- Эмпирические методы познания и использование их в научной работе
Сущность методов познания
Использование методов познания в научной работе (дипломного проекта)
- План дипломной работы на тему: «Уголовно-правовая характеристика хулиганства»
- Список использованной литературы
- Особенность и правила культуры научного труда (дипломного проекта)
- Доклад
1. Эмпирические методы познания и использование их в научной работе
Сущность методов познания
Познание представляет собой развивающийся, динамичный в своей основе процесс. Это обусловлено появлением у человека новых потребностей и развитием и совершенствованием практики всей деятельности человека.
Познание всегда предполагает переход от улавливания внешних, лежащих на поверхности свойств и отношений, к постижению внутренних, относительно устойчивых связей. В итоге это дает человеку знание сущности. От живого созерцания (наблюдения) к абстрактному мышлению (размышлению), от явления к сущности, — такова, в основном, логика движения процесса познания. Вот почему Г. Гегель образно сравнивал познавательный процесс с лестницей, которая убегает в глубину, где спрятана сущность. От описания к раскрытию и объяснению причин — таков действительный ход познания. Несколько упрощая сложный процесс познания, в нем можно выделить два уровня.
Первый уровень представляет собой чувственное, или эмпирическое познание. Оно существует в форме ощущения как элементарной "клеточки" познания, в которой отражаются отдельные признаки и свойства предметов. С помощью же восприятия формируется целостный образ явления или предмета. А вот роль представления состоит в том, чтобы помочь человеку сохранить в своем сознании наглядный образ предмета или явления, которые он когда-то наблюдал в своей жизни. Вот почему без памяти невозможно эффективное протекание и развитие познания.
Эмпирическое познание всегда субъективно по форме и своему характеру. Это неизбежно порождает многообразие суждений и оценок относительно одного и того же явления (например, выявление потребительских свойств вещи, оценка политических явлений). Но, несмотря на это, оно обеспечивает связь сознания с внешним миром и дает человеку объем информации, вполне достаточный для его повседневной жизнедеятельности. Дело еще и в том, что каждый предмет имеет свои объективные (независимые от человека) свойства и параметры, знание которых необходимо человеку для того, чтобы верно ориентироваться в окружающем мире. Вот почему утрата человеком органов чувств (зрение, слух и др.) — это подлинная драма, ведь в таком случае он лишается возможности видеть, слышать и воспринимать мир во всем его великолепии.
Эмпирическое познание ограничено в своих возможностях, поскольку фиксирует лишь внешнюю сторону предметов и процессов. Оно имеет пределы и в связи с ограниченными возможностями самих органов чувств — зрения, слуха и других. На протекание "живого созерцания" влияют психологические состояния человека (страх, гнев и иные негативные эмоции), которые могут уводить в сторону от истины. Неудивительно, что на ступени эмпирического познания часто возникают искаженные формы отражения, и это не дает достоверной картины того, что есть в объективной действительности.
Второй уровень — это рациональное, или теоретическое познание ("абстрактное мышление"). Оно существует прежде всего в форме понятия как форме мысли, которая выделяет общие и существенные свойства и признаки какого-то класса предметов, их смысл и значение.
Рациональное познание, не являясь непосредственно связанным с предметным миром, позволяет человеку постигнуть внутреннее (скрытое) в вещах— их структуру, сущность, законы. Это касается также и познания социальных явлений. Они ведь настолько сложны, что их невозможно увидеть даже в самый совершенный микроскоп (например, духовные отношения). Названные выше особенности рационального познания резко расширяют возможности человека. В итоге к деятельности человеческого глаза, как весьма совершенного органа чувств, добавляется еще и деятельность абстрактного мышления, которое оперирует образами и понятиями. Это помогает человеку обобщать огромное множество фактов и событий, познавать даже те вещи, с которыми он непосредственно не соприкасается.
Выделение нами в процессе познания двух уровней (эмпирический и рациональный) вовсе не означает, что они существуют сами по себе в некоем "чистом" виде и обособленно друг от друга. Абстрактное мышление не даст никакого эффекта, если оно не станет опираться на эмпирические сведения о внешнем мире. Во всем этом проявляют себя три основные познавательные способности человека — чувственность, рассудок и разум. Познание — это всегда диалог, взаимодействие и синтез его внутренних потоков. В нем чувственное начало пронизывается рациональным, а рациональное — чувственным.