ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ
1.1 Понятие и сущность электронного декларирования в рамках ЕАЭС5
1.2 Особенности систем электронного декларирования в таможенном деле
1.3 Нормативно-правовые основы таможенного контроля при электронном декларировании
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
2.1 Анализ эффективности внедрения систем электронного декларирования в таможенном деле
2.2 Основные проблемы внедрения систем электронного декларирования как средств повышения экономической эффективности таможенного дела
2.3 Направления совершенствования внедрения систем электронного декларирования как средств повышения экономической эффективности таможенного дела
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность Показателем высокого уровня развития таможенной службы является возможность осуществлять таможенное оформление и контроль на основе электронного декларирования с применением информационных технологий.
На сегодняшний день одной из главных задач Федеральной таможенной службы является развитие электронной формы декларирования через интернет. Электронное декларирование дает большие преимущества участникам внешнеэкономической деятельности, применяющим данную информационную технологию. Это не только упрощает формальности при декларирование товаров и транспортных средств, но и сводит личное общение декларанта и инспектора таможенного органа к нулю, что является одним из видов борьбы с коррупцией в таможенных органах.
Объект исследования – таможенное дело.
Предмет исследования – электронное декларирование.
Цель работы – проанализировать внедрение систем электронного декларирования как средств повышения экономической эффективности таможенного дела.
Задачи исследования:
- изучить понятие и сущность электронного декларирования в рамках ЕАЭС;
- рассмотреть особенности систем электронного декларирования в таможенном деле;
- рассмотреть нормативно-правовые основы таможенного контроля при электронном декларировании;
- провести анализ эффективности внедрения систем электронного декларирования в таможенном деле;
- выявить основные проблемы внедрения систем электронного декларирования как средств повышения экономической эффективности таможенного дела,
- проанализировать направления совершенствования внедрения систем электронного декларирования как средств повышения экономической эффективности таможенного дела.
Информационная база, которая включает в себя нормативно-правовые документы, работы отечественных и зарубежных ученых, материалы периодических изданий.
В работе использовались такие методы анализ, синтез, сравнение.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ
1.1 Понятие и сущность электронного декларирования в рамках ЕАЭС
Таможенная де кларация пре дставляет со бой до кумент, кот орый де кларант пре доставляет таможенному орган у и со держит сведения, не обходимые для вы пуска товар ов, а им енно:
а) за являемая таможенная про цедура;
б) сведения о де кларанте, таможенном пре дставителе, об от правителе и о по лучателе товар ов;
в) сведения о транс портных сред ствах, ис пользуемых для между народной пер евозки товар ов и (или) их пер евозки по таможенной территории Таможенного со юза по д таможенным контролем;
г) сведения о транс портных сред ствах между народной пер евозки и транс портных сред ствах, на кот орых товар ы пер евозились по таможенной территории Таможенного со юза по д таможенным контролем;
д) сведения о товар ах, так ие как: на именование, описание, класс ификационный код товар ов по Товарной номенклатуре вне шнеэкономической де ятельности, на именование стра ны про исхождения, на именование стра ны от правления (на значения), описание упаковок (количество, вид , маркировка и по рядковые номера), количество в килограммах (вес брутто и вес не тто) и в друг их един ицах из мерения, таможенная сто имость, ста тистическая сто имость;
е) сведения об ис числении таможенных плат ежей, так ие как:
- ста вки таможенных по шлин, на логов, таможенных сборов,
- при менение льгот по уплате таможенных плат ежей,
- суммы ис численных таможенных по шлин, на логов,
- курс валют, устанавливаемый в со ответствии с за конодательством госуд арства - члена Таможенного со юза и при меняемый для ис числения таможенных плат ежей;
ж) сведения о вне шнеэкономической сделке и ее основ ных усл овиях;
з) сведения о со блюдении огр аничений;
и) сведения о про изводителе товар ов;
к) сведения, по дтверждающие со блюдение усл овий по мещения товар ов по д таможенную про цедуру;
л) сведения о до кументах, пре дставляемых в со ответствии со ста тьей 183 на стоящего Кодекса;
м) сведения о лиц е, со ставившем де кларацию на товар ы;
н) место и дата со ставления де кларации на товар ы.
По де йствующему за конодательству таможенное де кларирование про изводится в письменной и (или) электронной форм ах с ис пользованием таможенной де кларации. При оформлении товар ов ис пользуется комбинированный вариант - де кларация по дается на бумажном носителе и пре доставляется ее электронная копия.
Электронное де кларирование - это во зможность по дачи таможенных де клараций в электронном вид е и про ведения удалённой про цедуры таможенного оформления. Декларирование товар ов на иболее важн ый этап про цедуры пер емещения товар ов и транс портных сред ств через таможенную границу и осуществлен ию таможенных форм альностей. Помимо факт а юридического оформления товар ов де кларирование по зволяет об еспечить таможенные орган ы не обходимыми сведениями о товар ах и про верки со ответствия за явленных сведений факт ическим дан ным на раз личных ста диях таможенного оформления и таможенного контроля.
Поэтому электронное де кларирование является не тол ько одно й из форм за явления таможенной де кларации, но и пре дставляет со бой пер спективное и на иболее динамично раз вивающееся на правление раз вития взаимоотношений уча стников ВЭД с таможенными орган ами. При огр омных раз мерах территории стра ны, про тяженности границ тол ько инф ормационные тех нологии способ ны об еспечить эффект ивное таможенное администрирование.
1.2 Особенности сис тем электронного де кларирования в таможенном де ле
Российская электронная таможня играет важн ую роль в регулировании вне шней торг овли стра ны и без опасности госуд арства. Проект «Стратегия раз вития феде ральной таможенной слу жбы РФ до 2030 г» определил важн ые на правления раз вития таможни на ближайшие год ы, к кот орым сто ит от нести по лномасштабную цифровизацию, вне дрение ис кусственного инт еллекта, со здание «умной» таможни[1].
Данные вы сокотехнологичные об новления в сфер е таможенного администрирования по могут таможенным орган ам вы йти на нов ый уровень пре доставления таможенных усл уг. Внедрение инф ормационных тех нологий в сфер е таможенного де ла ускоряет со вершение таможенных операций в целях раз вития вне шнеторговых связей и увеличению товар ооборота, кот орые осуществляют бол ьшинство сво их функций в электронном вид е.
На территории России с 2020 год а реализована реформа таможенных орган ов по включению до полнительных Центров электронного де кларирования (далее ЦЭД), где каждый таможенных по ст снабжен инф ормационными тех нологиями факт ического таможенного контроля по об рабатыванию основ ной час ти де кларированного масс ива дан ных. Технологическими особ енностями реализации ЦЭД ста л удаленный вы пуск товар ов, при меняющий взаимодействие де кларирования и на хождения пре дметов при при менении штатных про граммных сред ств.
Первые Центры электронного де кларирования на чали сво ю раб оту в 2011 год у, с целью раз делить комп етенции по со вершению таможенных операций и осуществлен ию таможенного контроля между ЦЭД и таможенными по стами факт ического, т.е. бы ло по ложено на чала тех нологии удаленного вы пуска товар ов[2].
На сегодняшний де нь по лноценно функционирует 21 ЦЭД, в том числе акцизный и энергетический, кот орые об рабатывают 98,7% от все х по данных уча стниками вне шнеэкономической де ятельности де клараций на товар ы (ДТ). В ЦЭД пре дусмотрены авто матические регистрация и вы пуск товар ов, благодаря со ответствующему модулю авто матизированной инф ормационной сис темы «АИСТ-М». В 2021 год у в авто матическом режиме за регистрировано и вы пущено 82,1% и 26,9% со ответственно от об щего числа ДТ[3].
В 2021 год у сред нее врем я авто регистрации не пре вышает трех мин ут, авто выпуска – пяти мин ут. В ино м слу чае ДТ, кот орые не про шли авто регистрацию или авто выпуск, «по падают в руки» к таможенному инспектору ЦЭД. В со ответствии с п. 2 ст. 111 и п. 1 ст. 119 Таможенного кодекса Евразийского эконом ического со юза, у инспектора есть 1 час и 4 час а на регистрацию и вы пуск ДТ со ответственно[4].
Несмотря на бол ьшую до лю авто матизации де ятельности ЦЭД, на грузка на до лжностных лиц ЦЭД является колоссальной и дальнейшее ее увеличение окажет знач ительное влияние на качество таможенных усл уг. Анализ про цесса функционирования ЦЭД по казывает, что его в сам ом об щем слу чае мож но рас сматривать как сис тему, пре дназначенную для многоразового ис пользования при вы полнении одно типных про цедур, что является пре дметом рас смотрения теории масс ового об служивания, основ ной за дачей кот орой является установлен ие за висимостей эффект ивности функционирования сис темы от ее параметров:
– характер а по токов за явок;
– числа канал ов и их про изводительности.