Введение
- Особенности возникновения и развития ЕАЭС
1.1 Сущность и характерные особенности создание ЕАЭС
1.2. Организационная структура ЕАЭС
1.3. Евразийский Союз как институциональная структура
- Современные тенденции развития Евразийского экономического союза
2.1. Соотношение обязательств государств-членов Всемирной Торговой Организации и Евразийского экономического союза
2.2 Сравнительный анализ условий импорта в Казахстан и Российскую Федерацию в условиях выполнения обязательств ВТО
Заключение
Список использованных источников
По состоянию на 2022 год членами Евразийского экономического союза являются пять государств: Российская Федерация, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия. Четыре страны, за исключением Белоруссии являются членами Всемирной торговой организации. А, в свою очередь, Белоруссия ведет переговоры по вступлению в ВТО.
Евразийский экономический союз- форма региональной интеграции. Всемирная торговая организация - международная организация. Таким образом, четыре страны являются одновременно членами двух объединений. Но остается актуальным вопрос о соотношении нормативно-правовых баз данных объединений, приоритетности права, наличия противоречий нормативно-правовых баз Евразийского экономического союза по отношению к Всемирной торговой организации.
В 2023 году исполняется 8 лет с момента вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе. В связи с этим, становится актуальным подвести итоги и оценить результаты функционирования Евразийского экономического союза. Основными задачами Союза являются:
-создать условия для устойчивого развития экономик государств-членов с целью повысить жизненный уровень их населения;
-стремление сформировать единый рынок товаров, услуг, капитала, а также трудовых ресурсов в рамках Союза;
-осуществить всестороннюю модернизацию, кооперацию, результаты, которых будут способствовать повышению конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.
Таким образом, исследование и оценка эффективности функционирования ЕАЭС является актуальным в современном мире глубокой экономической интеграции.
Цель работы - оценить динамику и тенденции развития ЕАЭС.
Для выполнения цели, были поставлены следующие задачи:
1.Изучитьособенности развития ЕАЭС;
- Охарактеризовать институционально-методологические основы ЕАЭС;
- Исследовать эволюционные процессы Евразийской экономической интеграции
4.Оценить влияние Евразийской экономической интеграции на эффективность внешнеэкономической деятельности.
Объектом исследования является ЕАЭС.
Предмет исследования – методологические и институциональные основы ЕАЭС.
В процессе написания работы были использованы следующие методы, такие как: абстрактно-логический, индуктивный и дедуктивный, метод системного анализа, исторический и логический методы. Наиболее часто используемым стал метод сравнительного анализа.
1. Особенности возникновения и развития ЕАЭС
1.1 Сущность и характерные особенности создание ЕАЭС
Идея о создании интеграционного союза в постсоветском пространстве возникла в конце 1990-х годов. Россия, Беларусь и Казахстан выразили интерес к укреплению экономических связей и сотрудничеству на основе взаимной выгоды.
29 мая 2014 года в городе Астана (Казахстан) был подписан договор о создании Евразийского экономического союза. А уже в январе 2015 года Евразийский экономический союз начал функционировать в составе России, Белоруссии и Казахстана. Договор определяет основные принципы и правила функционирования ЕАЭС, включая свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, гармонизацию законодательства и таможенную интеграцию.
23 декабря 2014 года произошло подписание Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. [39,c.89]Этот факт означает применение Киргизией единой Товарной номенклатуры ВЭД ЕАЭС, а также на территории Киргизии начинают функционировать акты органов Евразийского экономического союза, решения Высшего Евразийского экономического совета и Евразийской экономической комиссии.
С 2 января 2015 года начал функционировать Договор о присоединении Армении к ЕАЭС. С этого времени Армения – полноправный член Евразийского экономического союза. Присоединяясь к Евразийскому экономическому союзу, государство полномасштабно включается в реализацию Евразийского проекта, направленного, с одной стороны, на формирование четырех свобод: свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. С другой стороны, - на создание одного из ключевых экономических центров складывающейся архитектуры многополярного мира. Важным событием для развития Евразийского экономического союза стало подписание Соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом.29 мая 2015 года Соглашение было подписано в поселке Бурабай в Казахстане.[5] Согласно законодательству Евразийского экономического союза, соглашение со стороны ЕАЭС было подписано на основании решения принятого президентами стран Союза на заседании Высшего Евразийского экономического совета 8 мая 2015 года.
Таблица 1-Базовые международные договоры, регулирующие формирование Единого экономического пространства
Название базового договора
|
Сфера регулирования
|
1.Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции
|
Антимонопольное регулирование, нормы ограничения вмешательства государств в хозяйственную деятельность
|
2.Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства
|
Единый порядок предоставления государственной поддержки производителям сельскохозяйственной продукции. Уровень поддержки не может превышать 10% валовой стоимости продукции.
|
3.Соглашения о единых правилах предоставления промышленных субсидий
|
Единый порядок субсидирования промышленных товаров
|
4.Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта
|
Единые принципы доступа для перевозчиков стран-участниц к услугам инфраструктуры
|
5.Соглашение о торговле услугами и инвестициями в государствах- членах Единого экономического пространства
|
Регулирование режима наибольшего благоприятствования
|
6.Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности
|
Охрана интеллектуальной собственности
|
7. Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования
|
Политика обеспечения обращения продукции, которая соответствует техническим регламентам Таможенного союза
|
8.Соглашение о государственных (муниципальных) закупках
|
Принципы работы с поставщиками для стран-участниц при государственных и муниципальных закупках
|
Евразийский экономический союз — является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью[15].
1.2. Организационная структура ЕАЭС
Как организационная структура, для Евразийского экономического союза характерно наличие определенных механизмов регулирования, а для контроля за правильностью функционирования тех или иных механизмов, функционируют институты Евразийской экономической интеграции.
Регулирование деятельности Евразийского экономического союза осуществляется с помощью следующих органов: Высший Евразийский экономический Совет (Высший совет), Евразийский межправительственный совет (Межправительственный совет), Евразийская экономическая комиссия (Комиссия ЕЭК) и Суд Евразийского экономического союза (Суд Союза)[55].
Высший совет - высший орган Евразийского экономического союза. Членство Совета принадлежит главам государств-участников ЕАЭС. Деятельность Высшего совета осуществляется путем заседаний Высшего совета, которые проводятся не реже 1 раза в год.
Но помимо регулярных заседаний, при появлении необходимости решения срочных вопросов, возможны созывы внеочередных заседаний Высшего совета. Высший совет занимается рассмотрением принципиальных вопросов деятельности Евразийского экономического союза, стратегией, направлениями и перспективами развития интеграционного объединения, а также принятием решений, которые направлены на реализацию целей Евразийского экономического союза. При принятии решений и распоряжений Высшим Евразийским экономическим советом, используется принцип консенсуса. После окончательного утверждения решений и распоряжений, принятые решения принимают обязательный характер для выполнения всеми странами- участницами[55.]
В случаях, когда при рассмотрении некоторых вопросов Евразийской экономической комиссией, последней не был достигнут консенсус, нерешенные вопросы могут быть переданы для рассмотрения Высшим Евразийским советом.
Евразийский межправительственный совет (Межправительственный совет) – орган Евразийского экономического союза, который состоит из глав правительств стран-участниц.
Межправительственный совет:
- обеспечивает реализацию и контроль за исполнением Договора о Евразийском экономическом союзе, международных договоров в рамках Союза и решений Высшего совета рассматривает по предложению Совета Комиссии вопросы, по которым не достигнут консенсус;
-дает поручения Комиссии, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные Договором о ЕАЭС и международными договорами в рамках Союза.
Решения и распоряжения Евразийского Межправительственного совета принимаются консенсусом и подлежат исполнению государствами – членами в порядке.
Заседания Межправительственного совета проводятся по мере необходимости, но не реже 2 раз в год.
Помимо перечисленных обязанностей, Межправительственный совет также несет ответственность за определение состава и полномочий других регулирующих структур Евразийского экономического сообщества, контролирует исполнение Договора о Евразийском экономическом союзе, международных договоров, функционирующих в рамках ЕАЭС.
Евразийская экономическая комиссия – постоянно действующий регулирующий̆ орган Союза.
Дата начала функционирования- 2 февраля 2012 года. Место пребывания- Москва (Российская Федерация).
Первый подобного рода орган в истории процесса Евразийской экономической интеграции. Евразийская экономическая комиссия действует на основе Приложения №1 к Договору о Евразийском экономическом союзе и Положения о Евразийской экономической комиссии[17].