Актуальность тем ы ис следования за ключается в том, что в по следние два де сятилетия в России все боль шее рас пространение по лучают об щественные от ношения, осложненные ино странным элементом. Основными пред посылками дан ной тенденции явл яются акт ивизация транс граничных эконом ических, на учно-тех нических и труд овых связей между час тными субъект ами раз личных государств , вовлечение в сфер у де йствия между народного час тного прав а новых об щественных от ношений, влияние на об щественную жизнь про цессов глобализации и ряд друг их. Это об ъективно способ ствует увеличению числа прав овых спор ов и иных прав оприменительных ситуаций с ино странным уча стием. Расширение прав оприменительной прак тики на фоне не совершенства де йствующего за конодательства, не высокого про фессионального уровня прав оприменителей и в то же время по вышенной сложности так ого рода де л, не достатка спец иальных до ктринальных ис следований дан ного вопроса акт уализирует вы явление спец ифики и про блем прав оприменения в между народном час тном прав е. Особенно это ста ло явно за метно в связи про ведением СВО на территории Украины и ведением санкционной по литики на фоне сложившейся ситуации.
Наибольшее количество про блем воз никает на этапе ре ализации прав а при так ой её форм е, как прав оприменение, из -за вопросов колли зионного характер а. Так как в ход е прав оприменения уст анавливаются юридические факт ы, воз никают и прекращаются прав а и об язанности в от ношении конкретных субъект ов, а ре шен ия орган ов ещё и об еспечиваются сил ой государств енного при нуждения, то именно за кономерности прав оприменения имею т главное значение для субъект ов, и раз решение дан ных про блем будет способ ствовать за щите эконом ических и иных интерес ов Российской Федерации, её граждан и орган изаций.
Степень теоретической раз работанности тем ы. Анализ литературы по тем е ис следования говор ит о том, что дан ная тем а не достаточно раз работана и рас смотрена, а ис следованы лишь от дельные аспекты между народного час тного прав а в сис теме прав оприменения.
Объектом ис следования явл яется прав оприменение в между народном час тном прав е. Предмет ис следования – ста дии прав оприменения в между народном час тном прав е.
Цель раб оты – из учить ста дии про цесса прав оприменения в между народном час тном прав е.
Для до стижения цели раб оты бы ли по ст авлены след ующие за дачи:
- рас смотреть между народное час тное прав о как прав овую сис тему, его пред мет и ста дии прав оприменения;
- из учить ста дию раз решения колли зий прав а и вы бор с по мощью колли зионных норм компетентного прав опорядка;
- вы яснить при менение норм из бранного прав опорядка в про цессе прав оприменения между народного час тного прав а.
Теоретические и мет одологические основ ы ис следования. Вопросы тем ы освещаются с учет ом со временных до стижений так их юридических на ук, как: об щая теория государств а и прав а, конституционное, граждан ское, граждан ско – про цессуальное и между народное прав о.
Существенное влияние на на учную по зицию авто ра, от разившуюся в раб оте, оказали труд ы так их учен ых-юристов, как: С.С. Алексеев, А.П. Алехин, В.Д. Ардашкин, Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, К.С. Бельский, С.Н. Братусь, И.И. Веремеенко, А.И. Дворяк, Е.В. Додин и мн. др.
Изучение от дельных аспектов про блемы осуществлялось путем комплексного при менения все общего мет ода материалистической диалектики, а так же форм ально-юридического, сравнительно-прав ового, сис темно-структур ного, ис торического мет одов ис следования.
При вы работке орган изационно-так тических основ ста дий прав оприменения в между народном час тном прав е при на писании раб оты сделан упор на труд ы так их учен ых, как: Т.В. Аверьянова, Р.Р. Айгистов, Б.Б. Айдаров, Р.С. Белкин, А.Ф. Волынский, Э.К. Горячев и мн.др.
Нормативную базу ис следования со ставили: Конституция Российской Федерации, ре шен ия Конституционного Суда РФ, за конодательство Российской Федерации, от дельные по ложения граждан ского и граждан ского про цессуального за конодательства Российской Федерации, федерал ьные за коны, прав овые норм ы де йствующих за конов, по ст ановления Пленума Верховного Суда РФ.
Практическая значимость про веденного ис следования за ключается в об основании конкретных прак тических ре комендаций, имею щих своей целью по вышение качества и эффект ивности при менения в между народной сфер е так ой мер ы об еспечения как ста дии прав оприменения в дан ной от расли прав а.
Сформулированные пред ложения мог ут бы ть ис пользованы в:
1) между народной де ятельности прав оприменения;
2) на учно-ис следовательской раб оте по про блемам со вершенствования за конодательства о при менении норм прав а в между народных от ношениях;
3) преподавании учебных курсов между народного час тного прав а.
Теоретическая значимость ис следования со стоит в том, что сформулированные в раб оте теоретические по ложения и по лученные в ход е дан ного ис следования вы воды мог ут бы ть по лезными для со вершенствования между народного за конодательства. Результаты ис следования мог ут бы ть ис пользованы для дальнейших теоретических ис следований в это й об ласти.
Структура раб оты определен а введением, основ ной час тью, за ключением и списком ис пользованной литературы и ис точников.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ СТАДИЙ ПРОЦЕССА ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ
1.1 Международное час тное прав о как прав овая сис тема, его пред мет и ста дии прав оприменения
Международное час тное прав о (МЧП) – это комплексная прав овая сис тема, об ъединяющая норм ы внутригосударственного за конодательства, между народных до говоров и об ычаев, кот орые ре гулируют имуществ енные и личные не имущественные от ношения, «осложненные» ино странным элементом.[1]
Из дан ного определен ия вы текает, что в качестве пред мета МЧП явл яются имуществ енные и личные не имущественные от ношения граждан ско-прав ового характер а, что сближает его с граждан ским прав ом внутригосударственным. С друг ой сто роны, МЧП схоже и с между народным публичным прав ом на личием в его со ставе раз личных между народных элементов.
Главной пред посылкой при вы делении от ношений, ре гулируемых МЧП, явл яется то, что они от носятся к сфер е между народных. Межгосударственные от ношения между граждан ами и орган изациями (юридическими лиц ами) раз личных государств – это пред мет ре гулирования МЧП. Специфика между народных от ношений с уча стием физических и юридических лиц по рождает спец ифику их прав ового ре гулирования.
В сфер у между народного час тного прав а входят:
- граждан ская прав о- и де еспособность ино странных физических и юридических лиц ;
- от ношения со бственности ино странных физических и юридических лиц ;
- от ношения, вы текающие из вне шнеэкономических (торг овых, по среднических, монтажно-строительных и т.д.) до говоров;
- финансов ые и кредит но-рас четные от ношения;
- от ношения по ис пользованию ре зультатов интеллектуального труд а (авто рские, патентные и др.) ино странных физических и юридических лиц ;
- от ношения по пере возке за рубежных грузов;
- на следственные от ношения по по воду имуществ а, на ходящегося за рубежом и т.д.[2]
Перечень от ношений не явл яется ис черпывающим, но он дает основ ание суд ить о том, что все они от носятся к от ношениям, анал огичным пред мету граждан ского прав а. Однако МЧП ре гулирует не ста ндартные имуществ енные от ношения, а так ие, кот орые воз никают в между народной сфер е.
Исходя из это го, мож но вы делить два основ ных при знака, характер изующих об щественные от ношения, со ставляющие пред мет между народного час тного прав а: между народные от ношения; граждан ско-прав овые от ношения.
Таким об разом, только одно временное на личие указ анных двух при знаков по зволяет очертить тот круг об щественных от ношений, кот орый со ставляет пред мет между народного час тного прав а.
По своей при роде к граждан ско-прав овым от ношениям от носятся семей но-брачные и труд овые, вы деленные в Российском за конодательстве в от дельные от расли прав а. Следовательно, семей но-брачные и труд овые от ношения между народного характер а со ставляют пред мет между народного час тного прав а. Но не обходимо от метить, что кроме граждан ско-прав овых от ношений, семей ное и труд овое прав о охватывает своим ре гулированием от ношения друг ого по рядка, на пример, админ истративно-прав овые (за пись акт ов граждан ского со стояния, труд овой рас порядок и др.), но в пред мет между народного час тного прав а входят только те семей но-брачные и труд овые от ношения, кот орые имею т граждан ско-прав овую при роду.
Все вы шеизложенное по зволяет сделать след ующий об щий вы вод: Предмет между народного час тного прав а со ставляют граждан ские прав оотношения между народного характер а, или граждан ские прав оотношения, осложненные ино странным элементом.
Спецификой от ношений, по дпадающих по д сфер у де йствия МЧП, явл яется на личие «ино странного элемента», по д кот орым по нимают:
– субъект , кот орый имеет ино странную при надлежность;
– об ъект, имею щий определен ную при надлежность к ино странному государств у;
– юридический факт , кот орый имел или имеет мест о за границей.[3]
Главной особенно стью между народного час тного прав а явл яется на личие ино странного элемента в со ставе ре гулируемых от ношений, что об уславливает между народность, транс граничность от ношений и их связь с прав овыми сис темами раз ных государств . Природа и характер ные черты норм ативного со става между народного час тного прав а не посредственно за висят от способ ов прав ового ре гулирования граждан ских прав оотношений между народного характер а, кот орые со стоят из двух вид ов норм : колли зионных и унифицированных материальных граждан скоправовых.
Таким об разом, норм ативная структур а между народного час тного прав а от личается сложностью, в связи с на личием в его со ставе со вершенно раз личных по своему характер у, при роде и структур е норм . Колли зионные норм ы преодолевают колли зионную про блему путем вы бора прав а. Главная особенно сть так их норм со стоит в том, что они не со держат прямого определен ия прав и об язанностей уча стников граждан ских прав оотношений, а указ ывают, прав о какого государств а нужно при менить для определен ия этих прав и об язанностей. Поэтому эти норм ы на зывают от сылочными. Более по дробно рас смотрим это в след ующем пар аграфе дан ной главы.
Унифицированные материальные граждан ско-прав овые норм ы, с по мощью кот орых осуществляется материально-прав овой способ ре гулирования, преодолевают колли зионную про блему путем со здания един ообразных норм граждан ского прав а раз личных государств , что уст раняет сам у при чину воз никновения колли зии. В от личие от колли зионных, материально-прав овые норм ы не посредственно уст анавливают прав ила по ведения для уча стников граждан ских прав оотношений, осложненных ино странным элементом. Часто так ие норм ы на зывают прямыми. Унификация явл яется более со вершенным способ ом ре гулирования.
Таким об разом, сис тема между народного час тного прав а пред ставляет со бой сис тему прав овых норм , об ъединенных в от носительно сам остоятельные структур ные об разования в за висимости от спец ифики ре гулируемых ими от ношений (по дотрасли, институты и по динституты).
В сис теме между народного час тного прав а вы деляют 2 ста дии про цесса ре гулирования час тноправовых от ношений:
- раз решение колли зий прав а и вы бор с по мощью колли зионных норм компетентного прав опорядка;
- при менение норм из бранного прав опорядка.[4]
На об еих ста диях воз никают основ ные про блемы прав оприменения.
На первой ста дии воз никают про блемы, связанные с при менением колли зионных норм , т.е. про блемы, связанные не посредственно с про цессом вы бора прав а, сред и них: авто номия воли сто рон, об ход за кона, об ратная от сылка др.
На второй ста дии спец ифические про блемы воз никают тогда, когда в качестве при менимого прав а из брано ино странное прав о, т.е. про блемы, связанные с при менением из бранного прав опорядка: об щий по дход к по ниманию ино странного прав а, уст ановлен ие со держания и толкования ино странного прав а, ограничение при менения ино странного прав а и др.
Итогом первой ста дии явл яется вы бор прав овой сис темы. Вторая ста дия – при менение из бранного прав опорядка.
Подводя итог к дан ному пар аграфу раб оты мож но сказать о том, что между народное час тное прав о (МЧП) – это комплексная прав овая сис тема, об ъединяющая норм ы внутригосударственного за конодательства, между народных до говоров и об ычаев, кот орые ре гулируют имуществ енные и личные не имущественные от ношения, «осложненные» ино странным элементом. Отношения, ре гулируемые ИЧП схожи с граждан ским прав ом. Однако МЧП ре гулирует не ста ндартные имуществ енные от ношения, а так ие, кот орые воз никают в между народной сфер е.
Исходя из это го, мож но вы делить два основ ных при знака, характер изующих об щественные от ношения, со ставляющие пред мет между народного час тного прав а: между народные от ношения; граждан ско-прав овые от ношения.
Таким об разом, только одно временное на личие указ анных двух при знаков по зволяет очертить тот круг об щественных от ношений, кот орый со ставляет пред мет между народного час тного прав а.
Система между народного час тного прав а пред ставляет со бой сис тему прав овых норм , об ъединенных в от носительно сам остоятельные структур ные об разования в за висимости от спец ифики ре гулируемых ими от ношений (по дотрасли, институты и по динституты).
Существуют 2 ста дии про цесса прав оприменения в между народном час тном прав е: раз решение колли зий прав а и вы бор с по мощью колли зионных норм компетентного прав опорядка и при менение норм из бранного прав опорядка. В след ующих пар аграфах раб оты рас смотрим их более по дробно.
1.2 Стадия раз решения колли зий прав а и вы бор с по мощью колли зионных норм компетентного прав опорядка
Колли зионная норм а – это прав ило, определяющее материальное прав о какого конкретного государств а ре гулирует дан ное материальное прав оотношение, усл ожненное ино странным элементом. Колли зионная норм а – это прав овая норм а.
По мне нию Ольги Рузаковой: «Хотя колли зионная норм а указ ывает лишь, за коны какой стра ны до лжны бы ть при менены, ее не льзя рас сматривать как имею щую те же функции, что вы полняет справочное бюро на вокзале, со общающее пассажирам, в каком окошечке они мог ут купить билет и с какого пути от правляется их по езд».[5]
Таким об разом, вместе с материально-прав овой норм ой, к кот орой она от сылает, колли зионная норм а вы ражает определен ное прав ило по ведения для уча стников граждан ского об орота.
Существует и иная точка зрения, что в колли зионной норм е «гармоничным об разом со четаются публично-прав овой и час тноправовой элементы».[6]