Обеспечение условий эффективного развития является центральной проблемой социального развития. Представители банковского сектора настаивают на том, что вопросы финансовой стабильности выходят на первый план, как в национальных, так и в международных политических дискуссиях. Не следует забывать, что обеспечение стабильности банковского сектора не является проблемой какого-то определенного исторического периода, локального этапа или определенной фазы экономического цикла, его необходимо решить в период резкого обострения экономической ситуации. Обеспечение устойчивого развития и достижение эффективности - это не только проблема современной экономики, в связи с чем ее решение важно, как в период восстановления экономики, так и в период экономического спада и повышения экономических и политических рисков.
Актуальность проблем обеспечения эффективности и стабильности коммерческих банков оправдана не только с практической точки зрения, но и с научной и теоретической сторон. Обилие научных публикаций по этой теме, к сожалению, не решает ряд сложных теоретических проблем. Пытаясь понять концепцию и содержание устойчивости, авторы еще более запутали проблему, признав ее устойчивость и эффективность, устойчивость и кредитоспособность.
Все вышесказанное определило актуальность выбранной темы, определенных целей, задач, логики и внутренней структуры работы.
Целью выпускной квалификационной работы является оценка эффективности деятельности коммерческого банка и разработка практических рекомендаций по его совершенствованию на примере коммерческого банка АО «Альфа-Банк».
Реализация этой цели включает в себя следующие задачи:
1. Изучить методику оценки эффективности деятельности коммерческих банков
2. Провести анализ эффективности работы коммерческих банков
3. Дать общую характеристику коммерческого банка АО «Альфа-Банк»
4. Дать оценку основных показателей характеризующих эффективности работы банка
5. Выделить проблемы и перспективы развития банка АО «Альфа-Банк»
6. Предложить мероприятия повышения эффективности работы банка
Объектом исследования является коммерческий банк АО «Альфа-Банк».
Предметом исследования являются показатели эффективности функционирования коммерческих банков.
Теоретической и информационной базой исследования были научные труды отечественных и зарубежных экономистов, нормативные, методологические материалы по вопросам, рассматриваемым в квалификационной работе, а также фактические материалы, собранные в коммерческом банке ПАО «ВТБ».
Исследование основано на гипотезе о том, что процесс повышения эффективности банка будет более эффективным, если:
- улучшается финансовое положение (качество капитала и активов, рентабельность и ликвидность банка);
- подтверждено соблюдение обязательных нормативов и лимитов, установленных Банком России;
- улучшено качество управления;
- определяется прозрачность структуры собственности.
В процессе написания выпускной квалификационной работы применялись следующие методы исследования: теоретический анализ экономической литературы; методы математической статистики, экономико-статистический метод. Практическая значимость исследования заключается в том, что его выводы и предложения могут использоваться руководителями структурных подразделений коммерческого банка, в чей функционал входит решение вопросов повышения финансовой устойчивости и общих показателей эффективности. Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
1.1 Сущность и значение оценки эффективности работы коммерческих банков
Развитие рынка и конкуренции, формирование новой структуры собственности, требует усиления внимания к проблеме повышения эффективности их деятельности. Выживание любого предприятия, в том числе и в банковской сфере и его развитие в рыночных условиях вне зависимости от его роли, масштаба, вида деятельности, формы собственности напрямую определены эффективностью и качеством работы [15, с.69].
Эффективность - сложная категория, выражающая совокупностью различных социально-экономических процессов и явлений, связанных с достижением определенных результатов (эффекта) и рациональным использованием ресурсов.
Поиск эффективного управления вылился во множество формулировок, доктрин управления эффективностью, которые хотя и различаются концептуально, но идеологически все направлены на повышение эффективности производства, достижение целей деятельности структурного подразделения и в целом предприятия с минимальными затратами и высокой производительностью труда [18, с.76].
На всех уровнях экономики категория эффективности отражает связь между ресурсами и целями производства, но поскольку потребности общества возрастают, а ресурсы (труд, капитал, природные ресурсы) убывают, то возникает задача наибольшего удовлетворения потребностей путем экономного и эффективного управления ими.
Понятие «эффективность» многогранно, в связи с этим появляется необходимость более конкретного его определения. Сущность эффективности раскрывается в тесной увязке с системой производственных отношений, так как природа этого эффекта, ресурсов, затрат непосредственно зависит от способа производства. Эффективность выступает обобщающей характеристикой совокупной конечной результативности. Ее содержание раскрывается рядом частных категорий, выражающихся в частных показателях и характеризующих частную результативность использования труда, основных производственных фондов, оборотных средств, материалов, запасов, капитала (собственного и заемного).
Основополагающим принципом формирования системы показателей эффективности и выражения ее сущности на всех уровнях управления экономикой (страны, отрасли, хозяйствующего субъекта) является соотношение конечного результата (в виде национального дохода, валового внутреннего продукта, объема выпуска или реализации продукции) и эффекта (прибыли) с примененными и потребленными ресурсами (в совокупности или по отдельным видам). В качестве показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия приняты показатели прибыли и рентабельности [25, с.65].
Некоторые авторы представляют экономическую эффективность как связь между количеством единиц ограниченных ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате этого процесса количеством какого-либо продукта.
Эффективность, определяемая соотношением результатов (объемов продаж, маржинальным доходом, чистой прибылью) и ресурсов (затрат), комплексно отражает как внутреннее использование ресурсов, так и оценку выпускаемой продукции на рынок. Тем самым охватывается и внутренняя и внешняя эффективность, то есть эффективность использования наличных ресурсов и создание тех или иных потребительских благ, необходимых обществу. Кнышова Е. Н. определяет внутреннюю эффективность на основе соотношения ресурсов (затрат) с объемом произведенной продукции, а внешнюю, как структуру потребностей и степень ее удовлетворения предприятием.
Эффективность — получение максимальных результатов на единицу затрат, связанных с производством, или достижение минимизации затрат на единицу результата. Модель статистической оценки эффективности функционирования предприятия включает анализ и оценку финансово хозяйственного состояния предприятия.
Устойчивость и эффективность функционирования развития коммерческих банков, как и в целом банковской системы, представляет такую форму движения, которая ассоциируется с позитивным развитием и ростом. Это движение выражает комплексное, позитивное развитие как количественных, так и качественных параметров деятельности – как банковской системы в целом, так и деятельности её отдельных элементов во взаимодействии с интересами экономики.
Это дает основание предположить, что критерием устойчивости банковской системы можно считать обстоятельства, при которых она демонстрирует:
- неизменность своего облика, как общественно значимого института;
- выполнение обязательств, вытекающих из её функций.
Исходя из функций коммерческих банков и определенных признаков устойчивости их показатели должны характеризовать:
- непрерывность развития, несмотря на действие деструктивных внешних и внутренних факторов;
- жизнеспособность как способность восстанавливаться после потрясений, происходящих в процессе движения;
- равномерное развитие, исключающее глубинные спады в масштабах и качестве банковской деятельности;
- равновесное функционирование, сопровождающееся балансом интересов ее отдельных элементов, синхронным развитием всех ее блоков, диверсификацией видов деятельности [11, с.154].
В самом общем плане можно заключить, что банковскую систему, следует признать устойчивость, там, где:
- нет кризисов;
- в целом достигается разрешение противоречий в деятельности коммерческих банков;
- обеспечивается позитивное взаимодействие с внешней средой – различными секторами экономики, различными типами рынков;
- достигнуто пропорциональное географическое размещение, адекватное территориальному размещению производства;
- появляется устойчивость различных ее типов (в том числе политической, законодательной, нравственной и других сфер);
- отдельные банки могут становиться банкротами;
- осуществляется эффективное распределение аккумулирующих капиталов;
- обеспечивается циркуляция капиталов;
- сохраняется постоянство (равновесие) даже при усилении или негативных внешних потрясений;
- существует возможность оценивать риски и управлять ими;
- сформировалась способность само корректировки, ограничения и управления диспропорций.
Сформированные критерии дают возможность выйти на показатели оценки развития коммерческих банков, в целом банковской сиcтемы на макроуровне [28, с.54].
Если исходить из отрицательных функций коммерческих банков, то их развитие на мой взгляд, следует оценивать с помощью таких показателей, как:
- устойчивость денежных единиц;
- устойчивость денежного оборота;
- уровень монетизации ВВП;
- уровень инфляции (с одной стороны, инфляция способствует росту денежных средств, являющихся объектом банковской деятельности, но с другой – инфляция может привести к росту просроченных кредитов и даже их постоянному невозврату);
- эффективность денежно – кредитного регулирования экономики.
Значимую информацию об устойчивости коммерческих банков могут так же дать такие показатели, как:
- отношение актива (пассива) банка к ВВП;
- отношение прибыли банка к ВВП;
- отношение капитала к ВВП;
- доля кредитов, предоставленных реальному сектору экономики в ВВП и банковском активе;
- отношение размера ценных бумаг, приобретенных банком, к ВВП;
- рентабельность банка;
- отношение денежных средств к ВВП.
К сожалению, в комплексе представленные показатели не используются для оценки устойчивости, между тем они позволяют выявить сильные слабые стороны развития коммерческих банков, а также некоторые системные риски её функционирования. В динамике данные показатели могут свидетельствовать о негативных явлениях в деятельности коммерческого банка, снижению устойчивого развития.
Единой универсальной методики анализа эффективности, устойчивости, надежности коммерческого банка не существует (не только в России, но и за рубежом), поскольку банки различаются по функциональному признаку, проводимой политике на финансовых рынках. В следующей части представлен анализ наиболее полных и достоверных методик оценки эффективности деятельности коммерческих банков. В целом же можно сказать, что эффективность является сложной категорией, которая складывается на предприятии под влиянием множества внутренних и внешних факторов.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 01.10.2019) // Сайт компании «Консультант Плюс»/URL: http://www.consultantru/online
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 03.07.2019) // Сайт компании «Консультант Плюс»/URL: http://www.consultantru/online
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // Сайт компании «Консультант Плюс»/URL: http://www.consultantru/online
4. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019) //Сайт компании «Консультант Плюс»/URL: http://www.consultantru/online
5. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 31.12.2017) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.07.2019)// Сайт компании «Консультант Плюс»/URL: http://www.consultantru/online
6. Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ (ред. от 29.10.2019) «О кредитных историях»// Сайт компании «Консультант Плюс»/URL: http://www.consultantru/online
7. Федеральный закон от 13.10.2016 N 173-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации»// Сайт компании «Консультант Плюс»/URL: http://www.consultantru/online
8. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 16.10.2019) «О валютном регулировании и валютном контроле»// Сайт компании «Консультант Плюс»/URL: http://www.consultantru/online
9. Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери (утв. Банком России 23.10.2017 N 611-П) (Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2018 N 50381) //Сайт компании «Консультант Плюс»/URL: http://www.consultantru/online
10. Балабанов И.Т. Банки и банковское дело: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2014. – с.114-115
11. Банковское кредитование предприятий Москвин В.// Инвестиции в России.- 2009.- №4.- С. 34-44.
12. Белоглазова Г.Н. Банковское дело. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 365 с.
13. Боброва О.В. Правовые основы государственного регулирования банковского кредитования //Дисс.канд.юр.наук. - Саратов, 2015. – 132 с.
14. Боровкова В.А., Мурашова С.В. Основы теории финансов и кредитов. – СПб: Питер, 2010. с. – 130-131
15. Валенцева Н.И. Кредитный механизм и его составные элементы. М., 2010. - 358с.
16. Глушкова Н.Б. Банковское дело. – М.: Академ. Проект, 2010. – 324 с.
17. Горемыкин В.А. Ипотечное кредитование – МГИУ, 2013. – 420 с.
18. Давыдов Р.А. Управление кредитными рисками и методы их оценки при кредитовании // Банковское кредитование. – 2009. - № 2.- с. 13-14.
19. Деньги, кредит, банки / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 246 с.
20. Долан Э. Дж., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл Р. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. Перевод с англ. – СПб., 2010. – 374 с.
21. Едронова В.Н., Хасянова С.Ю. Зарубежные и отечественные подходы к определению кредитоспособности заемщика // Деньги и кредит. - 2012. - № 10. - с. 3-8.
22. Екатеринославская О.С. Принципы и цели предпринимательской деятельности на рынке потребительского кредитования // Актуальные проблемы экономики, политики и права. // Сб. науч. тр., Вып. 16. - Мурманск: Мурманский институт экономики и права, 2016. – С. 13.
23. Жарковская Е.П., Арендс И.О. Банковское дело: Курс лекций. – М.: Омега-Л, 2013. – 365 с.
24. Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов. / Под ред. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 465 с.
25. Ильясов С. Банковские услуги и их сущность и перспективы развития // Банковское дело в Москве. – 2009.- № 6.- с. 17.
26. Кабушкин С.Н. Управление банковскими кредитными рисками - М.: Новое знание, 2010. – с. 365.
27. Кирисюк Г.М., Ляховский В.С. Оценка банком кредитоспособности заемщика // Деньги и кредит. - 2011. - № 4. - с. 30-34.
28. Ковтун Р.С. Особенности потребительского кредитования в зарубежной практике. Демография - общество – человек в условиях формирования новой экономики / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2009.- С. 22.
29. Ковтун Р.С. Теоретические основы и экономическая сущность потребительского кредитования. Известия УрГЭУ. Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.экон.ун-та, 2011.-№1. С. 34 -36
30. Ковтун Р.С. Теоретическое обоснование потребительского кредитования. Конкурентоспособность территорий и предприятий в формирующейся новой экономике/ Материалы ΧΙ Всероссийского форума молодых ученых.- Екатеринбург: Изд-во Урал.гос. экон.ун-та, 2010.- 345 с.
31. Кокин А.С. Оценка лимита риска при кредитовании банками промышленных предприятий с учетом отраслевых и региональных особенностей:/ А.С. Кокин, К.Г. Шумкова. - Нижний Новгород: НИСОЦ, 2002. – 365 с.
32. Кулик В. Будут ли расти ставки по кредитам? // Банковское обозрение. – 2010. - № 3. – с. 12.
33. Кушуев А.А. Показатели платежеспособности и ликвидности в оценке кредитоспособности заемщика // Деньги и кредит. - 2009 - № 12 - с. 52-66.
34. Лаврушин О.И. Банковское дело. Современная система кредитования. – М.: КноРус, 2015. – 453 с.
35. Мирошниченко А. Развитие кредитования - это и экономический рост, и подавление инфляции//Банковское обозрение. – 2010. - № 4. – с. 8.
36. Немировская, Е.А. Проблемы и перспективы кредитования населения в банковской практике России / Е.А. Немировская // Волгоградский кооперативный вестник Волгоградского кооперативного института (филиала) АНО ВПО ЦС РФ РУК. Научно-теоретический журнал – г. Волгоград Изд-во «Волгоградское научное издательство». – 2009. – № 1.
37. Немировская, Е.А. Эффективность потребительского кредитования в российской банковской практике / Е.А. Немировская // Российское предпринимательство. – Москва: ООО Издательство «Креативная экономика». - 2009. - №9(1).
38. Ольшаный А.И., Банковское кредитование – М.: Финансы и статистика, 2010. – 654 с.
39. Панова Г. С. Автореферат дисс. … докт. экон. наук. – М., 2016. – 473 с.
40. Пашков А.И. Оценка качества кредитного портфеля / А.И. Пашков // Деньги и кредит.- 2012. -№ 5.- С. 29.
41. Печникова А.В. Банковские операции. – М.: Форум-Инфра, 2010. – 347 с.
42. Реструктуризация в сфере кредитов малого бизнеса, Бажан А.И.// Деньги и кредит.- 2010.- №4.- С. 22-27.
43. Сагитдинов М.Ш., Калимулина Ф.Ф. К вопросу об анализе деятельности коммерческого банка // Банковское дело. – 2009. - № 10. - с. 15-24.
44. Скогорева А. Информация в борьбе с кредитным риском. – Банковское обозрение. – 2009. - № 6. – с. 11.
45. Смирнов Е.Е. Предложены очередные новации в банковское законодательство // Банковское кредитование. – 2014 . - № 2. – с. 14-18.
46. Современный финансово-кредитный словарь /под общей ред. Лапусты М. Никольского П . М.: ИНФРА-М, 2010. –618 с.
47. Стребков Д. Основные типы и факторы кредитного поведения населения в современной России // Вопросы экономики. - 2010. - №2. - С. 28 – 29.
48. Тавасиев А.М. Банковское дело. – М.: Юнити, 2016. – 723 с.
49. Тавасиев А.М. Банковское дело. Базовые операции для клиентов. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 155 с.
50. Тавасиев А.М. Банковское дело. Дополнительные операции для клиентов. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 155 с.
51. Тавасиев А.М., Бычков В.П., Москвин В.А. Банковское дело: базовые операции для клиентов: Учебное пособие / Под ред. А.М. Тавасиева.- М.: Финансы и статистика, 2017.- 136 с.
52. Тарасова Н. Залог как способ возвратности кредитов // Банковское дело в Москве. - 2010.- № 6. - С. 38-39.
53. Финансовое право: Учебник /Под ред. Горбуновой О.Н. – М., 2010. - 29 с.
54. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 365 с.
55. Халевинская Е.Д. Банковские кредиты // Аудит и финансовый анализ. – 2010. - № 4. - с. 20-25.
56. Хандруев А.А. Управление рисками банков: научно-практический аспект // Деньги и кредит. – 2017. - № 6. - с. 17-21.
57. Химичева Н.И, Покачалова Е.В. Финансовое право: учебник. – М., 2010. – 378 с.
58. Шеремет А.Д. Финансовый анализ в коммерческом банке. М.: Финансы и статистика, 2014. - 256 с.