ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
И АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РФ
1.1. Правительство РФ в системе органов государственной власти
1.2. Администрация Президента РФ и ее роль в обеспечении деятельности
Президента РФ
ГЛАВА 2. СООТНОШЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
И АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РФ
2.1. Соотношение полномочий в сфере внутренней и внешней политики
2.2. Соотношение полномочий в обеспечении прав и свобод граждан
2.3. Проблема дублирования полномочий Правительства РФ
и Администрации Президента РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Сегодня одной из не решенных до конца проблем остается проблема согласования работы федерального Правительства и Администрации Президента. Последняя фактически превратилась в государственный орган, координирующий деятельность всех подчиненных Президенту структур, являясь в отношении них своеобразным «вторым Правительством». Такая ее роль противоречит общепринятому пониманию администрации главы государства как сугубо вспомогательного, технического органа при Президенте и не вполне и соответствует конституционной системе разделения власти. Кроме того, происходит дублирование функций федеральных органов исполнительной власти, особенно в области регулирования экономических процессов. При этом материально-техническое обеспечение институтов государственной власти осуществлялось Управлением делами Президента России. Хотя формально Управление делами Президента и было выделено из состава Администрации Президента в самостоятельное звено со статусом федерального органа исполнительной власти (что само по себе вызывает вопросы), вполне можно утверждать, что конституционная самостоятельность всех ветвей власти все эти годы сосуществовала с их определенной материальной зависимостью от Президента и Управления его делами.
Все эти обстоятельства ставят на повестку дня необходимость разработки и закрепления в конституционном законодательстве мер по совершенствованию механизмов осуществления комплекса государственной власти, с тем, чтобы исключить попытки посягательств какой бы то ни было ветви, органа власти на основы конституционного строя, принципы суверенности и принадлежности власти народу.
Цель курсовой работы заключается в правовом анализе полномочий Правительства РФ и Администрации Президента РФ.
Задачи курсовой работы включают:
- изучение роли Правительства РФ в системе органов государственной власти;
- рассмотрение функций Администрации Президента РФ и ее роли в обеспечении деятельности Президента РФ;
- исследование полномочий Правительства РФ и Администрации Президента РФ в сфере внутренней и внешней политики;
- изучение полномочий Правительства РФ и Администрации Президента РФ в обеспечении прав и свобод граждан;
- анализ проблемы дублирования полномочий Правительства РФ и Администрации Президента РФ.
Теоретическую базу курсовой работы составили труды ученых по конституционному праву М.В. Баглая, Н.Н. Волобуевой, А.К. Гумбатова, Г.В. Дёгтева, Б.П. Елисеева, О.Е. Кутафина, Л.А. Окунькова, Н.А. Сахарова и других авторов.
Нормативная основа исследования включает Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
И АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РФ
1.1. Правительство РФ в системе органов государственной власти
Положение и место Правительства РФ в системе органов государственной власти вытекают из принципа разделения властей, сформулированного в ст. 10 и 11 Конституции РФ. Правительство осуществляет государственную власть наравне с Президентом РФ, Федеральным Собранием и судами. В ст. 110 Конституции РФ прямо устанавливается, что исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.
Конституция РФ не закрепляет каких-либо специальных принципов деятельности Правительства РФ. Как орган государственной власти, оно руководствуется Конституцией РФ, законами, нормативными указами Президента РФ, такими основополагающими принципами конституционного строя, как обеспечение прав и свобод человека и гражданина, федерализм, разделение властей, единство экономического пространства, народовластие и др. Правительство РФ в пределах своей компетенции организует исполнение принимаемых Федеральным Собранием законов, указов и распоряжений Президента РФ и международных договоров, осуществляет регулярный контроль за исполнением всех этих актов органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов, принимает необходимые меры по устранению нару-
шений действующего законодательства. Оно также обеспечивает исполнение судебных решений.
В Конституции РФ Правительству РФ уделена специальная глава из восьми статей (ст. 110—117), но ряд полномочий Правительства и норм, регламентирующих его правовое положение, закреплены в других главах (о Президенте РФ, о Федеральном Собрании). Многие полномочия этого органа раскрываются в федеральных законах («Об обороне», «О безопасности» и др.), а также в указах Президента РФ. Основные вопросы правового положения Правительства РФ, порядок его формирования и деятельности закреплены Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». Законом определяются принципы, состав и порядок формирования Правительства, его полномочия и организация деятельности, а также взаимоотношения с Президентом РФ, Федеральным Собранием и органами государственной власти субъектов РФ, обеспечение деятельности Правительства.
Правовым актом, регулирующим деятельность Правительства РФ, выступает также Регламент Правительства РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ. Этим актом определяется планирование и организация работы Правительства, порядок внесения в Правительство и рассмотрение проектов решений Правительства и иных актов, подготовки и проведения заседаний Правительства и оформления принятых на заседании решений, взаимодействия Правительства с органами судебной власти.
Правительство в любом государстве осуществляет широкую деятельность, охватывающую государственным управлением практически все сферы жизни. Поэтому конституционно закрепить предметную компетенцию этого органа государственной власти в конституциях с исчерпывающей полнотой весьма затруднительно, вследствие чего она всегда устанавливается только в общей форме. Таково положение и в Российской Федерации. В ст. 114 Конституции РФ закреплен перечень вопросов, относящихся к компетенции Правительства РФ, но в заключение говорится, что оно осуществляет и «иные полномочия», возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ. Следовательно, конституционный перечень не является исчерпывающим, да и сами вопросы, которые включены в него, выглядят скорее как самое общее обозначение основных обязанностей государства.