Введение.
Глава I. Теоретико-методологические аспекты метода права социального обеспечения.
1.1. Понятие и функции социального обеспечения.
1.2. Сущность и значение метода и принципов права социального обеспечения
Глава II. Правовое регулирование и особенности метода права социального обеспечения.
2.1. Правовое регулирование метода права социального обеспечения.
2.2. Особенности и проблемы метода права социального обеспечения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Список использованной литературы.
Актуальность темы исследования. Основной целью социального обеспечения и социальной защиты является обеспечение достойных условий жизни для всех членов общества и создание равных и справедливых возможностей для развития каждого гражданина. Достижение данных целей составляет содержание социальной функции государства, реализуемой в рамках его социальной политики на основе нормативного и организационного механизмов. Но социальный характер государства заключается не столько в провозглашении себя таковым, сколько в недопущении совершения правонарушений в сфере социального обеспечения, а также в своевременной защите социальных прав своих граждан.
Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает себя социальным государством. Однако социальный характер государства заключается в обеспечении социальных прав в Конституции страны, а также в их эффективном и своевременном обеспечении и защите. В определенной степени гарантия исполнения прав и обязанностей участниками правоотношений в сфере социальной защиты основывается на благих намерениях и этических нормах участников правоотношений. По мнению авторов, для того чтобы избежать новых преступлений в этой сфере, а также эффективно предупреждать преступность, необходимо учитывать профессиональные навыки и психологические особенности, выявлять потенциальных правонарушителей.
Степень научной разработанности темы. Тема курсовой работы достаточно широко изучена в научной литературе, однако требует обобщения и систематизации. Понятие, классификация и система метода права социального обеспечения выступали предметом исследования таких ученых, как: В.А. Ершов, Г.Н. Комкова, Е.Е. Мачульская, Г.В. Сулейманова, В.Б. Сычев, И.А. Толмачев, Р.А. Торосян, Э.Г. Тучкова и других.
Цель данного исследования – проведение комплексного анализа особенностей метода права социального обеспечения.
Цель работы обусловило постановку и решение следующих задач:
- Изучить понятие и функции социального обеспечения;
- Рассмотреть сущность и значение метода и принципов права социального обеспечения;
- Охарактеризовать правовое регулирование метода права социального обеспечения;
- Проанализировать особенности и выявить проблемы метода права социального обеспечения.
Предметом исследования являются правоотношения, возникающие в сфере социального обеспечения.
Объект исследования – метод права социального обеспечения.
Методологической базой работы является комплекс разнообразных методов научного исследования: анализ и синтез; сравнение и обобщение; системно-структурный; сравнительно-правовой; формально-юридический.
Нормативной основой исследования являются нормы российского законодательства. Основными мы можем назвать: Конституция Российской Федерации, ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и др.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка использованной литературы.
1.2. Сущность и значение метода и принципов права социального обеспечения
Право социального обеспечения (далее – ПСО), являясь самостоятельной отраслью права, содержит свои специфические принципы, которые представляют собой отраслевую систему и отображают сущность норм данной отрасли права.
Метод права социального обеспечения – это совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений.
Принципы ПСО закрепляются, например, в Постановлении Правительства РФ от 20 мая 1998 г. № 463 «О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации»[1] и многих других нормативно правовых актах. Ранее, наиболее отчетливо, они отражались в Федеральном законе от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»[2], Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[3], а также в ряде других нормативных правовых актах.
Значительную роль здесь сыграла рабочая страховая программа, принятая 6 (Пражской) Всероссийской конференцией РСДРП в 1912 г. «Об отношении к думскому законопроекту о государственном страховании рабочих», содержание которой является актуальным и на сегодняшний день, где было сказано о том, что государственное страхование рабочих обязано:
- обеспечить рабочих во всех случаях утраты ими трудоспособности (увечье, болезнь, старость, инвалидность, а у женщин, кроме того, беременность и роды);
- предоставление льгот и пособий вдовам и сиротам после смерти кормильца или в случае потери заработка в связи с безработицей;
- страхование должно охватывать всех лиц наемного труда и их семьи;
- все застрахованные лица должны вознаграждаться по принципу возмещения полного заработка, где все расходы по страхованию должны быть уплачены предпринимателями и государством[4].
В формулировании совокупности принципов права существует огромная сложность, которая не разрешена и на данный момент времени. И существует целый ряд отдельных и самостоятельных дисциплин, не объединённых совместной системой, которые имеют свою общую часть и свои понятия. Это в основном связано с подходами к понимаю права: широкому и узкому.
В узком понимании право включает в себя нормы, правоотношения, субъективные права, акты принятия права, правопорядок и другие составляющие. А в широком понимании право выражается в законе и иных общепризнанных источниках, а это означает, что в данном случае принципы не могут существовать отдельно, за пределами норм права, что противоречит толкованию понятий о принципах права в узком смысле.
Подход Г.Д. Долженковой и Г.В. Сулеймановой не соответствует нашей правовой системе, так как, закрепленные в Конституции Российской Федерации основные принципы действующего права противоречат данному толкованию[5].
Принципы данной отрасли права проявляются в экономическом развитии общества и особенностях правового регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении различных способов социального обеспечения населения. Их задача определять суть и содержание как действующих норм о социальном обеспечении, так и норм, которые будут, возможно, приняты в будущем.
Основные принципы официально закреплены в нормативно-правовых актах о социальном обеспечении, что гарантирует стабильность и равновесие в правовом регулировании отношений по социальному обеспечению, строгость их соблюдения, а также правильность реализации правовых норм, что совершенствует и улучшает законодательство в сфере социального обеспечения. Откуда и вытекает значение принципов права социального обеспечения. А именно, создание общих направлений правового регулирования общественных отношений в области социального обеспечения и определение сущности и содержания действующих и будущих нормативно-правовых норм социального обеспечения граждан[6].