Введение.
Глава I. Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки.
1.1 Теоретические основы игровой деятельности детей.
1.2 Роль игры в процессе обучения младших школьников.
1.3 Игровая деятельность в творческом пространстве урока музыки.
Глава II. Использование игр на уроках музыки.
2.1 Разновидности игры.
2.2 Из опыта использования игры на уроках музыки учителей – практиков.
Заключение.
Список литературы.
(В.А.Сухомлинский)
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.
Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех. Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: П.Я.Гальперин, В.Л.Данилова, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, П.И Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров: «Игра есть то, что задумано и сделано; то, что есть, что думает и о чём думает субъект, когда он действительно увлечён этой деятельностью с непременной установкой на очевидный всем результат».
Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.) Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и у детей младшего школьного возраста. Л.С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития».
Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель. В музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребёнка. Музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности изучения, раскрепощению детей, избавлению от комплексов.
В наше время всё больше внимания в научной литературе уделяется использованию игры в целях повышения эффективности учебного процесса, но далеко не все педагоги умеют правильно использовать её в обучении. Урок музыки в начальной школе немыслим без творчества, разнообразия игр, применения современных технологий. Дети в XXI веке владеют компьютерной техникой, мультимедиа средствами, общительны, но не всегда и не везде получают верное музыкально-эстетическое развитие. Роль урока музыки на первом этапе – как урока творчества, а творчество невозможно без игры. В связи с актуальностью проблемы, тема исследования: «Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки»
Цель исследования: доказать, что игра - не только важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся, но и средство оптимизации и стимуляции процесса обучения.
В соответствии с целью работы нами определены следующие задачи:
1.раскрыть основные понятия темы, обучения, определить роль и место игры в приобщении младших школьников к музыке;
2.рассмотреть использование игры в качестве метода обучения младших школьников;
3.рассмотреть классификацию игровых технологий;
- выявить возможности использования игр на уроках музыки;
Методы исследования: изучение и анализ теоретической литературы, обобщение, анализ и классификация.