Введение.
- Теоретические основы анализа выполнения производственной программы по ассортименту.
1.1. Понятие ассортимента и его значение для предприятия.
1.2. Цели, задачи и методы управления ассортиментом продукции.
1.3. Показатели эффективности управления ассортиментом продукции.
- Анализ выполнения производственной программы по ассортименту на примере ООО «Дымовское колбасное производство».
2.1. Общая характеристика предприятия.
2.2. Анализ динамики и выполнения плана по производству и реализации продукции
2.3. Анализ ассортимента и структуры продукции.
Заключение.
Список использованной литературы
На современном этапе развития отечественной экономики все большее значение в сознании потребителей приобретает управление ассортиментом выпускаемой продукции на предприятии и его качество. Именно поэтому управление ассортиментом выпускаемой продукции - один из самых главных направлений деятельности каждого предприятия.
Конкурентоспособность компании в большей степени определяется способностью продуктового ряда предприятия адекватно отвечать текущему потребительскому спросу на качественном и количественном уровне не менее «сильном», чем у конкурентов. Проектирование, планирование такого ряда - задача, безусловно не могущая пройти мимо внимания менеджера. Однако до сих пор у многих российских компаний первоначальная стадия формирования ассортимента - процесс не всегда рыночно-ориентированный и спроектированный менеджментом.
Зачастую формирование ассортимента базируется на стремлении увязать ассортимент с производственными возможностями, опытом технологов, традициями производства. И только после того, как накапливается опыт производства и сбыта произведённых продуктов, возникают вопросы: те ли продукты произведены? Достаточны ли ресурсы для их продвижения? Насколько целесообразен их дальнейший выпуск? На самом деле процесс разработки ассортиментной политики должен базироваться на желаниях и потребностях потребителей и прогностических способностях менеджмента.
Актуальность темы курсовой работы связана с предъявлением со стороны потребителя повышенных требования к ассортименту продукции в условиях возрастающей конкуренции между производителями. От эффективности управления ассортиментом продукции зависят все экономические показатели организации и занимаемая ею рыночная доля.
Целью данной работы является анализ и критическая оценка выполнения производственной программы предприятия по ассортименту выпуска продукции. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие ассортимента и оценить его значение для предприятия;
- охарактеризовать цели, задачи и методы управления ассортиментом продукции;
- рассмотреть показатели эффективности управления ассортиментом продукции;
- провести анализ ассортимента выпускаемой продукции исследуемого предприятия и его конкурентов;
- определить направления оптимизации ассортимента продукции.
Объектом исследования в данной работе является общество с ограниченной ответственностью «Дымовское колбасное производство». Основной вид деятельности данного предприятия – производство колбасных изделий. Предмет исследования – производственная программа данного предприятия.
Теоретической основой данной работы являются труды современных экономистов по изучаемым вопросам, таких как, Голубков Е.П., Зиглар З., Ингрэм Томас Н., учебники, учебные и методические пособия по менеджменту и организации производства, публикации в периодической печати.
1. Теоретические основы анализа выполнения производственной программы по ассортименту
1.1. Понятие ассортимента и его значение для предприятия
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции. Под номенклатурой понимают определенный перечень изделий, которые по степени детализации имеет три ступени:
- сводная номенклатура продукции, работ и услуг;
- групповая номенклатура;
- специфицированная или развернутая номенклатура по видам, типам и маркам.
Ассортимент – это самая подробная классификация продукции внутри одного наименования по артикулам, моделям, размерам и сортности. Термин произошел от французского слова «assortiment», что означает подбор различных видов и сортов товаров. Однако на сегодняшний день принято набор товаров ограничивать их наименованиями, а сорта как градации качества товаров одного вида и наименования относить к ассортименту.[1]
Каждое предприятие с производственно – хозяйственной точки зрения заинтересовано в сокращении номенклатуры и ассортимента выпускаемых изделий с целью увеличения серийности отдельных типоразмеров изделий, а следовательно, сокращения производственных затрат. В то же время рыночная экономика, где главным является потребитель, требует расширения ассортимента продукции, учитывающей более полно запросы конкретных потребителей. Надо найти оптимальное сочетание этих разных интересов, что является сложной организационной и технико–экономической задачей.
Поскольку предприятие может производить не любую продукцию и не любой её объем, необходим анализ ассортимента продукции и производственной мощности предприятия. Оцениваются не только общая производственная мощность предприятия, но и возможности предприятия в производстве отдельных групп и видов продукции по профилю предприятия, а также возможности расширения номенклатуры продукции с целью диверсификации производства.
На сегодняшний день суть формирования ассортимента продукции состоит в планировании фактически всех видов деятельности, направленных на отбор продуктов для будущего производства и реализации на рынке и на приведение характеристик этих продуктов в соответствие с требованиями потребителей.
Система формирования ассортимента включает следующие основные моменты:
- Определение текущих и перспективных потребностей покупателей, анализ способов использования данной продукции и особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках.
- Оценка существующих аналогов конкурентов по тем же направлениям.
- Решение вопросов, какие продукты следует добавить в ассортимент, а какие исключить из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности; следует ли диверсифицировать продукцию за счет других направлений производства предприятия, выходящих за рамки его сложившегося профиля.
- Рассмотрение предложений о создании новых продуктов, усовершенствование существующих, а также о новых способах и областях применения товаров и другие.
- Разработка спецификаций новых или улучшенных продуктов в соответствии с требованиями покупателей.[2]
Управление ассортиментом продукции с точки зрения этапа её жизненного цикла позволяет решить вопрос о необходимости замены продукции, т.е. её обновлении. Анализ обновления продукции проводится по стадиям обновления и степени новизны. Различают три степени новизны продукции:
- принципиально новая, не имеющая аналогов в мировой практике продукция;
- продукция, впервые осваиваемая в нашей стране, но имеющая зарубежные аналоги;
- продукция, впервые осваиваемая данным предприятием, имеющая отечественные аналоги.
В процессе своего освоения продукция проходит три стадии обновления: стадия опытного образца, стадия создания установочной партии, стадия первой промышленной партии. Можно определить структуру новой продукции по стадиям обновления. В этом случае в расчете используются натуральные измерители. Продукция может подвергаться модернизации, т.е. улучшению технико-экономических показателей, изменению материальной основы и дизайна.[3]
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента продукции включает в себя следующие основные моменты:
- определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
- оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
- изучение жизненного цикла продукции, принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы не пользующейся спросом у покупателей и экономически неэффективной продукции;
- оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
[1] Чернов В.А. Экономический анализ. Под ред. проф. М.И. Баканова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - С. 68
[2] Чернов В.А. Экономический анализ. Под ред. проф. М.И. Баканова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - С. 69
[3] Чернов В.А. Экономический анализ. Под ред. проф. М.И. Баканова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - С. 70