Введение
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.2 МЕТОДЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.3 СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В АСПЕКТЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ГАЗПРОМ ДОБЫЧА ШЕЛЬФ ЮЖНО-САХАЛИНСК»
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ГАЗПРОМ ДОБЫЧА ШЕЛЬФ ЮЖНО-САХАЛИНСК»
2.2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ГАЗПРОМ ДОБЫЧА ШЕЛЬФ ЮЖНО-САХАЛИНСК» ЗА 2017–2021 ГГ.
2.3 АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКИХ МЕР ПО АНТИКРИЗИСНОМУ УПРАВЛЕНИЮ В ООО «ГАЗПРОМ ДОБЫЧА ШЕЛЬФ ЮЖНО-САХАЛИНСК»
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО АНТИКРИЗИСНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ООО «ГАЗПРОМ ДОБЫЧА ШЕЛЬФ ЮЖНО-САХАЛИНСК» НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ССП В СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ
3.1 ОБОСНОВАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО АНТИКРИЗИСНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ООО НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ССП В СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ООО «ГАЗПРОМ ДОБЫЧА ШЕЛЬФ ЮЖНО-САХАЛИНСК»
3.2 ПРОГНОЗНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО АНТИКРИЗИСНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ООО «ГАЗПРОМ ДОБЫЧА ШЕЛЬФ ЮЖНО-САХАЛИНСК»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В условиях современной динамичной внешней среды, состояние которой определяется действием сложных механизмов взаимодействия различных хозяйствующих субъектов и государственного регулирования экономики, нестабильностью политического и правового поля, активизацией процессов инноватизации и глобализации экономических систем, проблемы антикризисного управления приобретают перманентный характер. При этом одной из задач повышения эффективности антикризисного управления является адекватная оценка его успешности.
Для того чтобы из всего массива показателей финансово-хозяйственной деятельности современной компании отобрать те из них, которые
в наибольшей степени коррелируют с указанными антикризисными мероприятиями, мы считаем целесообразным использовать принцип "Цели - Критические элементы бизнеса - Критические факторы успеха - Показатели", который лежит в основе различных сбалансированных систем показателей, таких как модель BPM, модель BPR и модель сбалансированной системы показателей.
Объект - ООО «Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск».
Предмет - антикризисное управление организацией на основе системы сбалансированных показателей.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в разработке рекомендаций по АКУ предприятием на основе ССП.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Проанализировать теоретические аспекты антикризисного управления в организации;
- Проанализировать практические меры по антикризисному управлению в ООО «Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск»;
- Обосновать рекомендации по антикризисному управлению ООО
на основе внедрения ССП в систему управления ООО «Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск»;
- Спрогнозировать оценку эффективности рекомендаций
по антикризисному управлению ООО «Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск».
В классическом варианте сбалансированная система показателей является инструментом, позволяющим полномасштабно увязать стратегию современной компании с оперативным бизнесом. Подчеркнём, что в рамках проводимого нами исследования разработка стратегии антикризисного управления предприятием не является целью использования сбалансированной системы показателей: идея сбалансированности показателей используется нами именно для разработки методики оценки успешности реализации уже разработанной антикризисной стратегии.
Возможность использования системы сбалансированных показателей
в данном ключе, в частности отмечается Петером Хорвартом, который утверждает, что при условии, что у компании есть четкая стратегия, внедрение сбалансированной системы показателей - это процесс реализации стратегии, а не процесс формулирования стратегии [4].
Этот подход предполагает определение ключевых аспектов результативности на которые можно повлиять с помощью ключевых факторов успеха для достижения организацией своих целей. При этом для каждого аспекта результативности определяется набор показателей для осуществления конкретных мероприятий и возможности мониторинга
и оценки эффективности реализации стратегии. Баланс выбранных показателей обеспечивает комплексный подход к разработке управленческих решений и оценке их эффективности.
Теоретическую базу выпускной квалификационной работы сформировали учебники, учебные пособия, научные статьи и публикации
по проблемам маркетинга, стратегического маркетинга и маркетинга организации управления предприятием в рыночных условиях и условиях конкуренции.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
В последнее время выражение «антикризисное управление»
в современной экономике стало одно из наиболее употребляемых
и достаточно популярных. Возможно, это связано с тем, что с развитием рыночных отношений появляется все больше разнообразных предприятий, стремящихся занять какую-либо нишу, но не выдерживающих условий, диктуемых рынком и состоянием экономики.
Экономика России не стабильна, в настоящее время она претерпевает реформирование и постепенно входит в зону посткризисного развития. Содержание понятия «антикризисное управление» очень расплывчато, что, возможно, и связано с недавним появлением термина.
Использование такого термина как «антикризисное управление»
в отечественной практике в основном обусловлено введением нормативно-правового регулирования деятельности практически всех хозяйствующих субъектов, характеризуемой современными явлениями выявленной
по официальной отчетности компании финансовой несостоятельности, иначе банкротства.
В основе антикризисного управления лежат правовые акты, определение которых более точно фокусирует специфику антикризисного управления. Но необходимо отметить, что в подобных законодательных актах отсутствуют разделы, которые целенаправленно посвящены антикризисному управлению. Из этого следует, что законодательная база
не дает объяснения, откуда возникло понятие «антикризисного управления» [8, с. 49].
Понятие «антикризисное управление» в российском научном обороте появилось совсем недавно. Причиной возникновения такого понятия являются процессы реформирования российской современной экономики
и стремительный рост числа предприятий, которые на данный момент находятся на грани банкротства.
Антикризисное управление современной компанией как комплексная разработанная система управления целенаправлена на качественное
и устойчивое развитие компании даже в кризисных условиях. При этом сама по себе созданная система комплексного и современного антикризисного управления включает в свою сформированную структуру как комплексный, так и соответственно системный подходы и в полном объеме ориентирована на своевременное предотвращение различного рода неблагоприятных явлений, которые особо негативно или же пагубно оказывают влияние
на устойчивое и планомерное экономическое состояние современной компании [26, c. 58].
Особо весомыми и наиболее значимыми вопросами в реализуемом процессе управления различными проблемами современной компании вполне можно считать следующие [10, с. 125]:
- на каких отдельных этапах планомерного развития современной компании вполне может появиться различного рода кризисная ситуаций
и, как следствие, получить свое должное и наиболее эффективное развитие;
- насколько опасна для современной компании, созданная кризисная ситуация, и какие могут быть изменения в самой компании способные спровоцировать ее появление.
Современные экономические кризисы показывают собственные ритмы развития каждой современной организации, зачастую несовпадающие
с ритмами общественного развития или развития современных организаций. Любое предприятие имеет собственный потенциал и условия реализации, при этом подчиняется современным закономерностям циклического развития социально-экономической условий.
Таким образом, на организацию влияют внутренние и внешние факторы. Одни из них определяются экономикой, а другие зависят
от собственных циклов экономики и кризисного развития организации. Проявляются разнообразные кризисные ситуации в виде различного уровня нестабильности в реализуемом на практике объеме производства различной производимой компанией продукции и её непосредственной реализации,
в росте различных объемов финансовой задолженности перед кредиторами.
Перечисленные факты в конечном итоге приводят
к неплатежеспособности компании и в последующем, в общем, провоцируют фактическое возникновение кризисной ситуации.
Основные принципы осуществления на практике запланированного антикризисного управления в компании:
- Ранняя диагностика, которая позволяет на первоначальных стадиях своевременно выявлять и соответственно устранять выявленные причины, которые могут привести к экономическому кризису.
- Срочность и скорость реагирования.
- Адекватность непосредственного реагирования на выявленные проблемы.
- Использование имеющихся внутренних процессов компании [3, c. 204].