ВВЕДЕНИЕ
Возникновение философии софистов ознаменовало начало нового – гуманистического - этапа в истории античной философии. Софисты сыграли значительную роль в развитии техники философской дискуссии, искусства логической аргументации. Они создали школы красноречия, эристику — искусство спора. Они впервые заменили проблему сущности бытия проблемой смысла и значения бытия для человека. Подчёркивая изменчивость как главное свойство реальности, они учили, что смысл всякого существования постигается через его отношение к другому существованию, и всякая истина относительна. Тезис Протагора (V в. до н. э.) о том, что «Человек — мера всех вещей» содержит идею об относительности человеческих знаний и ценностей.
Оппонентом софистов был Сократ, живший в V веке до н.э. Сократ стремился доказать объективность, общезначимость и необходимость истинного знания, нравственных и эстетических ценностей. Хотя стремление к самопознанию было свойственно ранней греческой философии, лишь Сократ сделал формулу мудрости «Познай самого себя» главным принципом своего учения. Для Сократа смысл человеческой жизни заключается в самопознании. Метод Сократа — идеалистическая диалектика понятий, искусство раскрывать противоречия во взглядах собеседника путем столкновения точек зрения.
Несколько школ греческой философии признавали Сократа своим родоначальником. К сократическим школам относят мегарскую (Эвклид, Стилпон, Диодор Крон), элидо-эритрейскую (Федон, Менедем), киническую (Антисфен из Афин и Диоген Синопский) и киренскую (Аристипп). В учениях этих школ обсуждались принципы правильной жизни, представления о счастье и средствах его достижения. Эвклид показал неприменимость положений рассудочной логики в парадоксальных ситуациях. Диоген из Синопа считал, что путь, ведущий к свободе и добродетели — аскеза, победа над страстями, совершенствование души. Главными добродетелями он считал самодостаточность и безразличие ко всему.
Эти философы углубляют критическое отношение ко всему, что для человека выступает как непосредственно данное, как предмет подражания или веры. В центре их внимания оказались человек и его психология: искусство убеждать требовало знания механизмов, управляющих жизнью сознания. Проблемы познания при этом выходили на первый план..
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Горбачев В. Г., Чиненов М. В., Касьянов В. В., Мамедов А. А., Кузнецов В. Н., Бессонов Б. Н., Алексеев П. В., Кулик С. П. и др.
Целью данной работы является изучение философии человека софистов и Сократа, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть софистов и софистику;
- Исследовать характеристику философии Сократа;
- Проанализировать человека в философии софистов и Сократа.
Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы.