Введение
1 Теоретические основы эффективности деятельности коммерческого банка
1.1 Понятие эффективности деятельности коммерческого банка
1.2 Факторы обеспечения эффективности деятельности коммерческого банка
1.3 Инструментарий анализа эффективности деятельности коммерческого банка
2 Оценка эффективности деятельности кредитного учреждения
2.1 Общая характеристика банка
2.2 Анализ показателей деятельности объекта исследования
3 Проблемы финансовой устойчивости банка и меры ее повышения
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе связь между финансовыми технологиями и эффективностью коммерческого банка, а также принятие рисков коммерческими банками является стержнем, связывающим финансовые технологии и эффективность коммерческих банков. Изучение взаимосвязи между концентрацией рынка и эффективностью банков в контексте глобального кризиса является важной задачей как для исследователей, так и для политиков.
В результате использования цифровых технологий в банковской сфере банки могут: расширить дистанционное обслуживание своих клиентов; повысить конкурентоспособность банковских услуг, предлагаемых банками своим клиентам; новых клиентов привлекают банки, широко использующие инновационные цифровые технологии; увеличить объем операций; сократить расходы; увеличить доход; и среди наиболее важных результатов обеспечивается высокий уровень конкурентоспособности на финансовом рынке.
Коммерческие банки играют важную роль в распределении экономических ресурсов страны, поскольку они переводят деньги от вкладчиков к инвесторам. Эффективная работа банков создает доверие к финансовой системе страны, ведущей к устойчивому развитию.
Следует отметить, что коммерческие банки играют неотъемлемую роль в экономическом росте и развитии страны, направляя ресурсы от тех, у кого есть избыток, к тем, у кого их не хватает. Вкладчикам средств нужна уверенность в том, что их деньги в безопасности. Существует также необходимость обеспечения доступности месторождений в случае необходимости. Доходность коммерческих банков создает доверие, которое привлекает прямые иностранные инвестиции.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы состоит в том, что коммерческие банки более склонны инвестировать в высокорисковые и высокодоходные проекты. Чем больше у банка проектов, тем выше риск, который является результатом ухудшения структуры депозита со стороны заемных средств на сторону активов. Тем не менее, есть исследования, которые показывают отрицательную связь между финансовыми технологиями и эффективностью коммерческого банка по мере усиления конкуренции в банковском секторе.
Объект исследования - АКБ «Тенгебанк» - коммерческий банк, реализующий финансовую деятельность в области кредитования, субсидирования, страхования и работы с ценными бумагами. Исследуемая организация является субъектом предпринимательства, не вошедшим в структуры органов государственного и хозяйственного управления, которая является действующим коммерческим банком.
Предмет исследования – эффективность коммерческого банка АКБ «Тенгебанк».
Целью исследования выпускной квалификационной работы является изучение современного состояния и экономической эффективности АКБ «Тенгебанк» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
В соответствии с целью исследования в исследовании решались следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты и особенности эффективности деятельности коммерческого банка;
- дать общую характеристику факторам, отражающим эффективность коммерческого банка;
- проанализировать инструменты анализа эффективности коммерческих банков;
- дать оценку общего состояния исследуемой организации АКБ «Тенгебанк»;
- оценить эффективность состояния и деятельности коммерческого банка АКБ «Тенгебанк»;
- разработать предложения по улучшению эффективности деятельности АКБ «Тенгебанк».
В качестве инструментария применялись методы анализа научной и информационной базы, синтеза полученных данных в теоретические выводы и практические рекомендации.
Теоретической основой выпускного квалификационного проекта выступают труды зарубежных и отечественных авторов, таких как: Гуту, Л. М., Алексеева Д. А., Козак С., Вежбовска А., Копнов, В. А., Намбисан, С., Шуффель, П., Уильямс Дж., Mulualem, G., Kamande, E. G., Farrell M. J. и др. В качестве нормативной базы было использовано Законодательство Республики Узбекистан.
Среди средств массовой информации в дипломной работе были использованы такие журналы, как: «Журнал экономики и бизнеса Юго- Восточной Европы», «Journal of the Royal Statistical Society» и др.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В главе 1 («Теоретические основы эффективности деятельности коммерческого банка») рассматривается сущность эффективности коммерческого банка, цели, задачи, типы и этапы оценки эффективности коммерческих банков.
В главе 2 («Оценка эффективности деятельности кредитного учреждения») анализируется общая характеристика АКБ «Тенгебанк», действующее состояние экономической деятельности и оценка эффективности АКБ «Тенгебанк».
В главе 3 («Проблемы финансовой устойчивости банка и меры ее повышения») анализируются вероятные методы улучшения эффективности деятельности коммерческого банка АКБ «Тенгебанк» с учетом выявленных проблем при анализе исследуемой организации. В заключении приведены выводы, полученные в результате проведенного исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно содержит детализацию оценки эффективности коммерческого банка, которая имеет значение для деятельности исследуемой организации.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
1.1 Понятие эффективности деятельности коммерческого банка
Коммерческий банк — это финансовый посредник, который обслуживает предприятия, обеспечивая основные функции ликвидности в экономике с помощью различных продуктов и услуг.
Учреждение принимает депозиты и управляет ими для получения комиссионного дохода и в качестве дешевого источника средств. Фонды могут получать процентный доход за счет создания кредита и предоставления кредитных средств. Принятие депозитов и предоставление кредитов являются двумя доминирующими источниками доходов для коммерческих банков, клиенты которых охватывают широкий сектор экономики.
Коммерческие банки совместно обслуживают малые и средние предприятия (МСП). Например, клиенты могут быть сегментированы по «малому бизнесу» в канале коммерческого банка, при этом клиенты, отвечающие критериям среднего рынка, обслуживаются коммерческим банком. Независимо от сегментации, банки обслуживают предприятия, которые частично или полностью полагаются на поддержку владельцев. Эта зависимость ослабевает по мере увеличения размера и сложности бизнеса на уровне среднего рынка или выше него.
Как правило, коммерческий банк обслуживает предприятия с менее сложными потребностями, чем те, которые поддерживаются специалистами по корпоративному и инвестиционному банкингу.
Основные особенности
Коммерческий банк является финансовым посредником, который обеспечивает ликвидность путем объединения источников капитала от вкладчиков и создания кредита, который может быть предоставлен заемщикам.
Функции коммерческого банка включают прием депозитов, создание кредитов, казначейство и платежи, а также другие агентские и консультационные услуги.
Функции коммерческого банка
В качестве финансового посредника коммерческий банк оказывает финансовые услуги организациям различного размера, объединяя пользователей (заемщиков) и поставщиков (депонентов) денежных средств. Для этого они предлагают широкий спектр бизнес-ориентированных продуктов и услуг. Они имеют решающее значение для любой экономики, которая полагается на бизнес-кредит и его создание.
Согласно исследованию McKinsey & Company Global Banking Annual Review 2021 [10], мировой доход в коммерческом и корпоративном/инвестиционном банковском секторе составил 2 140 миллиардов долларов США, что больше, чем доход от розничного банковского обслуживания в размере 1 934 миллиардов долларов США. Доход от платежных услуг оценивается в 868 миллиардов долларов США. Общий адресный рынок способствует высокой конкуренции, от универсальных банков до банков, специализирующихся на корпоративном и инвестиционном банкинге.
Функции коммерческого банка можно классифицировать следующим образом:
1 Прием депозита
Сбор депозитов является необходимой функцией любого коммерческого банка и должен предлагать кредитные продукты и услуги по более низкой цене, чем внешнее финансирование. Привлечение депозитов является ключом к получению приемлемой рентабельности собственного капитала, связанной с ростом кредитного портфеля коммерческого банка и процентного дохода.
В прошлом банку доверяли хранить наличные деньги и ценности на ответственном хранении. Вкладчики платили за кастодиальные услуги. При частичном банковском обслуживании банк может ссудить большую часть своего депозита для достижения более высокой маржи и прибыльности. Наличные деньги и плата за хранение больше не являются основным источником дохода. Коммерческий банк принимает депозиты и выплачивает проценты, чтобы собрать дешевые средства для увеличения своего кредитного портфеля.
2 Создание кредита
Регулирующие органы устанавливают минимальный резерв наличности, который коммерческий банк должен иметь для покрытия своих депозитных обязательств. Избыточные депозиты могут быть использованы для создания кредита для кредитования через коммерческие кредиты и другие кредитные продукты или для кредита другим учреждениям по ставке овернайт. Создание кредита является важнейшей функцией коммерческого банка. Проценты составляют самый высокий процент дохода в коммерческих банках. Показатели эффективности и состояния кредитного портфеля широко отслеживаются.
Многие продукты и услуги бизнес-кредита доступны и соответствуют оперативным и стратегическим потребностям клиентов.
3 Казначейство и платежи
Чтобы увеличить экономию за счет охвата и масштаба, а также доли кошелька, коммерческие банки предлагают решения для выставления счетов, инкассации, а также решения для торговых точек (точки продаж) для поддержки текущих требований к активам для бизнеса. Расходы, оплачиваемые с помощью чеков, платежных и кредитных карт, а также электронные платежи, являются предложениями, которые поддерживают текущие требования к ответственности.
Компании, специализирующиеся на платежном сегменте, превзошли другие модели бизнес-банков за последние пять лет [10] и являются привлекательным направлением для высоких технологий в связи с ростом.
4 Агентство и консультации
Коммерческие банки также предлагают множество агентских и консультационных функций благодаря своему привилегированному положению в качестве финансовых посредников. Консультационные услуги по управлению рисками, связанными с бизнес-деятельностью, поддержка торгового кредита с глобальными организациями, участвующими в импорте и экспорте, или документирование эффективности трансграничных услуг, являются некоторыми примерами в этой категории.
Учреждения строго регулируются и интегрированы в глобальные системы (например, SWIFT), что является барьером для входа на рынок для фирм, которые не работают в том же масштабе.
Равно как и другие организации коммерческие банки рассматривались представителями научного сообщества с точки зрения эффективности в многочисленных теоретических исследованиях.
Операционная эффективность в основном используется для оценки того, насколько эффективно прибыль генерируется за счет операционных расходов. Операционная эффективность банка представляет собой его способность создавать доход по отношению к его беспроцентным операционным расходам [20, c. 65]. Важной темой исследования эффективности является то, как количественно оценить эффективность, что включает в себя измерение эффективности.
Эффективность Фаррелла — исследовательская модель эффективности предприятия, предложенная британским экономистом М. Дж. Фарреллом в 1957 г. на основе многофакторных характеристик производства предприятия [3, c.254]. Он делит эффективность предприятия на три аспекта: техническая эффективность, эффективность распределения и комплексная эффективность. Под технической эффективностью понимается отношение вложенных факторов в оптимальных условиях производства к вводимым факторам, необходимым в текущих условиях технологии производства при условии заданного выпуска [7].
Эффективность распределения относится к разрыву между текущим коэффициентом затрат различных факторов и оптимальным коэффициентом затрат факторов при текущем коэффициенте относительной цены факторов. Комплексная эффективность относится к всеобъемлющему индексу, который может отражать как техническую эффективность, так и эффективность распределения.
Метод охвата данных (DEA) был предложен Charnes, Cooper, and Rbodes (1978) на основе Farrell (1957). Метод DEA использует идею линейного программирования для проецирования всех статистических данных входа и выхода блока принятия решений в геометрическое пространство без учета влияния конкретных производственных функций и других случайных факторов и без оценки соответствующих коэффициентов и параметров. Найдите поверхность огибающей комбинированной зависимости «затраты- выпуск» границы эффективности, определяемой наибольшим выходом и наименьшим входом, и оцените относительную эффективность блока принятия решений, сравнив степень отклонения между блоком принятия решений и граница DEA. Шерман и Голд (1985) впервые использовали метод DEA для измерения эффективности коммерческих банков, а затем многие ученые широко использовали метод DEA для оценки эффективности финансовых институтов [9, c.104].
Преимущества применения метода DEA для оценки эффективности банка заключаются в том, что он может иметь дело с реальной ситуацией множественных входов и множественных выходов в реальной управленческой деятельности, такой как банки: нет необходимости строить границу конкретной производственной функции: ввод и множественный вывод различных ресурсов банка.
Вывод продукта не нуждается в стандартизации, что позволяет избежать несогласованности обработки данных. В зависимости от того, является ли отдача от масштаба переменной, метод DEA можно разделить на две модели: постоянная отдача от масштабной модели и переменная отдача от масштабной модели; в соответствии с различными методами обработки для полной эффективности измерения эффективности метод DEA далее развивается в модель сверхэффективности.
По мнению Козака и Вежбовской [16, c. 13], важность взаимосвязи между концентрацией банковского рынка и эффективностью банка заключается в том, что «эффективность банка влияет на способность выдавать кредиты и обеспечивать финансовую устойчивость всего банковского сектора». Этот вопрос важен для стран с развивающейся экономикой, где финансовые рынки все еще недостаточно развиты, а банковский кредит является основным источником финансирования экономики рост. Поэтому изучение взаимосвязи между концентрацией рынка и эффективностью банков в контексте глобального кризиса является важной задачей как для исследователей, так и для политиков.
Эмпирическая литература, исследующая влияние структуры банковского рынка на эффективность, дает противоречивые данные. В то время как некоторые исследования сообщают о положительном влиянии на эффективность банков, выражающемся в более благоприятных ценах и более высоких доходах [23, c. 265] и/или значительном снижении операционных расходов, другие считают, что концентрация рынка является основной причиной снижения эффективности и доходов банков. Эта неоднозначная связь между концентрацией и эффективностью банка остается большой загадкой.
Также, развитие и внедрение цифровых технологий в коммерческих банках является одним из важнейших факторов цифровой трансформации банковского сектора. В результате использования цифровых технологий в банковской сфере банки могут: расширить дистанционное обслуживание своих клиентов; повысить конкурентоспособность банковских услуг, предлагаемых банками своим клиентам; новых клиентов привлекают банки, широко использующие инновационные цифровые технологии; увеличить объем операций; сократить расходы; увеличить доход; и среди наиболее важных результатов обеспечивается высокий уровень конкурентоспособности на финансовом рынке.
По мнению российского экономиста Алексеевой (2015), цифровая трансформация банков в первую очередь ориентирована на лучшее понимание потребностей клиентов, то есть граждан и юридических лиц. Процесс цифровой трансформации должен основываться на цифровой стратегии, которая разрабатывается банками с учетом особенностей и потребностей конкретного банка [14, c. 161].
Американские и южнокорейские экономисты Лии и Шин (2018) констатируют, что изменение и диверсификация банковской деятельности за счет цифровой трансформации активно внедряются в банковский сектор, а вопросу цифровой трансформации коммерческих банков уделяется большое внимание исследователей, политики и компании [18, c. 40]. Немецкий экономист Шуффель (2017) считает, что финансовый сектор во всем мире быстро и позитивно трансформируется для клиентов за счет цифровой трансформации с использованием интеллектуальных технологий, таких как роботизированная автоматизация процессов (RPA), машинное обучение для борьбы с отмыванием денег (AML) и ноу-хау, а также технологию RegTech для снижения риска соответствия [24, c. 35]. Существует небольшое количество методик, направленных на оценку использования цифровых технологий в коммерческих банках и эффективность их внедрения. Поскольку данные методы в основном направлены на выявление общей эффективности организаций или субъектов цифровых технологий в различных отраслях и отраслях, разработка методик, методов и моделей оценки эффективности внедрения цифровых технологий на финансовом рынке остается актуальной задачей.
Эффективность – это мера совместимости между поставленными целями и их достижением и уровнем достижения целей. Эффективность – это связь достигнутого результата с использованием ресурсов и это комплексный показатель бизнес-процесса, который характеризуется такими характеристиками, как эффективность, ресурсоемкость и операционность [17, c. 14].
Цифровая технология обычно определяется как преобразование всех видов информации в виде данных, звука, музыки, текста, фотографий и изображений в биты или компьютерные языки с помощью микропроцессоров. Цифровые технологии предоставляют платформы, автономные продукты, сбор данных на основе датчиков, генерацию аналитической информации, а также аналитическое и дополненное взаимодействие. Цифровые технологии — это «продукты или услуги, которые либо воплощены в информационных и коммуникационных технологиях, либо созданы с их помощью». Цифровые технологии потенциально могут изменить парадигму предпринимательства, потому что они делают границы более подвижными, а агентов более рассредоточенными в процессах создания предприятий [19, c. 4].
Методика оценки внедрения цифровых технологий состоит из пяти типов показателей, таких как:
- эффективность количества клиентов;
- эффективность количества сделок;
- эффективность общей суммы сделок;
- эффективность непроцентных доходов;
- эффективность беспроцентных расходов.
Эти показатели не представляют собой затраты или инвестиции; скорее,
они представляют объем. Потому что на рынке существует жесткая конкуренция среди коммерческих банков, и у коммерческих банков нет времени ждать окупаемости инвестиций, направленных на внедрение новых цифровых технологий. Поэтому инвестиции, которые направляются в новые цифровые технологии или проекты, увеличивающие количество цифровых услуг или продуктов в коммерческих банках, должны быть направлены на увеличение потока клиентов.
В целях повышения эффективности внедрения цифровых технологий исследователем предлагаются следующие факторы, которые могут обеспечить эффективное применение цифровых технологий в коммерческих банках:
- изменить традиционные бизнес-модели на цифровые бизнес- модели;
- создать четкую стратегию на основе трех основных компонентов: клиент, новые информационные технологии и качественный сервис с учетом направлений инноваций, развития процессов и продуктов при создании бизнес-моделей;
- привлекать клиентов банка к процессу создания стратегии эффективного развития предложений цифровых технологий в банке;
- формирование взаимовыгодных отношений с Центральным банком, коммерческими банками, финтех- и ИТ-компаниями;
- аутсорсинг инноваций;
- обучать квалифицированные человеческие ресурсы новым навыкам в области цифровых технологий, управления человеческими ресурсами и понимания потребностей клиентов;
- создавать инновационные цифровые продукты, предназначенные для удовлетворения финансовых потребностей клиентов в течение 24 часов;
- широкое использование социальных сетей в качестве маркетингового инструмента для широкого внедрения эффективных банковских услуг;
- внедрять удобные цифровые технологии исходя из потребностей клиентов;
- изучить спрос населения на цифровые продукты и услуги и внести соответствующие изменения в стратегию банка;
- адаптировать организационную культуру в банке к скорости цифровых изменений;
- усовершенствовать систему маркетинга с целью повышения интереса и доверия клиентов к банковским услугам;
- повышать качество цифровых банковских услуг и продуктов, внедряя удобные онлайн и автоматические платежные сервисы и продукты для клиентов;
- создавать новые цифровые продукты и услуги в соответствии с региональными и маркетинговыми стратегиями для дальнейшего развития в рыночных условиях;
- постоянно оценивать эффективность внедрения цифровых технологий.
На сегодняшний день в исследованиях цифровой экономики и цифровизации недостаточно разработана теоретическая база для оценки эффективности внедрения цифровых технологий в деятельность коммерческих банков. Ввиду малого количества литературы по данной тематике используются методы оценки эффективности, предусмотренные в деятельности различных отраслей (нефтяная промышленность, инновационная деятельность, сельское хозяйство, государственное управление).
Отсутствует подходящая методика оценки эффективности внедрения цифровых технологий в коммерческих банках, и для восполнения этого пробела исследователи намереваются разработать методику оценки эффективности внедрения цифровых технологий в банковской сфере.
Безусловно данное направление изучается не первый год, однако уровень, текущий сведений пока недостаточен для приведения однозначных оценок влияния цифровизации на эффективность коммерческих банков.
1.2 Факторы обеспечения эффективности деятельности коммерческого банка
Коммерческие банки играют решающую роль в определении экономического роста и стабильности страны. Цель исследования состоит в том, чтобы определить переменные, влияющие на финансовые показатели коммерческих банков. Измерение рентабельности активов (ROA), как показателя успешности бизнеса, в финансовых результатах служило зависимой переменной при большинстве исследований последнего времени. Независимые факторы включали размер банка, эффективность управления, качество активов, ликвидность и достаточность капитала. Чтобы объяснить взаимосвязь между зависимыми и независимыми переменными, в исследовании использовался описательный исследовательский подход. Анализ был проведен с использованием модели множественной линейной регрессии с использованием вторичных данных, полученных из годовых финансовых отчетов банков, прошедших аудиторскую проверку.
Выводы показали, что переменные-предикторы объясняют 40,6% изменений финансовых показателей, в то время как 59,4% изменений финансовых показателей можно объяснить другими внутренними факторами, не учитываемыми в большинстве исследований.
Как уже отмечалось ранее, коммерческие банки играют важную роль в распределении экономических ресурсов страны, поскольку они переводят деньги от вкладчиков к инвесторам. Эффективная работа банков создает доверие к финансовой системе страны, ведущей к устойчивому развитию.
Внутренние факторы являются основным фактором, определяющим прибыльность банков [5, c. 30]. Внутренние факторы являются индивидуальными характеристиками банка и во многом зависят от решений высшего руководства и совета директоров. Эти элементы составляют структуру CAMEL, которая также включает достаточность капитала, ликвидность, качество активов, эффективность управления и способность зарабатывать [8, c. 17]. Поскольку руководство контролирует переменные, они варьируются от одного банка к другому.
Теория структуры эффективности и теория рыночной власти использовались для проведения организованных исследований финансовых показателей коммерческих банков с 1980-х годов [5, c. 38] в соответствии с которой структуры эффективности увеличение возможностей масштабирования управления приводит к повышению финансовых показателей. С другой стороны, теория рыночной власти объясняет, в какой степени организация определяет цены, контролируя спрос и предложение на рынке. Теория утверждает, что фирмы, которые имеют диверсифицированные портфели и доли рынка, имеют конкурентное преимущество перед своими соперниками и получают монопольную прибыль.
Влияние внутренних факторов на финансовые результаты коммерческих банков.
Зарубежные исследователи Онгор и Куса в 2013 году провели исследование влияния внутренних переменных на прибыльность коммерческих банков. Исследование показало, что эффективность управления, достаточность капитала и качество активов оказали значительное влияние на ROE и ROA, в то время как ликвидность оказала незначительное влияние на прибыльность. Исследователи Menicucci and Paolucci в 2016 году изучили влияние внутренних переменных на прибыльность банков в Европе [2, c. 125]. Исследование показало, что CA и SZ оказали значительное влияние на финансовые результаты банков, в то время как ликвидность оказала незначительное влияние на финансовую эффективность банков.
Kamande (2017) провел исследование, чтобы установить влияние переменных, специфичных для банка, на финансовые показатели коммерческих банков за период с 2011 по 2015 год [2, c. 125]. Результаты исследования показали, что существует положительная связь между переменными схемы CAMEL и финансовыми показателями банков. Исследование также показало, что качество активов и достаточность капитала влияют на финансовые результаты банков. Также исследовалось влияние показателей CAMEL на производительность коммерческих банков за период с 2007 по 2015 год. Результат исследования показал, что существует значительная взаимосвязь между размером банка, фондовым риском, кредитным риском и эффективностью банка, в то время как ликвидность оказала незначительное влияние на деятельность банка. Напротив, Ариф и Анис в 2012 году исследовали влияние ликвидности на прибыльность коммерческих банков в за период с 2004 по 2009 год [1, c. 185]. Результаты исследования показали, что между ликвидностью и прибыльностью коммерческих банков существует существенная взаимосвязь.
Некоторые исследователи использовали модель CAMEL для определения финансовых показателей котирующихся на бирже банков за период с 2011 по 2015 год. Результаты исследования выявили положительную корреляцию между коэффициентом заемных средств и соотношением собственного капитала к активам, в то время как другие коэффициенты CAMEL не имеет существенной связи с финансовыми показателями коммерческих банков.
В 2021 году зарубежные исследователи Тисаранга и Ариясена изучили влияние модели CAMEL на деятельность зарегистрированных на бирже коммерческих банков. Результаты исследования показали, что способность зарабатывать оказала значительное влияние на результаты бухгалтерского учета, эффективность управления была отрицательно связана с результатами бухгалтерского учета. Также был сделан вывод о том, что другие показатели CAMEL оказали незначительное влияние на бухгалтерские показатели котирующихся на бирже коммерческих банков [12, c. 43].
Следует отметить, что коммерческие банки играют неотъемлемую роль в экономическом росте и развитии страны, направляя ресурсы от тех, у кого есть избыток, к тем, у кого их не хватает. Вкладчикам средств нужна уверенность в том, что их деньги в безопасности. Существует также необходимость обеспечения доступности месторождений в случае необходимости. Доходность коммерческих банков создает доверие, которое привлекает прямые иностранные инвестиции.
Правительство заинтересовано в финансовых показателях банков, поскольку они играют решающую роль в поддержании экономического роста и стабильности. Таким образом, различные заинтересованные стороны, включая правительство, вкладчиков и инвесторов, заинтересованы в понимании факторов, влияющих на прибыльность банков [15, c. 20]. Поэтому важно исследовать внутренние переменные, влияющие на финансовый результат коммерческих банков, чтобы позволить различным сторонам принимать обоснованные решения.
В процессе изучения факторов, которые влияют на финансовые показатели коммерческих банков, было выявлено, что коммерческим банкам следует воздерживаться от избыточного капитала, превышающего рекомендуемые нормативные уровни, поскольку это может привести к тому, что они упустят жизнеспособные инвестиционные возможности.
Исследование показало, что качество активов и ROA имеют благоприятную, но незначительную связь. Это означает, что повышение качества активов приводит к улучшению финансовых показателей. Чтобы повысить свою прибыльность, банки должны использовать тактику, которая уменьшает просроченные кредиты.
Анализ показывает сторонних исследований демонстрирует, что существует слабая и незначительная корреляция между ликвидностью и ROA. Это означает, что улучшение ликвидности снижает финансовые показатели коммерческих банков. Таким образом, банкам следует избегать наличия избыточных активов, превышающих нормативные требования и внутренние ограничения, как это предусмотрено в заявлениях о склонности к риску, чтобы они могли воспользоваться переменными инвестициями.
Также можно прийти к выводу, что эффективность управления и ROA имеют негативную и существенную связь. Это означает, что финансовые показатели коммерческих банков снижаются, когда растут операционные расходы. Таким образом, коммерческие банки должны внедрять технологии и стратегии, повышающие операционную эффективность, чтобы экономить на затратах и повышать свою прибыльность.
Согласно результатам исследования, существует положительная и значимая корреляция между размером банка и ROA. Это означает, что увеличение финансового успеха следует за увеличением размера банка. Таким образом, коммерческие банки должны стремиться к увеличению уровня своих совокупных активов, чтобы улучшить свои возможности получения прибыли.
Полученные данные свидетельствуют о том, что правительству через центральные банки следует поощрять коммерческие банки и подталкивать их к тому, чтобы они располагали достаточным капиталом и ликвидными активами для выполнения установленных нормативных требований. Тем не менее, рекомендуется, чтобы политика в отношении коэффициентов ликвидности и достаточности капитала была гибкой, чтобы ЦБ мог регулярно пересматривать их в соответствии с динамикой рынка. Это поможет избежать наличия избыточного капитала и ликвидности, когда их можно было бы использовать для прибыльных инвестиций, не подвергая банк рискам ликвидности.
Совет директоров и высшее руководство коммерческих банков должны предусмотреть в своей структуре рисков наличие достаточного капитала и ликвидных активов, чтобы предостеречь банки от неопределенности. Однако аппетит к риску не должен так сильно отличаться от установленных нормативных требований, чтобы гарантировать, что банки не упустят жизнеспособные возможности, удерживая избыточный капитал и ликвидные активы. Высшее руководство также должно поддерживать высокий уровень активов, инвестируя в технологии для повышения эффективности и снижения эксплуатационных расходов, что приведет к увеличению прибыльности. Кроме того, руководство должно стремиться к сокращению просроченных кредитов путем разработки политик и стратегий, предостерегающих банк от убытков из-за упущенной выгоды в виде процентов и невозможности возмещения основной суммы долга.
Из результатов было обнаружено, что независимые переменные объясняют только 40,6% изменения ROA. Поэтому исследователь рекомендует проводить дальнейшие исследования с учетом других внутренних факторов. В целях проведения углубленного исследования в исследовании также рекомендуется проанализировать, посвященные влиянию определенных индивидуальных переменных на финансовые показатели коммерческих банков, например, влияние достаточности капитала на прибыльность коммерческих банков.
1.3 Инструментарий анализа эффективности деятельности коммерческого банка
В современную эпоху Коммерческий банк является финансовым учреждением, осуществляющим кредитное посредничество. Он занимается сбором депозитов у населения, выдачей краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных кредитов, обработкой внутренних и зарубежных расчетов, акцептов, обменов, сбережений и других видов деятельности. Он может выступать в качестве кредитных посредников и платежных посредников. Экономический статус коммерческого банка тесно связан с национальной экономикой, поэтому изучение эффективности коммерческой банковской деятельности играет решающую роль в повышении эффективности использования активов в обществе и содействии развитию национальной экономики.
Финансовые технологии повлияли на эффективность коммерческого банкинга несколькими способами из-за этой новой экономической нормы. С одной стороны, различный охват финансовых технологий в каждом регионе привел к различному распределению ресурсов для коммерческих банковских операций, что привело к разным результатам деятельности банков. С другой стороны, недостаточная глубина использования финтеха привела к тому, что жители плохо разбираются в использовании финтеха для банковского бизнеса, что сильно влияет на уровень эффективности коммерческого банка.
В нынешней ситуации глобализации экономики и финансовой интеграции рыночная конкуренция коммерческих банков становится все более жесткой. Рыночная конкуренция Коммерческого банка связана с элементом стабильного и здорового развития всей национальной экономики. Слишком большая конкуренция на рынке коммерческих банков повлияет на деятельность банка и может даже быть эквивалентна овердрафту в будущем, что может серьезно повлиять на устойчивую прибыльность коммерческого банка. Таким образом, изучение того, повлияют ли финтех и рыночная конкуренция на бизнес, имеет важное значение для качественного развития экономики в условиях новой экономической нормальности, повышения уровня предложения капитала на финансовом рынке и даже запуска нового раунд экономического роста.
Таким образом при высокой конкуренции хорошие финансовые показатели являются ключом к выживанию и росту каждой отрасли. Системы внутреннего контроля до недавнего времени были ограничены; контрольная среда, внутренний аудит и контрольная деятельность, а также деятельность по мониторингу; с другой стороны, финансовые результаты анализировались в основном с трех точек зрения: ликвидность, подотчетность и отчетность.
Внутренний контроль помогает организациям, особенно банковскому сектору, добиваться эффективности финансовых показателей. Внутренний контроль – это процессы, разработанные и на которые воздействуют лица, отвечающие за корпоративное управление, руководство и другой персонал, чтобы обеспечить разумную уверенность в достижении целей организации в отношении достоверности финансовой отчетности, эффективности и результативности операций и соблюдения применимых законов и нормативных актов [4, c. 21].
Внутренний контроль можно определить, как меры, принимаемые организацией для обеспечения достижения целей, задач и задач организации. Внутренний контроль приобрел первостепенное значение в банках. Причина в том, что системы контроля в любых организациях являются опорой эффективной системы бухгалтерского учета. Институт дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса определяет систему внутреннего контроля как проверку операций и записей, иногда непрерывная деятельность, осуществляемая специально назначенным персоналом. Внутренний контроль играет решающую роль в повышении финансовой эффективности коммерческих банков.
Эффективная работа предполагает достижение целей организации или фирмы с минимальной растратой ресурсов, которая наилучшим образом использует ресурсы, например, наилучшим образом использует деньги, время, материалы и людей. Мошенничество и ошибки привели к серьезному падению финансовых показателей Кении. Существуют шаги и процессы, направленные на решение этих проблем, и одним из них является внутренний контроль. Таким образом, внутренний контроль играет важную роль в финансовой эффективности компании. Финансовые результаты относятся к способности фирмы работать эффективно, прибыльно, выживать, расти и реагировать на возможности и угрозы окружающей среды.
Таким образом, банк акций использовался в этом проекте для изучения роли внутреннего контроля в финансовой деятельности фирмы.
Производительность может быть измерена с использованием субъективных или объективных критериев. Исследователи Уиттингтон и Курт отметили, что объективные показатели финансовой эффективности включают такие финансовые показатели, как рост прибыли, выручка и рентабельность вложенного капитала. Самый эффективный способ увеличить чистую прибыль — снизить уровень нарушений и мошенничества за счет улучшения системы финансового контроля фирмы [13, c. 29].
Каждый банк несет связанные с ним риски, и поэтому эффективный внутренний контроль имеет решающее значение для достижения этого. Это исследование стремилось выяснить роль внутреннего контроля в обеспечении достижения хороших финансовых результатов.
Внутренний контроль играет решающую роль в банковском секторе, поскольку банки подвержены ряду рисков, связанных с банковскими операциями. Внутренний контроль является важным механизмом корпоративного управления, основанным на качестве отчетов о внутреннем контроле, которым он должен быть для контроля эффективности, а также повышает надежность финансовой отчетности как во внутренней, так и во внешней среде. Организации создают системы внутреннего контроля, чтобы помочь им достичь производительности и организационных целей, предотвратить потерю ресурсов, обеспечить производство надежных отчетов и обеспечить соблюдение законов и правил.
Эффективный внутренний контроль создает у организации уверенность в своей способности выполнять или выполнять определенные задачи и помогает предотвращать и выявлять ошибки и потери посредством мониторинга и совершенствования процессов организационной и финансовой отчетности, а также обеспечения соблюдения установленных требований, соответствующих законам и правилам. Исследования эффективности внутреннего контроля и аудита в продвижении надлежащего управления в государственном секторе обнаружили, что внутренний контроль оказывает наибольшее влияние на корпоративное управление в государственных министерствах, за ним следует управление рисками, в то время как соблюдение требований и консультирование наименьший эффект.
Помимо слабости системы внутреннего контроля, неудовлетворительное предоставление услуг отрицательно сказывается на финансовых результатах каждой организации. Несмотря на руководящие принципы, в соответствии с Законом о банковской деятельности, имели место многочисленные случаи сбоев в работе банков из-за мошенничества и отсутствия продуманного внутреннего контроля, а также соблюдения внутренних и внешних правил в отрасли. Роль системы внутреннего контроля в выявлении мошенничества и показано, как она влияет на финансовые показатели коммерческих банков.
Системы внутреннего контроля оказывают большое влияние на финансовые показатели коммерческого банка. Руководство должно ознакомиться с процедурами внутреннего контроля, которые обеспечат эффективное предоставление услуг и желаемые финансовые результаты. Внутренний контроль играет неотъемлемую роль в обеспечении хороших финансовых показателей коммерческого банка. Существует взаимосвязь между эффективным внутренним контролем и финансовыми показателями фирмы.
Внутренний контроль представляет собой процесс, разработанный советом директоров и другим персоналом организации и предназначенный для обеспечения разумной уверенности в достижении целей организации. Внутренний контроль играет важную роль в обнаружении и предотвращении мошенничества на различных уровнях организации, от стратегического управления до оперативного управления. Системы внутреннего контроля имеют различные компоненты, которые по-разному влияют на деятельность фирмы, такие как контрольная среда, оценка рисков, деятельность по мониторингу, деятельность по контролю, а также информация и коммуникация.
Эффективность внутреннего контроля банка определяет уровень финансовой деятельности и ее способность удовлетворять потребности клиентов и, следовательно, общую эффективность организации.
Стратегии оценки рисков также оказывают большое влияние на финансовые показатели коммерческих банков, и при минимальных рисках банк может иметь хорошие финансовые показатели. Таким образом, банки должны располагать эффективными способами выявления потенциальных рисков, их измерения и анализа влияния рисков, чтобы предотвратить неблагоприятное воздействие на финансовые показатели банков.
Среда контроля и мероприятия по мониторингу имеют положительную связь с финансовыми показателями банков, а также мероприятия по мониторингу влияют на то, как осуществляются операции банков. Бюджетирование, планирование и финансовый контроль оказывают большое влияние на финансовые показатели банков и должны осуществляться надлежащим образом. Наличие внутреннего контроля снижает вероятность совершения мошенничества среди персонала и других членов организации.
Руководство каждого коммерческого банка обязано создать систему внутреннего контроля и контролировать ее работу. Система должна работать эффективно для выявления и предотвращения мошенничества, когда это происходит, банк находится в лучшем финансовом положении. Система должна быть хорошо доступна, и ее производительность должна тщательно проверяться руководством для обеспечения эффективной работы. Внутренний контроль играет важную роль в обеспечении точных измерений данных.
Контрольная среда имеет положительную связь с финансовыми показателями коммерческого банка. Поэтому ответственность за обеспечение подходящей рабочей среды лежит на руководстве. И высшее, и низшее руководство несут взаимную ответственность за то, чтобы это произошло. Это должно быть сделано из соображений безопасности и, следовательно, для защиты активов организации от незаконного присвоения.
Оценка рисков оказывает существенное влияние на финансовые результаты деятельности коммерческого банка. Поэтому банкам следует внедрить надлежащую методику оценки рисков, чтобы обеспечить выявление рисков и угроз на самом раннем этапе. Руководство несет ответственность за выявление потенциального риска, который может оказать существенное влияние на финансовые результаты коммерческого банка. Затем, во-вторых, анализ этих рисков и поиск способов управления рисками. Эффективная и регулярная оценка рисков помогает предотвратить негативное влияние этих рисков на деятельность учреждений.
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1 Общая характеристика банка
АКБ «Тенгебанк» является одним из крупнейших коммерческих банков Республики Узбекистан. Банк осуществляет деятельность в трех основных бизнес-сегментах:
- корпоративные и инвестиционные банковские операции;
- розничные банковские операции;
- казначейские операции.
Основная часть операций банка осуществляется в Республике Узбекистан. АКБ «Тенгебанк» зарегистрирован как Акционерный биржевой банк
«Трастбанк» в 1994 году и является одним из ведущих банков Республики Узбекистан. Банк предоставляет весь спектр банковских продуктов и услуг.
21 июня 1994 года «Трастбанк» получил лицензию No 44 Центрального банка Республики Узбекистан, на право осуществления банковских операций. На современном этапе деятельность банка осуществляется на основании лицензии Центрального банка Республики Узбекистан на проведения
банковских операций No44 от 21 октября 2017 г. АКБ «Тенгебанк» зарегистрирован по следующему адресу: 100011
Узбекистан, Ташкент, улица Навои, 7. АКБ «Тенгебанк» на начало 2023 года имеет более 15 филиалов (включая региональные филиалы и подразделения).
Организационная структура управления АКБ «Тенгебанк» выглядит следующим образом, представленным на рисунке в Приложении 1. Структурные подразделения банка имеют вид [22]:
- департамент внутреннего аудита;
- департамент стратегического развития;
- департамент по управлению банковскими рисками;
- департамент по работе с персоналом;
- департамент юридической службы;
- департамент казначейства;
- департамент безопасности банка;
- департамент комплаенс-контроля;
- департамент управления делами;
- аппарат банка;
- управление ценных бумаг;
- департамент по защите прав потребителей банковских услуг;
- информационная служба;
- учебный центр;
- департамент анализа и мониторинга кредитного портфеля;
- департамент бухгалтерского учета и отчетности;
- центр координации инвестиционной деятельности и сопровождения проектов;
- управление внедрения международных стандартов финансовой отчетности;
- департамент экономического анализа и статистики;
- департамент координации деятельности филиалов;
- департамент внешнеэкономической деятельности и валютных операций;
- департамент кредитования;
- управление по финансированию проектов за счёт иностранных кредитных линий;
- департамент розничного бизнеса;
- департамент пластиковых карт;
- департамент денежного обращения и организации кассовой работы;
- департамент цифровой трансформации и инновационного развития;
- управление маркетинга и рекламы;
- управление информационных технологий;
- управление методологии банковских операций; санкционный комплаенс.
5 декабря 2022 года Рейтинг «Трастбанка» впервые присвоен на уровне «В+» с прогнозом «Стабильный». Частный акционерный банк «Трастбанк» также повышает свои позиции в международных рейтингах. «Рейтинговое агентство «Fitch Ratings-Москва» 25 ноября 2021 года подтвердило Частному Акционерному Банку «Трастбанк» долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) в иностранной и национальной валюте на уровне “В” с прогнозом “Стабильный”. Рейтинг устойчивости (VR) подтверждён на уровне “b”» [21].
АКБ «Тенгебанк» в 2022 году получил высокие кредитные рейтинги от ведущих рейтинговых агентств, стал обладателем важных профессиональных наград.
В АКБ «Тенгебанк» существует три основных органа корпоративного управления: Общее собрание акционеров, Совет директоров и Правление.
Основные финансовые показатели деятельности АКБ «Тенгебанк» за 2022 год, следующие:
- общий совокупный доход (включая чистую прибыть и прочий совокупный доход) вырос более чем в 1,5 раза до 1,03 млрд долларов США;
- чистые процентные доходы превысили 2,2 млрд долларов США, продемонстрировав 15,5% рост в эквиваленте национальной валюты Узбекистана;
- капитал организации увеличился до 8,1 млрд долларов США с 7,2 млрд в 2021 году;
- за последние годы банком привлечены почти 1 млн новых клиентов-физических лиц и 96 тыс. клиентов малого и среднего бизнеса;
- показатель CIR с учетом прочего совокупного дохода составил 41,9%, показав устойчивый тренд на снижение с 45,3% в 2021 году;
- банк занял 3 место на рынке привлечения физических лиц с долей 3,9%, средняя доля на рынке средств до востребования составила 10%.
В то же время АКБ «Тенгебанк» подтвердил свои позиции крупнейшего частного банка Узбекистана и показал высокие результаты по всем основным направлениям деятельности. Для более полной оценки эффективности деятельности кредитной организации в следующих пунктах проведем оценку финансового состояния и финансовых результатов деятельности банка за анализируемый период. В АКБ «Тенгебанк» существует три основных органа корпоративного управления: Общее собрание акционеров, Совет директоров и Правление.
2.2 Анализ показателей деятельности объекта исследования
На начальном этапе рассмотрены наиболее значительные статьи активов АКБ «Тенгебанк» за период 2020 – 2022 г.
В АКБ «Тенгебанк» за анализируемый период виден рост активов с 358 788 млрд сум. в 2020 году до 522 624 млрд сум. в 2022 г. в связи со значительным ростом чистой ссудной задолженности за период с 255 296 млрд сум. до 365 201 млрд сум. Значительную долю активов АКБ «Тенгебанк» занимает статья «чистая ссудная задолженность» - почти 70%.
Вложения в ценные бумаги занимают почти 10% в доле активов банка. Далее рассмотрим крупнейшие статьи пассивов баланса АКБ «Тенгебанк» и их динамику за 2020-2022 гг. В таблице 2 представлена динамика данных статей пассива баланса АКБ «Тенгебанк».
В 2021 году обязательства АКБ «Тенгебанк» выросли на 89 933 млрд сум. по сравнению с 2020 годом, в 2022 году на 52 040 млрд сум. и на 31.12.2022 года обязательства банка оставили 463 184 млрд сум., относительно 321 209 млрд сум. в 2020 году. Большая часть обязательств АКБ «Тенгебанк» состоит из средств клиентов.
Обязательства составляют привлеченную часть ресурсной базы АКБ «Тенгебанк». Привлеченная часть ресурсов АКБ «Тенгебанк» состоит из депозитных и не депозитных источников финансовых средств. Большую долю в обязательствах банка занимают средства клиентов, доля которых увеличилась за период до 87,5%. Объем текущих счетов вырос на 35%, а их доля в средствах клиентов составила 53%. Средняя доля рынка по средствам физических лиц до востребования составила 10%. Приоритетом банка остается управление стоимостью фондирования за счет стабильного притока клиентских средств, в том числе на текущих счетах, который подтверждает доверие к АКБ «Тенгебанк» и привлекательность daily-banking-сервисов.
Средства клиентов выросли с 267 853 млрд сум. в 2020 году до 405 509 млрд сум. в 2022 году. Большую часть в сумме средств клиентов занимают вклады физических лиц и индивидуальных предпринимателей в том числе. Вклады физических лиц увеличились в течение периода с 121 280 млрд сум. до 184 131 млрд сум. Вклады физических лиц в общей сумме обязательств составили 39,7%, в 2022 году относительно 39,2% в 2021 году.
Не депозитными источниками привлечения средств в АКБ «Тенгебанк» являются выпущенные долговые обязательства. Сумма выпущенных долговых обязательств за период выросла с 10 652 млрд сум до 18 179 млрд сум.
В июле 2022 АКБ «Тенгебанк» успешно разместил выпуск субординированных бессрочных облигаций в рублях, что позволило банку поддержать дальнейший рост бизнеса и еще больше укрепить позиции по капиталу. Объем размещения составил 5 млрд сум. В октябре и ноябре 2022 года АКБ «Тенгебанк» разместил субординированные еврооблигации общим объемом 850 млн долларов США.
Банк в течение периода соблюдал внешние требования к уровню достаточности капитала. Показатели капитала по стандартам Базель поддерживаются на высоком уровне, что соответственно гарантирует стабильность и устойчивость банка. Основными причинами увеличения капитала АКБ «Тенгебанк» также послужило включение в состав источников добавочного капитала привлечённого субординированного займа в размере 500 млн. долл. США в 2020 году.
В следующей таблице 6 представлен анализ активов и обязательств по состоянию на 31 декабря 2022 года по их ожидаемым срокам погашения, определенным банком. Данный анализ подготовлен на основании контрактных сроков погашения. Весь портфель торговых ценных бумаг относится к категории «до востребования и менее 1 месяца». Часть текущих счетов до востребования была перенесена из категории «до востребования и менее 1 месяца» в категории с более поздними сроками погашения.
Ожидается, что активы и обязательства, раскрываемые в графе «с неопределенным сроком», будут взысканы или погашены через 1 год после отчетного периода. Требования по ликвидности в отношении гарантий и аккредитивов значительно ниже, чем сумма соответствующих обязательств, так как группа обычно не ожидает, что средства по данным сделкам будут востребованы третьими сторонами.
Общая сумма договорных обязательств по предоставлению кредитов не обязательно представляет собой сумму денежных средств, выплата которых потребуется в будущем, поскольку многие из этих обязательств могут оказаться невостребованными или прекращенными до окончания срока их действия. В банках, как правило, не происходит полного совпадения по указанным позициям, так как операции часто имеют неопределенные сроки погашения и различный характер. Несовпадение данных позиций потенциально повышает прибыльность деятельности, вместе с этим одновременно повышается риск несения убытков. АКБ «Тенгебанк» постоянно мониторит данные несовпадения и своевременно управляет риском потери ликвидности.
В 2022 году объем процентного дохода увеличился до 36 283 млрд сум, с ростом на 17,4% за год. Показатель чистой процентной маржи (NIM) составил 4,6%. Процентные расходы увеличились вслед за процентными доходами и составили на конец анализируемого периода 16 325 млрд сум, увеличившись на 14,5% за год. Доля процентных расходов в сумме процентных доходом составляет около 50%.
Кредитный портфель АКБ «Тенгебанк» представлен кредитами физических лиц, юридических лиц и кредитных организаций. Структура и динамика кредитного портфеля представлена в таблице 5.
В таблице 5 видно, что большую долю в структуре портфеля занимают кредиты юридических лиц, ввиду значительных объемов кредитования крупных предприятий. Доля данных кредитов в структуре кредитного портфеля достигает 65,8% к 2022 году. Объемы кредитования как физических, так и юридических лиц растут ежегодно, что является позитивным фактором деятельности организации.
Несмотря на то, что доля данных кредитов снизилась к 2022 году до 83,1%, доля данного вида кредита все равно значительна. Сумма потребительских кредитов выросла за период на 19 156 млрд сум и составила на конец 2022 года – 79 654 млрд сум. Стоит отметить также позитивную динамику ипотечного и жилищного кредитования в АКБ «Тенгебанк». Совокупная доля данных кредитов на конец 2022 года составляет более 16%. На начало периода доля данных кредитов не превышала и 2,1%.
Качество кредитного портфеля остается на высоком уровне. Доля просроченных кредитов (90+ дней) составила 1,4% по состоянию на 31 декабря 2022 г. Покрытие просроченных кредитов (90+ дней) резервами консервативно высокое и на конец 2022 года составляет 215,3%.
Подводя итог, можно сделать вывод, что АКБ «Тенгебанк» в 2022 году вновь продемонстрировал высокие финансовые показатели, доказав устойчивость и эффективность своей бизнес-модели. Общий совокупный доход увеличился более чем в 1,5 раза. Ключевые составляющие прибыли (чистые процентные доходы, чистые комиссионные доходы) показывают стабильный рост, отражая рекордную динамику клиентской базы и наращивание бизнеса в ключевых сегментах рынка одновременно с эффективным контролем рисков. Собственные средства банка выросли за анализируемый период благодаря увеличению нераспределенной и неиспользованной прибыли АКБ «Тенгебанк». В то же время банк проводит активные действия в области привлечения средств клиентов доля, которых увеличилась за период до 87,5% в привлеченной ресурсной базе банка. Благодаря взрывной динамике в выдачах ипотеки банк существенно расширил ядро устойчивой клиентской базы, что послужит дальнейшему росту розничного бизнеса в среднесрочной перспективе.
Однако несмотря на эффективную деятельность банка, ввиду большой конкуренции на рынке банковских услуг, внедрения новых технологий и появления новых банковских продуктов, банку необходимо постоянно проводить мероприятия для поддержания и повышения своей эффективности.
3 ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БАНКА И МЕРЫ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
В современных условиях большинство банков ставят своей задачей повышение эффективности своей деятельности, которая выражается в росте процентного и комиссионного дохода. Для этого многие банки стараются запускать новые комиссионные продукты и услуги, поскольку в современных условиях они становятся важным дополнительным источником прибыли, а также предлагать различные кредитные продукты с новыми условиями.
В результате оценки эффективности деятельности АКБ «Тенгебанк» были выявлены следующие ключевые моменты:
1) в АКБ «Тенгебанк» за анализируемый период виден рост активов в связи со значительным ростом чистой ссудной задолженности за период;
2) привлеченная часть ресурсов АКБ «Тенгебанк» состоит из депозитных и не депозитных источников финансовых средств. Большую долю в обязательствах банка занимают средства клиентов, доля которых увеличилась за период до 87,5%. Вклады физических лиц в общей сумме обязательств составили 39,7%, в 2022 г. относительно 39,2% в 2021 г.;
3) собственные средства банка выросли за анализируемый период с 37 578 млрд сум. до 59 440 млрд сум. Основной причиной роста собственных средств банка является увеличение нераспределенной и неиспользованной прибыли АКБ «Тенгебанк». Все показатели достаточности капитала находятся выше рекомендуемых значений;
4) в 2022 г. объем процентного дохода увеличился до 36 283 млрд сум., с ростом на 17,4% за год. Благодаря продолжающемуся росту клиентской базы чистый комиссионный доход увеличился в 2022 году до 36 283 млрд сум или на 17,6% за год. Однако в 2022 году произошло снижение совокупного финансового результата до 8 246 млрд сум или на 6 649 млрд сум. (55,3%);
5) наблюдается снижение рентабельности активов за 2022 год в связи со значительным увеличением активов банка относительно увеличения процентных доходов, а также снижение рентабельности капитала за анализируемый период.
Несмотря на достаточно высокие показатели эффективности деятельности АКБ «Тенгебанк» наблюдается проблема снижения показателей рентабельности активов и капитала банка.
Поэтому для увеличения конкурентоспособности банка и улучшения показателей его эффективности необходимо разобрать направления увеличения процентных и комиссионных доходов банка, на основе которых будут осуществлены мероприятия по повышению доходности банка.
Увеличение процентного дохода связано, в первую очередь, с проведением взвешенной кредитной политики, которая достигается путем совершенствования оценки кредитоспособности потенциальных заемщиков и роста объемов кредитного портфеля (за счет привлечения новых клиентов и поддержания уже имеющейся клиентуры).
Одним из направлений увеличения объемов кредитования физических лиц может выступить разработка акционного индивидуального предложения по потребительскому кредиту наличными, оформленному через Интернет. Основные параметры данного продукта представлены в таблице 7.
Преимуществами акционного продукта являются:
- увеличение кредитного портфеля банка;
- увеличение процентных доходов за счет увеличения объемов кредитования;
- привлечение новых клиентов;
- экономия на операционных расходах, возникающих при посещении клиентом офиса;
- переориентация клиентов на удаленные каналы обслуживания, что в дальнейшем снизит расходы банка.
Таблица 7 - Основные параметры акционного кредитного предложения
Показатель |
Стандартные параметры |
Параметры акционного предложения |
Сумма |
От 14 000 000 сум. до 700 000 000 сум. |
От 7 000 000 до 400 000 000 сум. |
Срок |
От 12 до 60 мес. |
От 12 до 60 мес. |
Ставка |
От 16,99% |
От 9,99% |
Условия оформления |
Оформление через офис банка с предоставление комплекта документов |
Оформление через заполнение анкеты на сайте банка с предоставлением сканов подтверждающих документов |
Программы страхования |
Страхование жизни и здоровья заемщика по желанию клиента |
Страхование жизни и здоровья заемщика по данной программе является обязательным (в среднем +2% годовых к итоговой процентной ставке) |
Далее подробно рассмотрены мероприятия по увеличению комиссионных доходов банка.
В банковской практике к комиссионным операциям относят расчетные и кассовые операции, обслуживание банковских карт, операции инкассации, банковские гарантии и поручительства и др. АКБ «Тенгебанк» должен придерживаться политики, направленной на устойчивый рост комиссионного дохода. Увеличение комиссионных доходов может быть достигнуто за счет сотрудничества банков и страховых компаний.
На сегодняшний день АКБ «Тенгебанк» предлагает личное и имущественное страхование, связанное с кредитованием. Также банк предлагает различные продукты инвестиционного страхования жизни, однако данные продукты предлагаются в основном клиентам премиального обслуживания. В АКБ «Тенгебанк» должен быть расширен и разработан механизм продаж страховых и инвестиционных продуктов к определенным продуктам банка для всех клиентов.
При использовании данного механизма активных и точечных продаж страховых и инвестиционных продуктов АКБ «Тенгебанк» сможет значительно увеличить проникновение данных продуктов, а также увеличить комиссионные доходы банка.
Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий
Таким образом, в рамках исследования были предложены следующие рекомендации по увеличению доходности АКБ «Тенгебанк»:
- повышение процентных доходов банка за счет предложения новых более выгодных кредитных предложений для действующих и новых клиентов банка;
- увеличение комиссионных доходов банка за счет увеличения дополнительных продаж инвестиционных и страховых продуктов банка к основным банковским продуктам.
Допуская, что предложенные мероприятия по повышению процентных доходов банка позволят увеличить данные доходы минимум на 15%, то прогнозируемые процентные доходы смогут составить 290 243 млн сум., что на 5 442 млн сум. выше процентных доходов 2022 г.
В Таблице 8 представлены значения комиссионного вознаграждения по продаже страховых и инвестиционных продуктов банком, а также рассчитан экономический эффект от увеличения продаж данных продуктов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования, проведенного в рамках данной выпускной квалификационной работы, удалось сделать следующие выводы в отношении эффективности коммерческих банков и исследуемого коммерческого банка, в частности.
На современном этапе отсутствует подходящая методика оценки эффективности внедрения цифровых технологий в коммерческих банках, и для восполнения этого пробела исследователи намереваются разработать методику оценки эффективности внедрения цифровых технологий в банковской сфере.
Безусловно данное направление изучается не первый год, однако уровень, текущий сведений пока недостаточен для приведения однозначных оценок влияния цифровизации на эффективность коммерческих банков.
В целях проведения углубленного исследования эффективности коммерческого банка в исследовании также рекомендуется проанализировать, посвященные влиянию определенных индивидуальных переменных на финансовые показатели коммерческих банков, например, влияние достаточности капитала на прибыльность коммерческих банков.
В банковской практике финансовая эффективность кредитной организации напрямую зависит от уровня ее результативности. Именно поэтому уровень эффективности деятельности коммерческого банка представляет собой объективный показатель, характеризующий текущий уровень его развития и определяющий стабильность его функционирования в перспективе.
Оценка рисков оказывает существенное влияние на финансовые результаты деятельности коммерческого банка. Поэтому банкам следует внедрить надлежащую методику оценки рисков, чтобы обеспечить выявление рисков и угроз на самом раннем этапе.
Выводы, сделанные в ходе данного исследования, дают понимание о коммерческом банке и представление о политике, направленной на повышение эффективности его бизнеса, и имеют определенное руководящее значение для развития национальной экономики.
Предложенные мероприятия продвижения кредитных, страховых и инвестиционных продуктов смогут значительно увеличить процентные и комиссионные доходы банка, и соответственно чистую прибыль банка, и показатели рентабельности, которые являются основными показателями эффективности деятельности кредитной организации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Arif, A., & Anees, A. N. (2012). Liquidity risk and performance of banking system. Journal of Financial Regulation and Compliance, 20(2), 182-195.
2. Athanasoglou, P., Brissimis, S., & Delis, M. (2008). Bank-specific, industry-specific and macroeconomic determinants of bank profitability. Journal of International Financial Markets, Institutions and Money, 18(2), 121-136.
3. Farrell M. J. The measurement of productive efficiency J. Journal of the Royal Statistical Society, Series A (General), 1957, 120(3): 253–290.
4. Gavrilov, L.A., & Gavrilova, N.S. (2001) The Reliability Theory and Longevity. Accounting, auditing and finance.
5. Kamande, E. G. (2017). The effect of bank specific factors on financial performance of commercial banks in Kenya (Doctoral dissertation).
6. Menicucci, E., & Paolucci, G. (2016). The determinants of bank profitability: empirical evi dence from European banking sector. Journal of Financial Reporting and Accounting, 14, 86-115
7. Merrill, Thomas W.; Smith, Henry E. (2017). Property: Principles and Policies. University Casebook Series (3rd ed.). St. Paul: Foundation Press.
8. Mulualem, G. (2015). Analyzing Financial Performance of Commercial Banks in Ethiopia: CAMEL Approach (Doctoral dissertation, AAU)
9. Solow, Robert M. (1955). “The Production Function and the Theory of Capital”. The Review of Economic Studies: 103–107.
10. The great divergence McKinsey Global Banking Annual Review 2021 [электронный ресурс] McKinsey URL: https://www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/industries/financial%20services/our %20insights/global%20banking%20annual%20review%202021%20the%20great% 20divergence/global-banking-annual-review-2021-the-great-divergence-final.pdf (дата обращения: 18.05.2023)
11. The great divergence McKinsey Global Banking Annual Review 2021 [электронный ресурс] McKinsey URL: https://www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/industries/financial%20services/our %20insights/global%20banking%20annual%20review%202021%20the%20great% 20divergence/global-banking-annual-review-2021-the-great-divergence-final.pdf (дата обращения: 18.05.2023)
12. Thisaranga, K. D. I. U., & Ariyasena, D. L. M. N. K. (2021). Effect of camel model on bank performance: with special reference to listed commercial banks in Sri Lanka.
13. Wainaina, S.W. (2011). An Evaluation of the Effectiveness of an Internal Control Function: The case of Kenya Polytechnic University College,”. Unpublished MBA Thesis University of Nairobi Kenya.
14. Алексеева Д.А. Цифровая трансформация банковской системы // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. No 5–1. С. 159–162.
15. Гуту, Л. М. (2015). Микроэкономические факторы, влияющие на финансовые показатели банка: пример Румынского моря – практическое применение науки, том III, 1 (7) / 20
16. Козак С. и Вежбовска А. Концентрация банковского рынка и эффективность банков. Свидетельства из Южной, Восточной и Центральной Европы. // Журнал экономики и бизнеса Юго-Восточной Европы 16 (1), - 2021, 38–52.
17. Копнов, В.А. Прямая и обратная задача оценка результативности и эффективности / В.А. Копнов, Г.А. Рогов // Методы менеджмента качества. – 2015. – No 4. – С. 12–20.
18. Ли, Ин и Ён Джэ Шин. 2018. Финтех: экосистема, бизнес-модели, инвестиционные решения и проблемы. Горизонты бизнеса 61: 35–46.
19. Намбисан, С. Цифровое предпринимательство: на пути к цифровой. технологической перспективе предпринимательства» // Предпринимательство: теория и практика. 2016. 414. С. 1–27.
20. Ромер, Дэвид Высшая макроэкономика [Текст] : учебник / Дэвид Ромер ; пер. с англ. под науч. ред. В. М. Полтеровича. - 2-е изд. - Москва : Издательский дом Высш. шк. экономики, 2015. с. 854.
21. Рейтинги банка [электронный ресурс] АКБ «Тенгебанк» URL: https://tengebank.uz/ru/about-bank/tekushchie-rejtingi (дата обращения: 20.05.2023)
22. Структурные подразделения банка [электронный ресурс] АКБ «Тенгебанк» URL: https:// https://tengebank.uz/ru/about-bank/korporativnoe- upravlenie (дата обращения: 20.05.2023)
23. Уильямс Дж. Эффективность и рыночная власть в латиноамериканском банковском деле. Журнал финансовой стабильности 8 (4), - 2012, С. 263–276.
24. Шуффель, Патрик. 2017. Приручение зверя: научное определение финансовых технологий. Журнал управления инновациями 4: 32–54.
Нужен файл с работой полностью? Вышли нам несколько своих готовых рефератов или курсовых работ, не выложенных в Интернете (на topwork2424@gmail.com) и получи файл с этой работой в формате .pdf себе на электронную почту бесплатно!
С данной работой смотрят также:
ВКР Эффективность деятельности коммерческого банка АО Альфа-банка
ВКР Совершенствование организации эквайринга в коммерческом банке
ВКР Коммерческий банк как эмитент на рынке ценных бумаг
Больше готовых дипломных работ смотрите в нашем каталоге!