В современной конкурентной экономике для постоянного экономического развития предприятие вынуждено с каждым годом повышать эффективность своей деятельности. Из этого вытекает, что желаемым состоянием для организа- ций является устойчиво равновесное, которое может достигаться различными способами. Именно поэтому, тема эффективности занимает одно из ключевых мест в совокупности проблем, которые стоят перед компанией. Она волнует эко- номическую науку и хозяйственную практику на протяжении долгого времени. Стоит отметить, что в связи с изменением экономической модели России на про- тяжение столетия, методы по оценки и повышению эффективности деятельности претерпели значительные изменения. Особенно остро эта проблема ощущается на текущем этапе развития глобальных экономик в связи с ростом дефицита сы- рьевых ресурсов, ужесточением конкуренции, глобализации бизнеса, увеличе- нием предпринимательских рисков. Эффективность деятельности организации определяется ее способностью к финансовому выживанию, привлечению источ- ников финансирования и их рациональное использование. В связи с этим приоб- ретает огромное значение оценка результатов деятельности организации.
На сегодняшний день российская экономика сталкивается с серьезными вызовами и предпосылками к кризису. Наиболее заметными являются экономи- ческие санкции, обострение геополитического фактора с рядом зарубежных стран, а также недостаточно развитое производство внутри страны. Все это со- здает дополнительные трудности для эффективной работы многих российских фирм, так как в условиях кризиса сильно ощущается снижение покупательского спроса, нехватка иностранного капитала и других средств для финансирования проектов. В таких условиях на первый план выходят компании, способные адап- тироваться к текущем изменения и использовать подвешенное состояние в свою пользу.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью изучения тео- ретических и методических аспектов эффективности фирмы, в целях повышения конкурентоспособности деятельности организаций.
Объект исследования: ООО «Симамарт».
Предмет исследования: управление эффективностью деятельности на предприятии.
Цель исследования – разработка комплекса мероприятий по повышению эффективности деятельности организации.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
- Изучены теоретико-методологические основы эффективности;
- Дана организационно-экономическая характеристика предприятия;
- Проанализирована эффективность деятельности организации ООО «Симамарт»;
- Разработан комплекс мероприятий по повышению эффективности работы ООО «Симамарт».
Теоретическую основу работы составили такие известные авторы как: Ба- тылина Н. А., Якунина Е.В., Кириллова С. С., Сакова М.Ш. и др.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, три главы, заключение, список использованных источников.
В первой главе рассмотрены теоретико-методологические основы эффек- тивности. Разобраны сущность этого феномена, методы анализа, принципы, а также пути повышения. Помимо этого, затронута структура финансового ана- лиза организаций.
Во второй главе дана оценка финансового состояния ООО «Симамарт» по рассмотренным методам, выявлены слабые и сильные стороны, а также сделан анализ макросреды и SWOT-анализ.
В третьей главе разработаны мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятия, с конкретными действиями, исходя из выведенных проблем во 2 главе.
Информационным обеспечением при написании работы послужили: мате-
риалы предприятия (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах), сайт компаний ООО «Симамарт», электронные ресурсы Znanium и Cyberleninka,
журнал «Тинькофф», официальный сайт «Бибос».
Методические основы. В работе применялись основные методы оценки эф- фективности – анализ прибыли и рентабельности, оценка ликвидности и плате- жеспособности баланса, Swot-анализ, комплексная оценка и др.
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
На сегодняшний день каждый год в России прекращают свою деятельность огромное количество компаний. По данным Федеральной налоговой службы за прошедшие четыре года количество зарегистрированных юридических лиц со- кратилось более чем на 20% на 1 января 2022 года [9, с. 2]. Такая тенденция мо- жет быть связана с разными факторами. Именно поэтому собственники бизнесов остро заинтересованы вопросом результативности деятельности компаний, а также их оценки. Однако важно отметить, что единого показателя или группы показателей, по которым можно было бы с высокой точностью оценить эффек- тивность деятельности организации не существует, поэтому многие специали- сты говорят о группе показателей, которые по совокупности способны предста- вить итоговую картину.
В экономической литературе существует множество определений эффек- тивности деятельности организации. В работе рассмотрены некоторые из них. Е.В. Якунина убеждена в том, что эффективность деятельности – это способ- ность организации ставить максимально достижимые цели и добиваться их реа- лизации при минимальном затрате ресурсов, т.е. представляет соотношение ре- зультатов и затрат на их достижение [31].
В свою очередь, Железнова А.Л. считает, что эффективность- это умение предприятия вкладывать большую и увеличивающуюся прибыль по отношению к конкурентам, как в краткосрочном периоде, так и в долгосрочном. По факту, это сводится к решению задачи, которая помогает повышать конкурентоспособ- ность организации в условиях рыночной экономики [13]. Однако, по мнению
автора, наиболее точно этот феномен охарактеризовала Кириллова София Сер- геевна. Она определила понятие эффективности как интегрированную и струк- турированную характеристику деятельности организации, которая комплексно отражает ее успешность, следование миссии, целям и задачам предприятия [17]. В отличии от остальных авторов, которые давали определение понятию «эффек- тивности», Кириллова смогла показать, что этот процесс включает в себя мно- жество экономических и иных показателей, которые позволяют сформировать наиболее целостную картину. В действительности к таким показателям можно отнести: прибыльность, качество, действенность, экономичность, производи- тельность, результативность и др. [36]. Важно понимать, что эти показатели мо- гут различаться в зависимости от целей предприятия.
Далее будут рассмотрены классификации видов эффективности в таблице 1.
Таблица 1- Классификация видов эффективности деятельности организации [31].
Основание
|
Виды
|
Характеристика
|
В зависимости от вида деятельности
|
Операционная
|
Производительность повышается за счет ускорения бизнес-процессов, экономии удельных затрат, снижении потерь от рисков
за счет оперативного перепланирования на 1 рубль операционных расходов
|
Инвестиционная
|
Превышение приведенных поступлений де- нежных средств над оттоками денежных средств, полученное в результате привлече- ния дополнительных инвестиций на 1 рубль инвестированного капитала
|
Финансовая (кредитная)
|
Превышение доходов от финансовой дея- тельности над расходами от этой деятельно- сти при условии отсутствия дополнительных капитальных вложений на 1 рубль финансо-
вых расходов
|
По степени относи- тельности
|
Общая (абсолютная)
|
Нужна для оценки и анализа общеэкономи- ческих результатов и эффективности на раз- личных уровнях экономики (макро - и мик- роуровнях) за определенный период времени и в динамике для сопоставления уровня эф- фективности по предприятиям и регионам
|
По степени относи- тельности
|
Сравнительная (относительная)
|
Рассчитывается и анализируется при обосно- вании принимаемых производственно-хо- зяйственных, технических и организацион- ных решений, а из альтернативных вариан- тов оптимального
|
По методу вычисле- ния
|
Эффективность в виде относительной величины (целевая или ресурсная)
|
Включает в себя все виды рентабельности
|
Эффективность, которая вычисляется по абсолютным по- казателям (доходный метод)
|
Используется расчетная точка безубыточно- сти проекта, методы дисконтированных де- нежных потоков, капитализации доходов, срока окупаемости
|
Эффективность, которая определяется доходными методами
|
Рассчитывается как относительный показа- тель – метод индекса доходности (прибыль- ности) и рентабельности проекта, метод внутренней нормы доходности (внутренняя норма доходности, рентабельности, окупае- мости инвестиций)
|
Эффективность в качестве индивиду- ального набора финансовых и нефинансовых характеристик компании
|
Сбалансированная система показателей – это система стратегического управления, осно- ванная на анализе эффективности компании по определенному набору тщательно подо- бранных показателей, которые отражают фи- нансовые, инвестиционные, маркетинговые
и другие сферы деятельности предприятия
|
По автору С.Н. Яшину и Е.Н. Пу- зову
|
Технологическая
|
Показывает уровень использования различ- ного рода ресурсов в сфере сельского хозяй- ства (фондоотдача, фондовооруженность, энергообеспеченность, энергоэффектив- ность и т.п.)
|
|
Экономическая
|
Демонстрирует уровень влияния технологи- ческой эффективности на финансовое поло- жение сельскохозяйственного производи- теля и определяется рядом конкретных пока- зателей: себестоимостью сельскохозяйствен- ной продукции, валовым доходом, рента- бельностью, прибылью и т.п.
|
|
Социальная
|
основывается на экономической эффектив- ности и свидетельствует о характере воздей- ствия сельскохозяйственного производителя на жизнь общества
|
|
Экологическая
|
показывает результаты воздействия сельско- хозяйственного производства на окружаю- щую среду
|
По сравнению по- казателей нормы прибыли эконо- мики с нормой при- были организации
|
Внутренняя
|
Организация рентабельна с позиции внут- ренней оценки эффективности
|
|
Внешняя
|
Организация эффективна для экономики в целом
|
Исходя из выше приведенной таблицы видно, что эффективность предпри- ятия включает в себя множество видов в зависимости от специфики деятельно- сти.
Помимо всего прочего, выделяют еще и подходы к определению экономи- ческой эффективности:
- Ресурсный (соотношение результата и объема затраченного ресурса для получения этого результата);
- Затратный (соотношение результата и затрат, необходимых для до- стижения этого результата);
- Структурный (эффективность как одна из составляющих результа- тивности, что определяет экономичность использования ресурсов);
- Целевой (эффективность оценивается как вероятность достижения организацией собственных локальных и стратегических целей);
- Институциональный (эффективность с точки зрения различных групп заинтересованных лиц) [31].
Важно отметить, что «…в экономической эффективности существует еще один процесс. Бенчмаркинг (эталонное сравнение) – это процесс сравнивания деятельности компании в данной отрасли с лидерами в этом же секторе. Оно идёт по фундаментальным показателям эффективности: качество и ассортимент про- изводимых товаров или услуг, то, как организована работа производства в целом и как взаимодействуют между собой сотрудники, насколько эффективно их вза- имодействие».
По факту, повышение экономической эффективности сводится к тому, чтобы на каждую единицу ресурсов достигать существенного роста производ- ства объема продукции и услуг.