Введение.
- Модели общения врача и пациента.
- Правила врачебной этики и деонтологии.
3.Правовые элементы общения врача и пациента.
4 Особенности врачебного общения.
Заключение.
Литература.
Реферат|Психология
Авторство: bugalter
Год: 2011 | Страниц: 14
Введение.
3.Правовые элементы общения врача и пациента.
4 Особенности врачебного общения.
Заключение.
Литература.
Проблема взаимоотношений врача и пациента появилась вместе с медициной. Необходимо при этом сразу сделать две оговорки. Во-первых, нельзя рассматривать эти вопросы только в одном ракурсе - этика врача и его отношение к больному. Поведение врача обычно является отражением отношения к нему общества и больных. Тем не менее, речь не идет о равнозначных отношениях. В них кто-то обычно сильнее, и этим "кто-то" всегда должен быть врач. Если он настоящий врач, личность. Во-вторых, и этика врача, и этика больного (о ней почти не пишут), а следовательно, и их взаимоотношения не являются постоянными, данными раз и навсегда, во все времена и в любой стране. Конечно, есть незыблемые постулаты, независимые ни от каких факторов: врач обязан нести тем, кто к нему обращается, добро, а пациенту следует относиться к врачу доверительно и уважительно.
Но меняется жизнь, меняются возможности медицины; в разных странах различны принципы здравоохранения и материальное состояние общества; неодинаково место, отводимое здоровью, в иерархии ценностей и качества жизни; различны подходы к науке о должном - деонтологии - в демократических и тоталитарных государствах; различаются традиции сохранения здоровья, скажем, в Швеции, Эфиопии, Китае и других странах. Все это обусловливает вечность и в то же время изменчивость рассматриваемой проблемы. По данным национальной медицинской библиотеки США в Бетезде, отражающей публикации 3600 ведущих медицинских журналов государств всех континентов, за период с 1991 г. по август 1995 г. было опубликовано 4725 статей, в той или иной степени затрагивающих вопросы взаимоотношений врачей и пациентов. Думается, одна эта цифра - лучшее доказательство актуальности проблемы.[2,с.67]
Естественно, что социально-политические изменения, произошедшие за последнее десятилетие в странах Восточной Европы, не могли не коснуться проблем здравоохранения, медицины и взаимоотношений врача и пациента. У меня нет оснований давать оценку данным вопросам применительно ко всем этим странам. В большей степени я основываюсь на наблюдениях в государствах Балтии, России, где доводится бывать, анализе медицинской прессы и беседах с учеными и врачами, в том числе и некоторых восточноевропейских стран, не входивших ранее в состав СССР.
Если говорить о заметных общих тенденциях, то я бы их свел к следующему: отсутствие в ряде стран концептуальности и четких перспективньк планов в развитии здравоохранения; попытки решить его проблемы подчас без понимания того, что система охраны здоровья предполагает привлечение к ней внимания и средств всего общества; усиливающийся разрыв между профилактической и клинической медициной при прогрессирующем отходе от принципов профилактики неинфекционных болезней вообще; никак не становящаяся на ноги система страховой медицины; ломка старых принципов охраны здоровья (например, формально проводившейся диспансеризации) при отсутствии альтернативных; попытки внедрения новых форм работы (например, института семейного врача) без учета негативного опыта других стран и конкретных региональных особенностей; отсутствие научно обоснованных приоритетньк направлений в развитии медицины; недооценка значения медицинской науки, решающей проблемы данной страны (региона); увлечение чисто экономическими подходами к медицине в ущерб ее изначально гуманным общечеловеческим целям. Данные тенденции целесообразно дополнить факторами, которые из них вытекают и непосредственно влияют на поведение врачей и пациентов.
Многие больные оказались социально незащищенными. На фоне отчетливого и все более зримого расслоения общества, диктата экономических факторов, страха потерять работу больные, с одной стороны, все чаще стараются избежать обращения к врачам, особенно госпитализации, с другой - не всегда в силах приобрести нужные лекарства.
Изменились также условия жизни и работы врачей. Их материальное положение оставляет желать много лучшего, частная практика не получила пока развития, да и рассчитана она может быть только на хорошо обеспеченные слои населения. Работает врач с оглядкой на начальника, будучи нередко от него незащищенным. Оказаться лишенным работы под тем или иным предлогом нетрудно, а роль профсоюзов пока далека от понимания.[1,с.176]
Таковы те некоторые факторы, которые в общих чертах во многом предопределяют сегодняшние взаимоотношения врача и пациента.
Психологически сегодняшнего пациента можно описать следующим образом: возросшая образованность, не всегда совпадающая с культурой и интеллигентностью; переоценка своего понимания проблем медицины; признание (и даже понимание) важности профилактики на словах при частом игнорировании ее на деле; склонность к самолечению; обостренный интерес к ненаучным методам диагностики и лечения.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!