Образование сегодня все более становится тем институтом, через который транслируются и воплощаются в жизнь базовые ценности общества. В настоящее время мы наблюдаем стремительные перемены в различных сферах жизни общества. Это не может не отразиться на поведении, жизненных ориентирах и внутреннем мире современного человека. Пришло время смены педагогических ориентиров, содержания и технологий учебного процесса. Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
Актуальность темы.
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия.
Сегодня каждый учитель понимает важность переноса с воспроизведения готовых знаний на обучение школьников приёмам и методам самостоятельного поиска знаний, формирование их интеллектуальных, коммуникативных, оценочных умений. Но, к сожалению, многие педагоги испытывают затруднения в поиске приемов и методов, способствующих формированию ключевых компетенций.
Описанные в данной работе приёмы и методы разработаны как зарубежными, так и отечественными методистами, педагогами. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования.
Современное информационное общество требует от педагогов подготовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно меняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, т.е. важны не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Именно поэтому перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
В реферате представлены как хорошо известные многим учителям, так и новые, малоизвестные педагогические методы учебной деятельности, используемые на уроках истории и обществознания.