В начале XXI в. современные экономические отношения, вступив в новую фазу реформирования, находятся под влиянием объективных мировых процессов, среди которых глобализм, регионализм, интеграционное и международное сотрудничество.
Особенно наглядно данные обстоятельства оказывают влияние на государства, в которых происходит формирование механизма рыночных преобразований и революционных экономических реформ. Это связано в первую очередь с тем, что на новом пути развития указанные страны провозгласили первоочередной задачей создание необходимых условий для изменения всей экономической системы с целью ее более эффективного функционирования и обеспечения устойчивого роста.
В решении указанных проблем важное значение придается не только подъему отдельных отраслей экономики, но и выбору нового типа хозяйственных структур, способных в своей деятельности в условиях рыночной экономики объединить банковский и промышленный капитал для создания эффективных видов производств. К ним в первую очередь следует отнести крупные интегрированные объединения-корпорации, финансово-промышленные группы, компании и холдинги, которые в своих стратегических намерениях умело сконцентрировали финансово-административные ресурсы с диверсификацией собственных производств. При таких подходах подтверждается целесообразность модели управления, благодаря которой создаются реальные условия для развития эффективных форм корпоративного бизнеса.
В Российской Федерации экономические предпосылки, имеющиеся в различных секторах национальной экономики, выдвигают проблему корпоративного менеджмента в разряд первоочередных задач. Это важно еще и потому, что при активном создании сложных образований в виде интегрированных групп еще не выработан и отсутствует необходимый механизм действий с использованием производственных текущих и перспективных планов стратегий управления. Более того, при создании крупных акционерных объединений отмечаются противоречия и недостатки особенно что касается выбранных менеджмент-стратегий. Для современного государства, которое предпринимает попытки выхода из глубокого системного экономического кризиса и стремится стать на путь устойчивого экономического развития, решение данной проблемы является актуальнейшей задачей.
Однако разработка концептуальных основ корпоративного и производственного менеджмента в современных условиях имеет свою особенность. Для нахождения эффективных форм управления в условиях переходного периода и принятия соответствующих решений требуется детальная система расчетов и экономического обоснования не только на национальном уровне. В монографии предпринята попытка нахождения прогрессивных подходов с использованием сопоставительного анализа и выбора алгоритма решений для передовых методов управления деятельностью корпоративных объединений с учетом их специфики в странах с развитой экономикой.
В современных условиях быстро меняющихся технологий, информационного обеспечения, внешней среды и рационального использования ограниченных ресурсов корпоративная форма предпринимательства является одной из эффективных.
Стратегический корпоративный менеджмент в условиях формирования рынка имеет специфические формы и тесно взаимосвязан с механизмом планирования интегрированных структур, инвестиционной стратегией, инновационной политикой корпоративного предпринимательства и финансовой стратегией хозяйственного механизма корпораций.
Разработка концепции корпоративной стратегии в современных экономических отношениях требует прежде всего понимания экономической сущности и ключевых моментов в содержании предпринимательства.
Анализируя различные точки зрения в трактовке этого феномена саморазвития экономики, важным представляется сопоставление различных аргументов и обоснование точки зрения тех экономистов, которые под предпринимательством понимают такую систему хозяйствования, которая основана на рисковой, инновационной деятельности, охватывающей процесс воспроизводства в целом или какую-то его часть в целях получения добавочной прибыли предпринимательского дохода.
При этом следует учитывать характеристику основных компонентов экономического содержания предпринимательства, а именно роль способностей предпринимателя к прогнозированию на основе слабых сигналов будущих изменений во внешней и внутренней среде, т.е. деятельности на основе гипотетических предположений покупать и продавать товары, ценные бумаги и т.д.
Целью данной работы является анализ менеджмента производственных корпоративных систем.
Задачами данной работы являются:
- Определить характеристику производственно-хозяйственной системы;
- Исследовать производственный процесс как основу деятельности фирмы;
- Выявить виды производственных систем;
- Проанализировать производственный менеджмент и его роль в организации управленческого учета.
Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
1. Производство и производственные системы: понятие и закономерности
Производство является важнейшим компонентом любой страны. Именно производство определяет уровень жизни. Для успешной конкуренции на внутреннем и мировом рынках производители должны иметь передовые технологии, соответствующие организационные структуры. Возникают многочисленные проблемы, связанные с изменениями в культуре, управлением информационными потоками и политикой в области человеческих ресурсов. Все это имеет значение для эффективного функционирования, извлечения прибыли из технологических возможностей.
Изучая процесс производства, необходимо понимать, что:
процесс производства включает больше, чем просто производство продукции;
производство всегда предоставляет потребителям не только продукцию, но и услугу;
процесс переработки означает добавление ценности или преимущества к тому, что перерабатывается;
люди и машины являются ресурсом и базой процесса переработки.
Используя простую модель «ресурс-продукт», производство можно определить как процесс переработки, в котором к ресурсу добавляется стоимость производства продукта, нужного предполагаемым потребителям.
Один из основных аспектов производства - преобразование ресурсов, которые приобретает предприятие, в товары, которые затем с успехом продаются потребителям.
Поэтому можно рассматривать производство как процесс переработки, который добавляет ценность.
Схематически этот процесс можно представить следующим образом:
Задача предприятия состоит в том, чтобы воспринять «на входе» факторы производства (затраты), переработать их и «на выходе» выдать готовую продукцию (результат). Это и называется производственной деятельностью.
Исходные ресурсы - категория пассивная в системе производства. В процессе производства они перерабатываются в готовую продукцию. Поэтому процесс переработки во всех смыслах активен. Он включает долгосрочные и ежедневные решения, большой объем видов деятельности, операции и процессы, управление людьми - их временем, умением и мотивацией - и различную деятельность по планированию, управлению, контролю и развитию.
Деятельность разных предприятий, имеющих совершенно разные ресурсы, готовую продукцию и процессы, можно разделить на четыре категории:
производственная деятельность;
введение и планирование стандартов качества;
контроль и управление;
организация и основные операции.
Следует отметить, что ни одна из четырех категорий деятельности в производственном процессе не является независимой от других. А поскольку элементы процесса производства взаимосвязаны, производство требует квалифицированного управления.
Готовая продукция производственного бизнеса всегда представляет собой определенный продукт, но услуга - это элемент, который добавляет ценность продукту в глазах потребителя.
Основной выход производственного бизнеса - это его продукция, но не только. Любой бизнес, который может помочь клиентам определить их запросы или снизить затраты их времени и труда на оформление запросов, задумок, планов, имеет большой шанс на получение заказов. Эта деятельность представляет собой услуги и может быть более ценной для клиентов. Услуга потребителю может также продолжаться и после доставки, например сборка, монтаж, обслуживание.
Производство представляет собой комплекс принятия решений, что требует тщательного планирования. Первоначальные решения обычно меньше касаются технических вопросов, а больше - организационных и маркетинга.
Производство и производственные системы являются объектом производственного менеджмента. До недавнего времени основное внимание в теории и практике производственного менеджмента уделялось самой производственной функции.