количество легальной продукции, ввозимой в ЕС, значительно превышает объемы конфискованного контрафакта[4].

Зоны свободной торговли также являются важными транзитными пунктами в процессе логистики контрафактной продукции в Европу. Так, контрафактная  продукция из ОАЭ составляет 15% всех случаев ввоза контрафакта в Европу, согласно данным за 2008 г[5].

Внешние зоны свободной торговли также являются одной из угроз в контрафактное среды, поскольку эти районы предоставляют производителям и распространителям контрафакта возможность вывозить туда грузы, изменять, адаптировать их или связанные с ними документы, а затем потенциально реэкспортировать получившуюся продукцию без таможенного вмешательства, таким образом скрывая истинное происхождение и характер товаров, а также личность первоначального поставщика.

Важно также отметить, что крупными источниками контрафактной продукции в Европе являются не только внешние поставщики, транзитные пункты, зоны свободной торговли за пределами Европейского союза, но также и внутренние производители контрафакта, по большей части, в Бельгии, Чешской республике, Испании, Италии, Польше, Португалии и Великобритании[6]. К примеру, свидетельством подобной логистика является обнаружение фальсификата дорогостоящей алкогольной продукции, который создается путем повторного наполнения бутылок из-под оригинальной продукции более дешевым заменителем, нигде не зарегистрированным. Также повторное наполнение может происходить на законно работающем заводе, следовательно, в данном случает производителем контрафакта является зарегистрированный производитель оригинальной продукции.

Рассматривая проблему контрафактной продукции в Европе и уделяя особое внимание нелегальному обороту алкогольной и табачной продукции, следует отметить, что спрос на алкогольную продукцию с черного рынка особенно становится заметным во время экономического кризиса, когда государство повышает акцизы на подакцизные товары. В данном случае потребители сознательно выбирают подделку из-за более низкой цены[7].

В качестве другого яркого примера изменения спроса на алкогольную продукцию может быть приведена ситуация в Греции, где с 2009 по 2011 год совокупные налоги на алкоголь увеличились на 125%, а НДС вырос с 19% до 23%[8]. В стране был проведен социологический опрос, в ходе чего было выявлено, что государственная политика жесткой экономии стимулировала потребителей покупать контрафактную алкогольную продукцию. Другая же часть потребителей связывала высокий уровень контрафакта с неадекватной государственной политикой по борьбе с ним. Также отмечалось, что по большей части потребители осведомлены не только о высокой доле контрафакта на рынке Греции, но и возможных последствиях его употребления, а также о его влиянии на экономику.

  1. Analysis and Feasibility Assessment Regarding EU systems for Tracking and Tracing of Tobacco Products and for Security Features. Final Report. № EAHC / 2013 / Health / 112013 / S 068-112544. – Eurogroup Consulting and Sovereign Border Solutions. – 2015. – March. – 301 p.
  2. Blackstone’s EU Teaties & Legislation 2012 — 2013 (Blackstone’s Statute Series). OUP Oxford, 2012.
  3. Euromonitor International, Illicit Trade. In: Global Report: Tobacco –World, 2008.
  4. European Commission. Stepping up the fight against cigarette smuggling and other forms of illicit trade in tobacco products. – A Comprehensive EU Strategy. – Brussels. – 2013. – Jun.
  5. Excise duties and VAT rates: European Commission, Excise Duty Tables, July 2006.
  6. Friedman, E., S. Johnson, D. Kaufman and P. Zoido-Lobaton (2000), ‘Dodging the grabbing hand: the determinants of unofficial activity in 69 countries’, Journal of Public Economics, 76: p. 459.
  7. Friedrich Shneider. Size and Development of the Shadow Economy of 31 European Countries from 2003 to 2013.
  8. Gilmore, A. Cigarette smuggling: current issues and data concerns. Workshop on Cigarette Smuggling. European Parliament. 22nd January 2014.
  9. Jensen, C., & Wöhlbier, D. (2012). Shadow Economies All over the World. New Estimates for 162 Countries from 1999 to 2007. Policy Research Working Paper 5356.
  10. Joossens L., Merriman D., Ross H., Raw M. How eliminating the global illicit cigarette trade would increase tax revenue and save lives. Paris: International Union Against Tuberculosis and Lung Disease, 2009.
  11. Kamenidou I. Counterfeit purchase typologies during an economic crisis. European Business Review, 27 (1). (2015) pp. 2-16. ISSN 0955- 534X.
  12. Newcomb, William O. "ASQ Certification: A Brief History". Quality Progress. January 2010. p. 459.
  13. The Economic Impact of Counterfeiting and Piracy // Executive Summary. 2007.
  14. Project Sun. A study of the illicit cigarette market in the European Union. – KPMG. – 2013.
  15. The Protocol to Eliminate Illicit Trade in Tobacco Products. Fifth session of the Conference of the Parties (COP) to the WHO FCTC. – Seol, Korea. – 2012. – 12 Nov.
  16. Tobacco Products Directive 2014/40/EU – 2014. April.
  17. Богданов В.Н., Блудов Д.А., Вихлянцев П.С., Головко В.А., Симонов М.В. Технологии защитной маркировки продукции для защиты рынка от контрафакта и подделок / В.Н. Богданов // Защита информации. Инсайд. – 2013. - №2 – с. 75.
  18. Богданов В.Н., Блудов Д.А., Вихлянцев П.С., Карахотин С.Н., Симонов М.В. Система прослеживания товаров как инструмент защиты рынка от контрафакта и подделок. / В.Н. Богданов // Микроэкономика. – 2015. – №1 – С. 520.
  19. Богданов В.Н., Вихлянцев П.С., Симонов М.В. Защита от контрафакта и подделок. Способы и системы. – LABERT Academic Publishing. – 2015. – 101 с.
  20. Бякишев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право: учеб. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Велби, Проспект, 2007.
  21. Денисов В.С. Зарубежный опыт борьбы с незаконным производством и оборотом алкоголя // В.С. Денисов. 2012.
  22. Ендовицкий Д.А., Ломсадзе Д.Г. Теневая экономика Европы и России: проблемы и пути решения: Монография / Д.А. Ендовицкий, Д.Г. Ломсадзе. – Воронеж: Издательство ООО «РИТМ», 2019. – 56 с.
  23. Журавлева Е.М., Яни П.С. Контрабанда: объект, момент окончания преступления // Российская юстиция. 2005. №11.
  24. Иванова Е. Таможенные органы на защите интеллектуальной собственности (опыт стран ЕС) / Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя янкі купалы. Серыя 4. Правазнаўства // Е. Иванова. – 2013.
  25. Кашкин С. Ю., Четвериков А. О. Право Европейского союза. М., 2013., c. 37.
  26. Ломсадзе Д.Г., Дедюрина Е.О. Актуальный проблемы теневой экономики: опыт ЕС по борьбе с контрафактной продукцией и возможность его адаптации в России: Монография / Ломсадзе Д.Г., Дедюрина Е.О. – Воронеж: ООО «РИТМ», 2019.- с. 164
  27. Почс Р. Оценка компонентов теневой экономики и их объектов в Латвии // Латвияс Венстнесис. 2015.
  28. Шавшина В.П. Практические аспекты защиты интеллектуальной собственности таможенными органами при перемещении контрафактных товаров через таможенную границу РФ // Арбитражные споры. 2007. №1.
  29. Шнайдер Ф., Энсте Д. Рост теневой экономики во всём мире. – URL: http://corruption.rsuh.ru/magazine/2/n2-18.shtml.
  30. Шумаев В.А., Долина Е.Д. Проблемы борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией // Инноватика и экспертиза. 2011. №7.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Международные отношения
2016 год 37 стр.
Курсовая Сотрудничество России и ЕС
Telesammit
Курсовая работа Международные отношения
2016 год 33 стр.
Курсовая Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве
Telesammit
Курсовая работа Международные отношения
2016 год 60 стр.
Курсовая Регулирование международных проектов в РФ
yuliya.gridneva.95
Курсовая работа Международные отношения
2016 год 56 стр.
Курсовая Планирование и система управления международными проектами
yuliya.gridneva.95
Курсовая работа Международные отношения
2016 год 41 стр.
Курсовая Евросоюз: становление и современное состояние
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское