Курсовая работа|Политология

Политика России в отношении соотечественников за рубежом

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2012 | Страниц: 25

Введение                                                                                                            

  1. Государственная политика РФ в отношении соотечественников 

1.1 Понятие правового института «соотечественники за рубежом»  

1.2 Принципы и цели государственной политики РФ в отношении соотечественников                            Конституционные аспекты поддержки и защиты Россией соотечественников за рубежом 

2.1 Основы реализации государственной политики РФ в отношении соотечественников                        

2.2. Альтернативные механизмы политики защиты прав соотечественников за рубежом                        

Заключение                                                                                                      

Список использованной литературы

В связи с распадом СССР миллионы наших соотечественников оказались во вновь образованных независимых государствах на положении национальных меньшинств, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Русскоязычное население за рубежом столкнулось со сложной политической, экономической, культурной и психологической ситуацией и, безусловно, нуждается в помощи и поддержке России. В Конституции Российской Федерации ст.61 п.2 отмечается, что Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Актуальность исследования конституционных основ обеспечения национальных интересов России в области защиты прав соотечественников за рубежом для российской государственности определяется, прежде всего, современным положением России в мировом сообществе, изменениями в системе международных отношений, а также стремительными и масштабными трансформациями в геополитической обстановке. Россия на новом рубеже веков вынуждена в очередной раз отвечать на вызов времени, обретая новую правовую реальность с опорой на национальные особенности своего развития.

Многие проблемы наших соотечественников за рубежом имеют правовую природу, затрагивающую национальные интересы России. По важнейшим экономическим и научно-техническим направлениям утрата позиций России здесь может стать необратимой в связи с усилением конкуренции развитых западных государств в этом регионе. Поэтому ближнее зарубежье - зона национальных интересов и пристального внимания отечественной внешней и внутренней политики Российской Федерации.
Нарушение прав и свобод человека по национальному признаку, возвеличивание роли одних этносов за счет других несут угрозу национальным интересам России, обостряя межнациональные конфликты и сепаратистские тенденции. В то же время эффективное решение наиболее острых и масштабных проблем соотечественников в ближнем зарубежье, составляет важное условие для формирования вдоль российских рубежей надежного пояса добрососедства и сотрудничества. В этом смысле особое звучание приобретает реализация соотечественниками основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции России.

Целью данной работы является изучение вопросов конституционно-правовых основ политики РФ в отношении российских соотечественников за рубежом.

Задачи работы:

- рассмотреть понятие правового института «соотечественники за рубежом»;

- проанализировать принципы и цели государственной политики РФ в отношении соотечественников;

- изучить основы реализации государственной политики РФ в отношении соотечественников;

- охарактеризовать альтернативные механизмы политики защиты прав соотечественников за рубежом.

 

  1. Государственная политика РФ в отношении соотечественников

1.1 Понятие правового института «соотечественники за рубежом»

Для того чтобы дать определение института «соотечественники за рубежом», необходимо выяснить, кто является соотечественником. По мнению С.И. Ожегова, это «человек, имеющий общее отечество с кем-нибудь»[1]. В. Даль определяет его как «рожденного в одном отечестве, отчизне»[2]. Что следует понимать под нашим Отечеством? Чрезвычайно непросто прийти здесь к единому мнению. Это объясняется произошедшим после распада СССР разрывом преемственности развития государственности. Современная Россия живет в условиях поиска своей исторической идентичности. Расслоение населения, существующее в социальной сфере, усугубляется размытостью фундаментальных народообразующих ценностей, объединяющих различные поколения.

Отечеством человек может считать не только страну, выходцем из которой он является или где проживают представители его этноса. На карте мира существует немало спорных территорий, которые перешли под юрисдикцию государства при подписании послевоенных договоренностей, на правах победителя, а иногда в результате непродуманных действий правительства. Последнее обстоятельство оказалось наиболее актуальным в России. Безусловно, нельзя ставить под сомнение основополагающие принципы международного права, закрепляющие нерушимость границ и территориальную целостность государств. Но политическими средствами необходимо добиваться особого статуса в выстраивании гуманитарных, экономических связей с этими землями и проживающим там населением.

Можно рассчитывать на осознание себя частью единого отечества народами, проживающими в стране, в том случае, если они не подвергаются дискриминации, не были присоединены силой или в результате сепаратных соглашений. Международное право, сложившееся после Второй мировой войны, закрепляет как общепризнанный принцип равноправие и самоопределение народов. Секретные дополнительные протоколы к советско-германскому Договору о ненападении от 23 августа 1939 г., признанные Съездом народных депутатов СССР юридически несостоятельными и недействительными, заставляют подвергнуть сомнению добровольность вхождения Латвии, Литвы, Эстонии в состав СССР. Противоречивая национальная политика была характерна и для советской, и для царской России. В конце XIX в. статус ее подданного во многом определялся принадлежностью к одной из групп: коренному населению, восточным и северным инородцам, евреям.

В 1990 - 1992 гг. произошли события, которые по своей сути являлись гражданской войной с национально-освободительными признаками. Она сопровождалась жертвами, хотя и не носившими массовый характер (Тбилиси, Вильнюс). Декларация о государственном суверенитете РСФСР предполагала создание демократического правового государства в составе обновленного СССР. Население, высказывавшееся за сохранение СССР, хотя и составляло большинство, но проявляло пассивность, не выступало на защиту своего Отечества. Это способствовало распаду страны. Однако стремление к сохранению или восстановлению единства отечества, понимаемое как патриотизм, может иметь обратный эффект, усиливать негативные последствия гибели государства. Примером тому могут выступать югославские события в 90-х годах прошлого века.

Определение своей принадлежности к отечеству - личное дело каждого человека, его индивидуальная морально-нравственная позиция, которая не охватывается рамками правового регулирования. Вместе с тем отправной точкой современной российской державности и конституционализма является историческая память, связь с предками. Основываясь на этой аксиоме, многонациональный народ принял Конституцию РФ[3].

[1] Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Наука, 1987. С. 650.

[2] Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. - М.: Наука, 1982. С. 271.

[3] Пронин А.А. Российские соотечественники в странах старого и нового зарубежья. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2008. – С. 43.

  1. Конституция РФ.
  2. ФЗ РФ от 24.05.1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» (в ред. от 18.07.2006 г.).
  3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. - М.: Наука, 1982. С. 271.
  4. Информационно-аналитические материалы и предложения по вопросу «О мерах по защите прав граждан РФ в государствах - участниках СНГ и странах Балтии» // Государство и право. 2005. N 6. С. 27.
  5. Кутафин О.Е. Российское гражданство. - М.: Гарардики, 2006. С. 363.
  6. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Наука, 1987. С. 650.
  7. Пронин А.А. Российские соотечественники в странах старого и нового зарубежья. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2008. – С. 84.
  8. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. - М.: МЦИ, 2006. С. 294.
  9. Васильева Л.Н. Проблема сохранения самобытности русскоязычными соотечественниками за рубежом // Журнал российского права. 2005. N 5. С. 55.
  10. Зевелев И. Соотечественники в российской политике на постсоветском пространстве // Россия в глоб. политике. - 2008. - Т. 6. - № 1. - С. 33-45.
  11. Карасин Г. Россия и соотечественники: [содействие консолидации рос. зарубеж диаспоры] // Междунар. жизнь. - 2007. - № 12. – С. 32.
  12. Митрофанова Э. В Прибалтике русским уютнее, чем в СНГ. Интервью Э. Митрофановой // Приложение к «Независимой газете» «НГ-Дипкурьер». 2005. 24 окт.
  13. Омарова З. К вопросу об определении понятия «соотечественники за рубежом»: опыт России // Власть. - 2008. - № 3. - С. 34-41.
  14. Омарова Э. Политика России в отношении Русского мира // Обозреватель. - 2008. - № 2. - С. 25-33.
  15. Огурцов Н.А. Дело партизана В. Кононова: правовые аспекты // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 2005. N 3. С. 29.
  16. Петухов Д.В. Конституционные аспекты поддержки и защиты Россией соотечественников за рубежом // Журн. рос. права. - 2007. - № 10. - С. 20-27.
  17. Чепурин А. Соотечественники // Междунар. жизнь. - 2007. - № 4. - С. 133-139.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Политология
2012 год 51 стр.
Курсовая Политическое сознание молодежи
diplomstud
Курсовая работа Политология
2013 год 44 стр.
Курсовая Эволюция интеграции в ЕЭС / ЕС
diplomstud
Курсовая работа Политология
2015 год 42 стр.
Курсовая Государственная политика Хрущёва в отношении церкви
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское