Введение
Глава 1. Методологические основы мотивации повышения качества работ.
1.1. Характеристика понятия «качество работ»
1.2. Сущность цели и задачи стимулирования и вознаграждения персонала
на предприятии за качество работ
Глава 2. Анализ мотивации повышения качества работ в организации «-«
2.1. Организационно – экономическая характеристика «-»
2.2. Анализ действующей системы мотивации персонала «-»
2.3. Формы и системы оплаты труда работников «-»
Глава 3. Основные направления совершенствования системы мотивации
качества работ
3.1. Разработка предложений для мотивации повышения качества работ.
3.2. План мероприятий и модель стимулирования работников
Заключение
Список литературы
Приложение
Актуальность темы работы обусловлена одним из самых острых практических вопросов менеджмента организации - эффективной системой мотивации повышения качества работ персонала предприятий и организаций.
Изучение системы повышения качества работ персоналом, слияние материальных интересов, целей и задач компании помогают руководителю в создании структуры мотивации к трудовой деятельности, привлекают и удерживают квалифицированный персонал, контролируют и управляют расходами на рабочую силу, при этом оптимально выдерживая необходимое количество сотрудников. Грамотная мотивация повышения качества работ персоналом необходима для эффективной деятельности любой организации, так на уровень качества труда сотрудников эти факторы влияют напрямую. Согласно статистическим данным, потребности сотрудников могут меняться в зависимости от социальных отношений в обществе - активно используются, как и материальные, так и не материальные методы вознаграждений, ведь моральные стимулы и разнообразные социальные льготы имеют такое же большое значение для сотрудника, как и финансовый фактор. Для достижения всех перечисленных целей и разрабатывается внутрифирменная система мотивации повышения качества работ персоналом - очень специфическая и сложная стратегическая задача в управлении трудовыми ресурсами, требующая профессионального понимания сущности и объектов стимулирования, знаний и опыта разработки, грамотного применения методов вознаграждения.
Целью работы является разработка практических рекомендаций по повышению эффективности системы мотивации повышения качества работ персонала организации.
Объектом работы является система мотивации повышения качества работ сотрудников «-».
Предмет исследования - принципы построения и функционирования системы мотивации повышения качества работ персонала в рамках совершенствования проводимой кадровой политики.
Основными задачами работы являются:
- Охарактеризовать понятие «качество работ».
- Выявить сущность, цели и задачи стимулирования и вознаграждения персонала на предприятии за качество работ.
- Провести анализ действующей системы управления персоналом «-».
- Определить формы и методы оплаты труда работников «-».
- Разработать предложения для мотивации повышения качества работ.
Методологической основой работы послужил ряд ключевых положений экономических исследований и учений, связанных с управлением персоналом. Использовались также и научные издания по менеджменту и управлению персоналом, материалы изданий и статей, посвященных вопросам мотивации, формирования систем поощрения труда и управления карьерой. Теоретическим преимуществом являлся системный подход к выполнению поставленной задачи.
В работе использовались такие общенаучные методы исследования как анализ, метод опроса и анкетирования, синтез, экономико-статистический метод, метод системного и ситуационного анализа результатов деятельности организации, обработка полученных данных.
Глава 1. Методологические основы мотивации повышения качества работ
1.1. Характеристика понятия «качество работ»
Еще 100 лет назад в литературе качество трактовалось, как статистическое управление качеством, или фаза управления процессами. В этот период пришло понимание, что управлять следует процессами[1]. В 1924 г. в «Bell Telephone Laboratories» (ныне корпорация «AT&T») заложила основы статистического управления качеством (метод построения диаграмм). Суть метода составила разработка контрольных карт, выполненных В. Шухартом[2].
Также качество изначально рассматривалось сквозь призму системы обучения, которое сводилось к профессиональному обучению и учебе работать с оборудованием.
В последующем сложился современный менеджмент качества, который позволяет одновременно повышать качество и уменьшать производственные затраты, т.е. было преодолено противоречие между ростом качества и повышением эффективности производственной деятельности.
В дальнейшем были детализированы требования к системам менеджмента по ряду позиций, произошло усиление внимания руководителей предприятий к удовлетворению потребностей своего персонала[3].
Этот этап называют также фазой экологического менеджмента, концепция которого продолжает формироваться и в настоящее время. Сущность данного этапа заключается в постепенном отказе от преобладания традиционных командно-административных методов управления предприятием и переходе в основном к современным рыночным механизмам экологического регулирования[4].
В современных условиях исследователи[5] понятие качества связывают с определенными свойствами, которые характеризуют товар (услугу) с точки зрения его назначения.
Есть и другие точки зрения, например, И.Г. Мельникова[6] указывает, что качество - это комплексная категория, отражающая эффективность деятельности предприятия.
На современном этапе качество включает качество продукции и услуг, передаваемых или оказываемых одним работником другому в рамках организации, а также продукции и услуг, предоставляемых внешним потребителем организации.
Качество работ может быть рассмотрено на различных уровнях:
- качество, связанное с именем компании (имидж, торговая марка);
- качество в рамках самой компании (культура компании);
- качество в рамках подразделения компании;
- качество на отдельном рабочем месте[7].
Международная организация по стандартизации (ISO) определяет качество как «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности»[8].
То есть, в соответствии с определением ISO качество связано со способностью удовлетворить потребителя. Удовлетворение потребителя включает в себя как потребности, о которых было заявлено, так и те, которые подразумеваются.
Данное определение качества отражает и другие характеристики, например:
- соответствие определенным требованиям;
- пригодность к использованию;
- удовлетворение потребителя.
Отсюда можно сделать предположение, что основной причиной возникновения системы управления качеством стала ориентация на удовлетворение потребителя.
Как отмечают исследователи[9], проблема управления качеством в современных условиях приобретает особую важность, поскольку основной целью развития общества является формирование необходимых условий жизнедеятельности в постоянно и стремительно меняющемся мире.
В аспекте предстоящего анализа подходов к проблемам управления качеством важно выделить сущностные признаки качества. Это, как считает Т.Е. Ухабина[10], целостность (качество характеризует целостный объект, а не его части); иерархичность (иерархичная структура - изменение одних свойств влечет изменение других); изменчивость и неустойчивость (под влиянием различных факторов); аксиологичность (обусловлено индивидуальностью восприятия); управляемость; измеряемость (мера - степень выражения качества, его количественная оценка). Выделенные атрибутивные характеристики должны быть учтены при управлении качеством.
При оценке качества привычным является градация «низкое-высокое», «удовлетворительное-неудовлетворительное» применительно к совокупности некоторых его характеристик; в свою очередь, управление качеством предполагает управление состоянием выделенных конкретных характеристик.
Таким образом, в литературе достаточно многоаспектно и разнопланово трактуется понятия, связанные с исследуемой областью, поэтому говоря об эмпирической интерпретации понятия, мы всегда имеем в виду некую его детализацию, попытку разложить его на составляющие и зафиксировать их состояние и динамику через определенные признаки. Операционализация как процедура позволяет перевести теоретическое понятие в плоскость повседневного языкового поля, то есть сделать его доступным для фиксации на языке респондентов или других субъектов, влияющих на ход исследования. Можно сказать, что интерпретация и последующая операционализация исследовательских понятий обуславливает связь между теоретической и эмпирической картинами реальности, позволяя измерить искомые понятия.
[1] Веснин, В.Р. Этапы развития системы управления качеством/Менеджмент.2006 / В.Р. Веснин [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://finlit.online/voprosi-obschie-menedjment/menedjment.html; Эволюция взглядов на управление качеством. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bookaa.ru/upravlenie-kachestvom/evolyuciya-vzglyadov-na-upravlenie-kachestvom.html и др.
[2] Лапидус, В.А. Система Шухарта / В.А. Лапидус. - Н.Новгород: ООО СМЦ «Приоритет», 2004. - 65 с.
[3] В стандартах серии ИСО 14000 - международный стандарт, содержащий требования к системе экологического управления (environmental management system), по которым проходит сертификация.
[4] Глазунова, Н.И. Государственное (административное) управление / Н.И. Глазунова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 560 с.
[5] Ефимов, В.В. Потребительские ценности продукции. Стандарты и качество / В.В. Ефимов. // Стандарты и качество, 2005. - № 5. - С. 68-69; Штомпель, Л.В. Управление качеством услуг в современных условиях развития российского рынка / Л.В. Штомпель // Молодой ученый, 2013. - № 4 и др.
[6] Мельникова, И.Г. Управление качеством / И.Г. Мельникова. - Ярославль: ЯрГУ, 2018. - 76 с.
[7] Эволюция взглядов на управление качеством [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bookaa.ru/upravlenie-kachestvom/evolyuciya-vzglyadov-na-upravlenie-kachestvom.html
[8] Официальный сайт Международной организация по стандартизации. Режим доступа: https://www.iso.org/home.html
[9] Коровкин, И.А. Обеспечение конкурентоспособности продукции средствами гармонизации национальных стандартов: Дисс. ... канд. экон. наук / И.А Коровкин. - СПб., 2000. - 168 c.
[10] Ухабина, Т.Е. Качество образования в вузе: практика управления и моделирования / Т.Е. Ухабина, Е.В. Черемисина. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. - С. 38.