Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует в различных группах и организациях. Каждого человека, таким образом, характеризует статусный набор (термин ввел Р. Мертон). Статусный набор - совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.
Ежедневно мы общаемся и взаимодействуем с различными людьми и социальными группами (семья, трудовой коллектив и др.). Трудно себе представить одинаковое взаимодействие в разных социальных группах и с разными людьми, конечно, мы ведем себя по-разному, так как при разных взаимодействиях наше положение зависит от взаимоотношений с другими, мы отбираем варианты поведения, овладевая в той или иной мере требуемыми качествами.
Каждый человек, включаясь в систему социальных взаимодействий, должен выполнять определенные социальные функции: педагог - преподавать, студент - учиться, предприниматель - организовывать производство и управлять им и т.д.
Для выполнения конкретных функций в ходе социальных взаимодействий на человека налагаются определенные (функциональные) обязанности; вместе с тем человек наделяется определенными правами, привилегиями, властными полномочиями. Человек, выполняя ту или иную функцию, в рамках системы взаимодействий занимает (или претендует на) определенную социальную позицию - эта позиция называется социальным статусом.
Актуальность темы в том, что социальный статус, обеспечивая определенные права и возможности и ко многому обязывает. С помощью статусов упорядочиваются, регламентируются отношения между людьми. Социальные статусы отражаются как во внешнем поведении и облике - одежде, жаргоне, манерах, так и во внутренней позиции личности - установках, ценностных ориентациях, мотивах. Каждый статус требует и дает людям возможность достижения социальных ожиданий людей из их модификации, если не создает условий реализации данных ожиданий. В этом смысле прав известный польский социолог Ф. Знанецкий (1882-1958), который полагал, что социолог должен брать человеческого индивида не только так, как он "действительно есть" органически и психологически, но как он "сделан" другими и самим собой в их и его собственном опыте социальной жизни.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Безрукова В.С., Бордовская Н.В., Бороздина Г.В., Воронов В.В., Вульфов Б.З., Голованова Н.Ф. и др.
Целью данной работы является изучение социальных условий развития личности, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть особенности социальных условий развития и формирования личности;
- Исследовать понятие и содержание социального статуса;
- Проанализировать значение социальной роли в развитии личности.
Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения и списка используемой литературы.