ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Бизнес-планирование в деятельности малого предпринимательства
1.1 Современные подходы к формированию системы планирования
1.2 Анализ оценки существующих методик разработок бизнес- планирования
1.3 Бизнес-план как инструмент перспективного развития предприятия
Глава 2 Организационно-экономическая деятельность предприятия
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Динамика численности и структуры персонала
2.3 Конкурентные преимущества предприятия
Глава 3 Мероприятия по совершенствованию бизнес-планирования
3.1 Проблемы применения бизнес – планирования на предприятии
3.2 Пути решения проблемы бизнес – планирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы, связанной с бизнес-планированием никогда не вызывает сомнения в условиях функционирования субъектов рыночной экономики. Она состоит в том, что начиная свою деятельность, предполагая возможное расширение и в процессе ее осуществления каждый субъект предпринимательства должен ясно представлять потребность на будущее в трудовых, материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитывать эффективность их использования в процессе работы фирмы.
Добиться стабильного успеха предприниматели не смогут в рыночной экономике, если не будут эффективно и четко планировать свою деятельность, постоянно аккумулировать и собирать информацию как о собственных возможностях и перспективах, так и о состоянии целевых рынков и положении на них конкурентов.
Поэтому разработка тактики и стратегии производственно- хозяйственной деятельности является важнейшей задачей для каждой фирмы субъекта предпринимательства. Тогда как бизнес-план является общепризнанной основой их разработки
Целью настоящей работы является рассмотрение бизнес-плана как инструмента управления предприятием предприятия.
В ходе реализации поставленной цели решаются следующие основные задачи:
- рассмотреть сущность и особенности бизнес-планирования организации;
- охарактеризовать основные разделы бизнес-плана;
- проанализировать зарубежный опыт бизнес-планирования и используемые методики составления бизнес-плана;
- выявить особенности бизнес-планирования в России;
- проанализировать деятельности фотосалона на рынке города;
- выявить проблемы и направления развития бизнес-планирования в организации в современной российской действительности.
Объектом исследования является фотосалон ИП «Шмакова Ж.А.». Предмет – бизнес - планирование деятельности предприятия.
Информационной базой исследования явились Законодательство Российской Федерации, нормативные акты Министерства Финансов и Министерства по налогам и сборам Российской Федерации, статистическая и бухгалтерская отчетность, а также данные бухгалтерского учета предприятий.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании необходимости разработки комплексной методики для оценки эффективности деятельности предприятия.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов для решения проблем, возникающих в процессе разработки бизнес-плана организации.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Глава 1 Бизнес-планирование в деятельности малого предпринимательства
1.1 Современные подходы к формированию системы планирования
Бизнес-планирование – это весьма эффективный инструмент управления, применяемый широко в современной экономической практике, независимо сферы деятельности и ее масштабов, а также формы собственности предприятий среднего и малого бизнеса [2, с. 25]. Бизнес- планирование рассматривается как рабочий инструмент для вновь создаваемых и уже существующих фирм и представляет собой доступное, краткое, понятное описание бизнеса, важнейший механизм при рассмотрении большого потенциально возможного спектра ситуаций. Оно позволяет выявить актуальные проектные решения на перспективу, рассчитать и определить средства для их достижения. Все это и обуславливает актуальность бизнес-планирования в современных организациях.
Как понятие «бизнес-план» вошел в лексикон отечественного бизнес- сообщества сравнительно недавно. Бизнес-план (БП) – это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения [12, с. 21].
Его можно представить, как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Это тот документ, который позволяет управлять бизнесом. Важно использовать БП в процессе планирования и как инструмент во внутрифирменном управлении. БП, таким образом, является документом, страхующим успех предполагаемого бизнеса, в то же время БП – способствует самообучению.
Основная цель составления БП – планирование в соответствии с потребностями рынка хозяйственной деятельности организации на ближайшие и отдаленные периоды [4, с. 286].
В современных условиях развития экономики интерес к бизнес- планированию постоянно возрастает. И это связано не только с развитием рыночной системы хозяйствования, но и с ростом бизнес-грамотности предпринимателей, с их стремлением сделать будущие планы развития более целесообразными и обоснованными. Поэтому возникает и повышение интереса отдельных организаций и предприятий к разработке бизнес-планов. Но в публикациях по данному вопросу по-прежнему, вопросы определения места БП в общей системе планирования, а также его связи с другими планами, практически не рассматриваются. Вместе с тем, тогда как для малых предприятий достаточно и одного бизнес-плана, для более крупных организаций БП – это только один из многих планов их сбытовой и производственно-хозяйственной деятельности [4, с. 276].
Основу бизнес-плана составляют сконцентрированные финансовые ресурсы для решения стратегических задач, поэтому он помогает предпринимателю решать целый ряд основных задач, связанных с функционированием фирмы:
- определяет перспективные направления деятельности, рынки сбыта и долю фирмы на этих рынках;
- оценивает затраты по изготовлению и сбыту продукции, соизмеряет их с ценами продажи, определяет потенциальную прибыль проекта;
- выявляет необходимое сочетание кадров фирмы, принципов мотивации их труда и требований по достижению установленных целей;
- анализирует материальное и финансовое положение фирмы и определяет, соответствуют ли данные ресурсы достижению установленных целей;
- просчитывает риски и предусматривает трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана [8, с. 523].
Большинство фирм составляет БП на год, в которых отражаются направления деятельности фирмы в планируемый период и коротко характеризуется дальнейшее развитие. Есть и фирмы, которые составляют БП на срок до 5 лет, но только крупные компании, уже добившиеся определенного успеха на рынке, составляю БП и реализуют бизнес- планирование на период более 5 лет [27, с. 178].
Вместе с внутрифирменными функциями, БП актуален и при выработке стратегии функционирования фирмы на макроуровне. Совокупность долгосрочных БП предприятий составляет информационную основу для разработки планов развития национальной экономики.
В большей степени БП используется при оценке рыночной ситуации как вне фирмы, так и внутри нее при поиске инвесторов.
За рубежом принято, чтобы разработка БП обязательно осуществлялась с участием руководителя фирмы. Если это условие не соблюдается, то зарубежные банки и инвестиционные фонды стараются отказать в рассмотрении заявки на выделение средств [27, с. 187].
Но, как бы то ни было, независимо от способов составления БП, взаимному учету и увязке подлежат интересы и условия всех заинтересованных в его разработке сторон.
В БП исследуется перспективная ситуация как внутри организации, так и вне ее. БП актуален и для работы с акционерной собственностью, т. к. именно при помощи БП руководители компании принимают решение о накоплении прибыли и распределении ее части в виде дивидендов между акционерами. И при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию производственно-организационной структуры предприятия используется БП, в частности для обоснования уровня централизации управления и распределения уровня ответственности и должностных обязанностей сотрудников. БП, как правило, помогает скоординировать деятельность фирм-партнеров, организовать объединенное планирование развития группы фирм, связанных кооперацией и изготовлением однотипных или взаимодополняющих товаров, тогда, когда они осуществляют общее финансирование.
Есть и определенные особенности разработки БП для различных организаций, например, таких как одноточечная (юридическое лицо, одно предприятие) и многоточечная (юридическое лицо, несколько предприятий) организация. При планировании деятельности многоточечной организации сначала разрабатываются планы для каждого предприятия, а затем эти планы сводятся в один бизнес-план. Если бизнес начинается впервые, то в БП вносят только расчетные показатели. Если бизнес уже существует, то в БП вносятся отчетные данные за предыдущий год для сравнения с показателями планируемого года. Существует БП для организаций с крупным инвестиционным проектом, требующим внешнего финансирования, – это наиболее сложный вид бизнес-плана. Важное значение здесь уделяется показателям, характеризующим инвестиционный проект, и только потом отражаются остальные разделы БП, увязанные с инвестиционным проектом [23, с. 95].
Бизнес-план – это основной документ, позволяющий изложить и оценить возможности инвестиционного проекта. Бизнес-план может использоваться как при создании нового предприятия, так и для расширения существующего. [3, с. 203].
Разработка бизнес-плана – это необходимая часть тактического и стратегического планирования деятельности организации. Существует несколько целей грамотно составленного и эффективного бизнес-плана, одной из которых является получение финансирования под проект. Данную цель преследует большинство составителей бизнес-планов.
В настоящее время в сфере бизнеса ситуация такова, что подавляющее большинство разработчиков бизнес-планов – предприниматели. Из этого следует, бизнес-план пишется предпринимателем предпринимателю: все положения бизнес-плана излагаются с точки зрения бизнесмена. Методическая литература дает рекомендации в области бизнес-планирования в том же ключе. Такой вид взаимодействия будет эффективным, если бизнес- план пишется исключительно для себя, чтобы разработать стратегию дальнейшего развития бизнеса. Но если есть потребность в дополнительном финансировании проекта, в таком случае бизнес-план должен быть написан с точки зрения инвестора и для инвестора.