Введение.
Глава 1. Общая характеристика малого и среднего бизнеса и особенности формирование механизмов его устойчивого развития.
1.1 Основные формы и методы формирования механизмов устойчивого развития поддержки малого и среднего бизнеса в развитых странах.
1.2 Анализ процессов формирования механизмов устойчивого развития поддержки малого и среднего бизнеса в России.
Глава 2. Направления формирования механизмов устойчивого развития поддержки малого и среднего бизнеса в современных условиях.
2.1 Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России.
2.2 Меры по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности.
2.3 Рекомендации по повышению уровня доступности финансирования субъектов малого и среднего бизнеса.
Заключение.
Список использованных источников
Актуальность исследования обусловлена тем, что во многих странах субъекты малого и среднего бизнеса (далее - МСП) играют важную экономическую и социальную роль в развитии экономики в целом. От уровня развития малого бизнеса зависят многие показатели, такие как уровень конкуренции, внедрение новых технологий, эффективность производства и т. д.
Малые и средние предприятия (МСП) обеспечивают рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии социальных групп. Малые предприятия достаточно гибкие и подвижные и быстро реагируют на спрос потребителей, тем самым заполняют ниши в экономике с более высоким уровнем доходности, чем обеспечивают быстрое насыщение платежеспособного спроса, необходимого для сдвигов в экономике страны. Также стоит отметить, что благодаря МСП развивается конкурентная среда, происходит рост доходной части бюджетов всех уровней.
Исходя из ситуации, складывающейся в экономике Российской Федерации, крайне важно проанализировать опыт развития малого и среднего бизнеса в России и в развитых странах мира и определить дальнейшие направления государственной поддержки МСП.
Объект исследования – малый и средний бизнес в России.
Предмет исследования – экономические отношения, возникающие в процессе государственной формирования механизмов устойчивого развития поддержки малого и среднего бизнеса в России в современных условиях.
Цель исследования заключается в выявлении мер формирования механизмов устойчивого развития поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации и разработке рекомендаций по их совершенствованию в современных условиях.
В соответствии с указанной целью, в выпускной квалификационной работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть основные формы и методы формирования механизмов устойчивого развития поддержки малого и среднего бизнеса в развитых странах;
- провести Анализ процессов формирования механизмов устойчивого развития поддержки малого и среднего бизнеса в России;
- определить проблемы развития малого и среднего бизнеса в России;
- выявить меры по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности;
- разработать рекомендации по повышению уровня доступности финансирования субъектов малого и среднего бизнеса.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение и др.
1. Общая характеристика малого и среднего бизнеса и особенности формирование механизмов его устойчивого развития
1.1 Основные формы и методы формирования механизмов устойчивого развития поддержки малого и среднего бизнеса в развитых странах
Предпринимательство может активно развиваться только в том случае, если своевременно и системно осуществляется государственная поддержка, а также создается соответствующая инфраструктура поддержки. Все субъекты предпринимательской деятельности должны иметь равные возможности доступа к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам и формам поддержки. Государство оказывает воздействие на экономику страны посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ.
На сегодняшний день определены следующие методы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность:
- Экономические методы:
- налогообложение;
- перераспределение доходов и расходов;
- ценообразование;
- осуществление государственной предпринимательской деятельности
- Административные методы (используются в случае, когда экономические неэффективны или неприемлемы):
- принятие и корректировка законодательства и контроль за его соблюдением.
Все эти методы призваны регулировать предпринимательство, развивать его инфраструктуру, а также стимулировать реализацию его экономического потенциала. В настоящее время в развитых странах сложилась устойчивая система государственной поддержки субъектов МСП на общегосударственном, региональном, местном уровнях, а также большой акцент направлен на начинающих предпринимателей. Практически во всех странах создана инфраструктура формирования механизмов устойчивого развития поддержки малого и среднего бизнеса, действует нормативно-правовое законодательство и государственные программы поддержки МСП, которые достаточно динамично изменяются. В таблице 1 представлены виды государственной поддержки в развитых странах.
Таблица 1 – Виды государственной поддержки в развитых странах[1]
Виды поддержки
|
Сущность
|
Финансовая
|
Осуществляется в виде прямых займов, долевого участия в займах коммерческих банков, гарантирование займов.
|
Юридическая
|
Помощь при регистрации МСП
|
Бухгалтерская
|
Ведение бухгалтерских книг, составление бухгалтерской отчетности
|
Административно – хозяйственная
|
Аренда помещений на выгодных условиях, предоставление технического оборудования
|
Организационно – финансовая
|
Разработка бизнес-планов, поиск инвесторов
|
Техническая
|
Оказание и оплата консультационных и проектных услуг
|
Обучающая
|
Подготовка и переподготовка кадров в специализированных центрах и на рабочих местах
|
Маркетинговая
|
Продвижение МСП
|
Информационная
|
Интернет – площадка, облегчающая доступ ко всем формам государственной поддержки
|
Налоговая
|
Налоговые льготы, налоговые каникулы
|
К представленным в таблице 1 видам поддержки можно также добавить, что в развитых странах существуют специализированные органы по развитию субъектов МСП. Например, в США - Администрация малого и среднего бизнеса (SBA), в Германии - генеральный Директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий (DG VIII), в Великобритании - Национальное Агентство по обслуживанию малого бизнеса (SBS), в Венгрии – «Национальный Совет по развитию бизнеса». Деятельность данных органов государственного управления направлена на реализацию следующих функций:
- Разработка стратегии развития предпринимательской деятельности во взаимодействии с общим социально-экономическим развитием страны. Специализированные органы должны приниматься комплексные долгосрочные меры, обеспечивающие малому и среднему бизнесу широкие возможности для развития и достижения им конкурентных преимуществ.
- Совершенствование нормативно - правовой базы, предложение о корректировки федеральных и региональных законодательных и нормативно-правовых актов.
[1] Таблица составлена автором на основе научно-практического журнала «Аллея Науки