ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКВАЙРИНГА В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
1.1 Сущность и функции эквайринга в РФ
1.2 Нормативно-правовая база, регулирующая организацию эквайринга в коммерческом банке
1.3 Особенности организации эквайринга в коммерческом банке за рубежом
1.4 Текущее состояние рынка банковского эквайринга в России
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО БАНКА ОАО «СБЕРБАНК
2.1 Общая характеристика и организационно-правовая структура Северо-Восточного банка ОАО «Сбербанк России»
2.2 Анализ финансового состояния Северо-Восточного банка ОАО «Сбербанк России»
2.3 Анализ организации эквайринга в Северо-Восточном банке ОАО «Сбербанк России»
2.4 Информационно-программные продукты, используемые Северо-Восточного банка ОАО «Сбербанк России» при организации эквайринга
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКВАЙРИНГА СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО БАНКА ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ»
3.1 Мероприятия по совершенствованию организации эквайринга в Северо-Восточном банке ОАО «Сбербанк России»
3.2 Анализ эффективности внедрения предложенных мероприятий по организации эквайринга в Северо-Восточном банке ОАО «Сбербанк России»
3.3 Обеспечение экономической и финансовой безопасности функционирования Северо-Восточного банка ОАО «Сбербанк России»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
В условиях роста количественных и качественных показателей безналичного оборота и рынка банковских карт рынка, «карточный» бизнес остается приоритетным для деятельности современных кредитных организаций. В России граждане чаще всего пользуются функцией снятия наличных (кэш-эквайринг). Торговый эквайринг как услуга, позволяющая предприятиям торговли и сервиса принимать в оплату товаров и услуг платежные карты, развивается также стремительно, но в общем объеме операций не превышает 13%, по данным Банка России за 2011 год. В условиях преобладания кэш-эквайринга такие функции как оплата услуг через банкомат, обмен валюты, перевод с карты на карту, предлагаемые фактически всеми банками, продолжают оставаться невостребованными в должном объеме. Отвечая потребностям населения, кредитные организации стараются увеличивать возможности для создания насыщенной платежной инфраструктуры. Все это подчеркивает актуальность темы, выбранной для написания дипломной работы.
Целью выполнения данной работы является освоение методики финансового анализа коммерческого банка на примере Северо-Восточного банка открытого акционерного общества «Сбербанк».
Для достижения поставленной цели были определены и решены следующие задачи:
- ознакомиться с методиками проведения финансового анализа в коммерческих кредитных организациях;
- провести необходимые расчеты;
- составить выводы и сформулировать практические рекомендации по итогам полученных результатов.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является Северо-Восточный банк ОАО «Сбербанк России». Предмет исследования – организация эквайринга в данном коммерческом банке.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКВАЙРИНГА В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
1.1 Сущность и функции эквайринга в РФ
Рынок банковских карт в России и во всем мире продолжает стремительно развиваться. Отличительной чертой повседневной жизни современного человека становится оплата товаров и услуг по банковской карте. В настоящее время практически все предприятия, продающие товары и услуги поддерживают карточные технологии, стараясь при этом привлечь дополнительный интерес со стороны своих потребителей. Все это способствует развитию операций кредитных организаций с банковскими картами, среди которых все большее значение приобретает эквайринг.
Для того, чтобы понять, что же представляет собой эквайринг, необходимо обратиться к следующим понятиям. Эквайрер – это банк (кредитно-финансовое учреждение) принимающий, на основе договоров с предприятиями торговли, данные о проведенных транзакциях, совершенных с помощью платежных карт, направляющий затем их в специально созданную систему взаимообмена данными, и производящий взаиморасчеты по этим транзакциям [24, с. 69].
В России эквайрером может являться только банковская организация. В соответствии с Положением ЦБ РФ № 266-П [4], на территории РФ кредитные организации (эквайреры) осуществляют расчеты с организациями торговли по операциям, которые совершаются с использованием платежных карт, и/или выдают наличные денежные средства держателям платежных карт, не являющимся клиентами указанных кредитных организаций (эквайринг). При этом кредитная организация вправе одновременно осуществлять эмиссию банковских карт, эквайринг платежных карт, а также их распространение.
В зарубежной практике под эквайрером понимается организация-посредник, которая на основе выданной лицензии от международной системы может осуществлять обслуживание предприятий торговли [24, с.121].
Эмитентом карт может являться кредитно-финансовое учреждение, выпускающее платежные карты, получающее данные о транзакциях, осуществляющее их авторизацию, а также гарантирующее оплату и зачисление сумм транзакций на счета держателей карт. Транзакция – операция, выполняемая держателем карты, и состоящая из последовательности сообщений, генерируемых и передаваемых между собой участниками системы для обслуживания держателей карт.
Существуют различные подходы к определению понятия «эквайринг». В переводе с английского «acquiring» означает «приобретение». В исходном значении эквайринг – это услуга, состоящая в приеме организацией торговли банковских карт при оплате товаров. С другой стороны, эквайрингом считается обслуживание банком-эквайрером банкоматов, а также установка терминалов в торговых предприятиях для проведения операций с использованием карт оплаты.
Таким образом, под термином «эквайринг» понимается осуществление расчетов с предприятиями торговли по операциям, осуществляемых с использованием платежных карт, а также выдача наличности держателям карт, эмитированных другими кредитными организациями [32, с. 38].
Для реализации эквайринга может быть привлечена третья сторона – процессинговая компания, которая, не являясь членом платежной системы, принимает на себя ряд функций, связанных с эквайрингом: установку оборудования для обслуживания карт, обучение персонала, сбор генерируемой при расчетах информации в форме слипов или файлов и т.д., и действующая по поручению члена платежной системы. Однако об обслуживании карт заключается именно между членом платежной системы – эквайрером и торговой организацией.
Впервые система безналичного расчета была создана в США во времена «торгового бума» (1940-1950-е гг.) как способ замены чековых книжек. Первая банковская кредитная карта появилась в 1950 году. В процессе своего развития происходила постепенная техническая модернизация банковских карт. Первоначально в качестве банковской карты выступал кусок картона, затем стало применяться эмбоссирование, т.е. механическое выдавливание на лицевой стороне пластиковой карты различной информации о владельце, другими словами, первые банковские карты работали по принципу перфокарты. Магнитная полоса на карте появилась в начале 1970-х, и только в конце 1990-х на смену магнитной полосе пришли чипы.
Платежные карты, как правило, выпускаются в соответствие с определенным стандартом ISO 7810 (Идентификационные карты) ID-1, их формат составляет 85,6 × 53,98 мм.
На лицевой стороне карты может быть любое изображение (граффити, картина, фотография) или просто фон. Важным является наличие на карте логотипа платежной системы, кроме того на карте отражаются ее номер, срок действия и имя держателя.
Обратная сторона карты имеет магнитную полосу, бумажную полосу, при этом обязательным является наличие на ней подписи владельца, а также CVV2-код или его аналог.
В настоящий момент в мире существует более 18 миллионов предприятий торговли и сервиса, где имеется возможность оплатить покупки с помощью платежных карт.
Большая часть рынка эквайринговых услуг занята банками – членами Visa и MasterCard. В США широкое распространение получили также карты American Express.
Существует также Интернет-эквайринг – прием к оплате платежных карт посредством Интернет, такая возможность получена благодаря специальным программам, которые позволяют провести расчеты в интернет-магазинах, и оплатить на специальных электронных платежных системах различные услуги (мобильную связь, коммунальные услуги, Интернет, фиксированную телефонную связь и пр.).
К эквайрингу также относят выдачу наличных денежных средств держателям банковских карт, которые не являются клиентами данной кредитной организации. В данном случае выдача, как правило, осуществляется через банкомат или с помощью POS-терминала.
Таким образом, сущность эквайринга заключается в осуществлении расчетов с предприятиями торговли по операциям, осуществляемых с использованием платежных карт, а также выдача наличности держателям карт, эмитированных другими кредитными организациями. Функции эквайринга состоят в сокращение количества операций с наличными деньгами, уменьшении очереди в кассу, сокращении расходов на инкассацию, снижении издержек на проверку подлинности денежных купюр.
1. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г. №115-ФЗ /8/.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июня 2011 г. №161-ФЗ «О национальной платежной системе».
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.09.07 № 612 «Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом»
4. Положение об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием (утв. Банком России 24.12.2004 №266-П) (ред. от 10.08.2012) (Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2005 №6431) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_145266/
5. Рекомендации для территориальных банков Сбербанка России по установлению минимального значения тарифа за оказание услуги, выполнение расчетов для предприятий торговли и/или сервиса по операциям с банковскими картами Visa, Eurocard/MasterCard, Maestro, Visa Electron, Сбербанк-Cirrus/Maestro, Сбербанк-Visa Electron от 28.07.2000 г. № 627-р /10/.
6. Порядок выполнения межбанковских и внутрибанковских расчетов по операциям с международными банковскими картами в Сбербанке России (Редакция 2) от 01.10.2001 г. № 298-2-р.
7. Порядок взаимодействия центрального аппарата Сбербанка России и территориальных процессинговых центров по обработке операций по международным банковским картам от 21.12.2001 г. № 870-р /1/.
8. Положение о проведении межфилиальных расчетов в Сбербанке России от 27.03.2002г. №355-3-р /19/.
9. Порядок совершения операций с международными банковскими картами в подразделениях Сбербанка России от 16.05.2002г. №299-2-р/3/.
10. Положение о мультипликаторах внутрибанковской системы повышения квалификации персонала Сбербанка России от 03.12.2003г. №1193-р /5/.
11. Порядок открытия, закрытия и ведения счетов юридических лиц Сбербанком России и его филиалами от 14.04.2004г. №814-3-р /9/.
12. Порядок обеспечения безопасности криптографических процедур при осуществлении операций по международным банковским картам в Сберегательном банке Российской Федерации от 26.05.2004г. №758-2-р /18/.
13. Порядок ведения и использования информации по СТОП-ЛИСТАМ в Сбербанке России от 27.07.2004г. №1274-р /11/.
14. Порядок проведения операции выдачи наличных денежных средств по банковским картам в Сбербанке России от 11.11.2004 г. №447-3-р /12/.
15. Порядок взаимодействия подразделений Сбербанка России по операциям выпуска, доставки и уничтожения банковских карт, клише импринтеров и ценностей, предназначенных для работы с банковскими картами от 18.02.2005г. №1338-р /14/.
16. Условия и тарифы Сбербанка России на выпуск и обслуживание банковских карт от 22.03.2005г. № 592-3-р /6/.
17. Перечень форм документов, используемых в документообороте Сбербанка России при организации и обслуживании операций по международным картам от 06.12.2005г. №1402-р /4/.
18. Порядок использования программно-аппаратного комплекса Off-line Front-End в Сбербанке России от 02.08.2006г. № 631-4-р /16/.
19. Порядок подключения и эксплуатации терминального оборудования, обслуживающего банковские карты от 22.06.2007г. №605-2-р /13/.
20. Сборник тарифов на услуги, предоставляемые центральным аппаратом Сбербанка России и отделениями Сбербанка России г.Москвы от 21.11.2007г. №735-9-р /7/.
21. Порядок обслуживания операций по банковским и иным картам в торговой и сервисной сети (Эквайринг) (Редакция 3) от 31.07.2008№ 466-3-р.
22. Балабанов И.Т. Электронная коммерция. – СПб.: Питер, 2010.
23. Банковское дело / под ред. О.И. Лаврушина. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2009.
24. Банковское дело: дополнительные операции для клиентов: Учебник / Под ред. проф. А.М. Тавасиева. – М.: Финансы и статистика, 2012.
25. Быков В.А. Электронный бизнес и безопасность. – М.: Радио и связь, 2010.
26. Достов В.Л., Кузнецов В.А., Шуст П.М. Электронные деньги как инструмент оптимизации платежного оборота // Деньги и кредит. – 2013. – №12.
27. Дятлов Ю.В., Михайлова О.И. Рынок эквайринга в современных условиях // Сборник научных трудов ВУЗов России «Проблемы экономики, финансов и управления производством. – 2013. – №31.
28. Епишева И. Опыт развития интернет – банкинга немецкими банками и возможности его применения в России./ И. Епишева.// Банковское дело. -2011г. -№8
29. Изофенко Р. Платежные карты – вместо наличных расчетов // Р. Изофенко. М.: Банковское дело – 2013. – №5.
30. Коллинз Р. С. Бизнес и Е-коммерция: возможные пути сближения // Маркетинг. – 2012. – № 1. – С. 85-88
31. Коровяковский Д.Г. Особенности расчетов пластиковыми (банковскими) картами как способ исполнения обязательств // Д.Г. Коровяковский. М.: Финансы и кредит – 2013 – № 46 (286).
32. Коровяковский Д.Г. Проблемы развития (банковских) карт в России // Д.Г. Коровяковский. М.: Финансы и кредит – 2013. – № 47 (287).
33. Коровяковский Д.Г. Сравнительная характеристика расчетов смарт-картами и картами с магнитной полосой. Перспективы развития пластиковых (банковских) карт в России // Д.Г. Коровяковский. – М.: Финансы и кредит – 2012. – №34 (274).
34. Летуновская А.В. Современные карточные платежные системы европейских стран // А.В. Летуновская. –М.: Деньги и кредит – 2012. – №10.
35. Никитин А. Повышение эффективности предоставления услуг на финансовом рынке // А. Никитин. – М.: Мир карточек – 2011. – №3.
36. Платежные системы и их развитие в России / под ред. С.В. Ануреева. – М.: «Финансы и статистика», 2012.
37. Родинов И.В. Динамика рынка карточных продуктов // И.В. Родионов. – М.: Финансы и кредит. – 2012. – №39 (279).
38. Токарева А.Б. Платежные карты: реальное состояние и нереализованные возможности // А.Б. Токарева. – М.: Деньги и кредит. – 2013. – №10.
39. Юров А.В. Наличные деньги и электронные средства платежа: оценка перспектив // А.В. Юров. – М.: Деньги и кредит – 2011. – №7.
40. Годовой отчет ОАО «Сбербанк России» – 2013. – Свободный доступ из сети Интернет. – http://sberbank.ru/chukotka/ru/investor_relations/accountability/annual_reports/
41. Сбербанк России – Чукотский АО. – Свободный доступ из сети Интернет. – http://www.sbrf.ru/chukotka/ru/about/tb_today/
42. Эквайринг на выставке – новый шаг вперед [Электронный ресурс]. – Свободный доступ из сети Интернет. – http://www.rjexpert.ru/index.php?option=com _k2&view=item&id=1032:jekvajring-navystavke-% E2%80%93-novyj-shagvpered& Itemid=381/.