Введение.
- Основополагающие законы организации.
1.1. Закон самосохранения и борьбы организаций за выживание.
1.2. Закон развития организаций.
1.3. Закон синергии.
1.4. Закон информированности-упорядоченности.
1.5. Закон единства анализа и синтеза.
1.6. Закон композиции и пропорциональности.
- Специфические законы организации.
2.1. Закон своеобразия.
2.2. Закон социальной гармонии.
2.3. Закон оптимальной нагрузки.
2.4. Закон дифференциации и универсализации функций.
2.5. Закон эффективного восприятия и запоминания информации.
- Принципы организации.
3.1. Принцип соответствия между поставленными целями и выделенными ресурсами
3.2.Принцип соответствия распорядительства и подчинения.
3.3. Принцип соответствия эффективности производства и экономичности.
3.4. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления.
3.5. Принцип прямоточности.
3.6. Принцип ритмичности.
3.7. Принцип пропорциональности.
3.8. Принцип синхронизации.
Заключение.
Список литературы
Существуют разные подходы к изучению принципов и закономерностей организации на теоретическом уровне. Один подход ограничивает свою сферу только или преимущественно организациями людей в различных областях практической деятельности. Этот подход больше уклоняется в сторону теории управления. Он имеет хорошо выраженную прагматическую или даже рекомендательную направленность и носит характер прикладной теории гуманитарного плана.
Другой подход тяготеет к фундаментальным универсалиям, опираясь на теорию систем, теорию управления, на системологию и даже на философию, он пытается прийти к обоснованию практических приложений, исходя из общей теории организации, относящейся ко всем уровням организации материального мира. Этот подход в большой степени использует современные достижения естествознания и поэтому имеет внушительную теоретическую базу. Существует две категории законов: законы природы, в том числе природы человеческого общества, и законы, придуманные людьми. Законы природы абсолютно объективны, непротиворечивы и нерушимы. А законы, придуманные людьми, так переменчивы, непоследовательны и противоречивы, будто специально предназначены для нарушения или для наказания за нарушение, что в сущности одно и то же. Люди чувствуют или знают, что законы природы выше обычаев или постановлений власти, но иногда бессознательно или осознанно путают их.
Закон – это динамика функционирования организации, а положение, статья, данные таблицы и т.д. – это статика.
Использование закона как основы протекающих в организации процессов, использование того или иного закона организации подчиняется принципам организации.
Цель данной работы – изучить организационные законы и принципы, их проявление в деятельности конкретной организации.
1. Основополагающие законы организации
В современных научных исследованиях экономических и социальных явлений и процессов, которые имеют место на предприятиях, широко используется системный подход. Системный подход получил применение в решении научных и практических задач в результате развития общей теории систем как самостоятельного направления кибернетики, основные положения которого были сформулированы в 40-х годах.
Сущность системного подхода заключается в рассмотрении объектов исследования как систем. Системный подход рассматривается как современный способ мышления, своеобразный инструмент, с помощью которого можно объяснить сложные явления и процессы, обосновать решения, осуществить декомпозицию общей цели системы и последовательно подчинять ей цели множества подсистем. Системный подход является наиболее совершенной формой диалектического метода познания действительности, с помощью которого каждый объект рассматривается как состоящий из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.
Предприятие обладает свойствами системы и идентифицируется как социальная система. Характерными особенностями организаций как социальных систем является то, что в них люди осуществляют совместную деятельность с определенной целью или по заранее установленному плану. Организация – это социум, относительно автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее установленной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.
Организация как система относится к большому классу организационных систем: она является материальной, искусственной системой, создаваемой человеком по определенному плану для удовлетворения потребностей людей. Это открытая система, активно взаимодействующая с окружающей средой и находящаяся с ней в динамическом равновесии. Равновесие поддерживается благодаря наличию входов и выходов, с помощью которых организации обмениваются со средой ресурсами и результатами деятельности. В качестве окружающей среды выступают экономические, политические и другие социальные условия, в которых работает организация. Внешние условия деятельности организации включают также конкурентную среду, которая представляет собой совокупность организации, соревнующихся за распределение ресурсов в широком смысле слова. Поэтому в такой системе предполагается наличие механизма внутреннего функционирования и механизма связи с внешней средой.
Теория организации как наука выделилась в результате развития самостоятельного направления теории систем. Объектом теории организации является организация в целом как явление и как процесс. Предметом теории организации являются законы и закономерности создания функционирования и ликвидации организаций как целостного организма. Кроме того, теория организации формирует систему знаний в области социальных отношений, и в связи с этим специфическим самостоятельным предметом этой науки являются организационные отношения как по вертикали, так и по горизонтали.
Развитие теории организации обусловлено потребностями современного менеджмента, роль которого в эффективном функционировании организаций постоянно возрастает.
Согласно теории организации производственное предприятие представляет собой социально-экономическую организацию, содержанием функциональной подсистемы которой является производство. В классификации организаций оно относится к группе хозяйственных организаций, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей общества во внешней для организации среде.