Данное течение мировой философии возникло во Франции в XVIII веке – на волне глубоких процессов освобождения разума населения страны от власти религии и церкви. Естественно, при влиянии бурного развития многих естественных наук, а также культурного и научно-технического прогресса.
Это были времена господства абсолютной монархии во Франции, переживавшей кризис и разрыв между экономическим развитием и системой власти, а также ужесточение клерикализма (был отменен Нантский эдикт о веротерпимости). Источниками новых идей стали научная картина мира, развернутая Ньютоном, а также английская социальная философия (Джон Локк, философия «здравого смысла») и французские свободомыслящие писатели и мыслители, такие как Пьер Бейль, Декарт и Монтескье.
Актуальность темы в том, что философия французского просвещения отличается центральной темой - критикой церкви и религии, а также верой в разум и критикой сенсуализма в познании, механицизма и детерминизма в антропологии, верой в прогресс человечества, новыми этическими нормами.
Своему названию философия французского просвещения 18 века обязана ломке устоявшихся в обществе представлений о Боге, мире и человеке, новаторству философских исследований, открыто пропагандировавших идеи зарождающейся буржуазии. Она идеологически подготовила Французскую революцию.
Идейно продолжая эпоху Возрождения, движение Реформации и философию Нового времени, новое французское Просвещение стало развиваться в рамках освобождения людей, науки, философии, культуры от церковной власти. Этому способствовали и невыносимые условия жизни многих простых людей, ханжество католической церкви, которая считалось представителями новой философии главным источником всех социальных неурядиц в обществе и поддержкой несправедливого социального устройства общества, «сжигающим инакомыслящих как солому».
Состояние «гражданской» свободы, сформировавшееся в Европе к XVIII в., и множество раз переосмысленное в социально-политических и философских текстах европейских мыслителей, от Гуго Гроция до Александра Радищева, сегодня востребовано с новой силой. Ведь вопрос о причинах, побуждающих человека становиться гражданином, и отчуждать свои «естественные права» в пользу высшей инстанции, как бы она ни называлась, в эпоху тотальной интеграции национальных европейских государств в Евросоюз, и в эпоху «смешения народов», до сих пор не имеет окончательной редакции.
При том, что текст о взаимной координации базовых прав владения (родового признака «суверена») в версии Ж.Ж. Руссо претендует на статус самой концептуально завершенной версии легитимации властного отношения. В оригинале факт легитимации выражен даже более отчетливо, - как социальный контракт, что представляется футуристическим проектом для социально-философской мысли того времени.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Горбачев В. Г., Чиненов М. В., Касьянов В. В., Мамедов А. А., Кузнецов В. Н., Бессонов Б. Н., Алексеев П. В., Кулик С. П. и др..
Целью данной работы является изучение рационалистической философии французского Просвещения, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть общую характеристику философии эпохи просвещения;
- Исследовать французское просвещение 18 века;
- Охарактеризовать специфику договорной теории Ж. -Ж. Руссо.
Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы.