Введение.
Глава 1. Федеральные органы исполнительной власти.
1.1. Понятие, признаки, состав и порядок формирования органы исполнительной власти.
1.2. Направления деятельности органов исполнительной власти.
Глава 2. Органы исполнительной власти субъектов РФ.
2.1. Состав, структура и порядок формирования исполнительной власти субъектов РФ.
2.2. Направления деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ.
Глава 3. Проблемы взаимодействия, существующие в системе органов исполнительной власти.
Заключение.
Литература.
Исполнительная власть - эта особая тема, которая нуждается в серьезных исследованиях в рамках теории конституционного права современного государства. Однако, сегодня государство существует таким, каким оно сложилось, и оно обязано отвечать на зов общества, выполнять функции, без которых нарушается ход событий и нарастает угроза безопасности для общества. Этим и объясняется необходимость современного анализа состояния исполнительной власти в России и поиска путей решения «вечно новых проблем» в ее устройстве.
Исполнительная власть впервые была законодательно закреплена как самостоятельная ветвь государственной власти в ст.10, 11 и 110 Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г.
Реальные характеристики исполнительной власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в сфере организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти РФ.
Предмет исследования – органы исполнительной власти в РФ.
Цель курсовой работы – исследование компетенции, порядка формирования и направлений деятельности исполнительной власти в РФ.
В данной работе ставятся следующие задачи:
1) раскрыть понятие, состав, порядок формирования и основные направления деятельности Федеральных органов исполнительной власти;
2) рассмотреть состав, порядок формирования и направления деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ;
3) исследованы проблемы взаимодействия, существующие в системе органов исполнительной власти.
Методологическую основу работы составили методы правового, логического, исторического и системного анализа.
Нормативными источниками по данной теме являются: Конституция РФ[1], Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Указ Президента РФ «О системе федеральных органов исполнительной власти» и иные нормативные источники, регулирующие деятельности исполнительной власти в РФ.
Теоретическая база работы состоит из научных трудов таких авторов как Бахрах Д.Н., Бачило И.Л., Володин В.В., Гошуляк В.В, Домин Б.П., Зимин В.А., Игнатюк Н.А., Елисеев Б.П., Калинина Л.А., Ноздрев А.Ф., Полянский И.А., Чаптыков М.В. и других.
Вся совокупность источников и литературы в целом позволяет раскрыть компетенцию, направления деятельности, порядок формирования и проблемы развития исполнительной власти в РФ.
Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1. Федеральные органы исполнительной власти
1.1. Понятие, признаки, состав и порядок формирования органы исполнительной власти
В системе субъектов конституционного права основными можно назвать гражданина и исполнительный орган государственной власти. Во внутриаппаратных административно-правовых отношениях участвуют либо органы, либо их структурные подразделения, должностные лица. А внеаппаратные административно-правовые отношения возникают между исполнительными органами (их структурными подразделениями, должностными лицами), с одной стороны, и гражданами (в том числе c их разновидностями - студентами, военнослужащими, лицензиатами и др., частными организациями - с другой.
После принятия Конституции РФ очень многое изменилось в положении субъектов, которых прежде называли органами государственного управления, исполнительно-распорядительными органами. Во-первых, Конституция РФ называет их органами исполнительной власти. Во-вторых, они теперь организационно не подчиняются представительным органам, а в силу принципа разделения властей подчиняются исполнительным органам и исполняют их законы и иные нормативные акты. В-третьих, публичные органы исполнительной власти четко разделились на государственные и муниципальные. Образовались две самостоятельные подсистемы на базе действовавшей ранее единой системы государственных исполнительно-распорядительных органов. В-четвертых, снизилась роль коллегиальности в исполнении законов. Кроме того, сейчас нет союзных органов, развиваются федеративные начала, избираются главы субъектов РФ, и произошло много других изменений в положении, структуре, компетенции, формах и методах деятельности публичной администрации вообще и государственной администрации в частности.
Раскрывая особенности исполнительных органов (государственной власти), Ю.А. Тихомиров пишет: "2. Исполнительный орган обладает своим статусом.4. Наделен компетенцией. 5. Является подзаконным. 7. Является структурно организованным, в нем есть штатное расписание"[2]. Из семи названных автором признаков четыре не связаны с видовыми особенностями.
В числе выделенных признаков исполнительных органов Ю.М. Козлов называет: "2. Исполнительные органы представляют составную часть государственного аппарата. 3. Являются носителями государственно-властных полномочий. 4. Представляют собой разновидность государственных организаций. 5. Представляют собой определенные трудовые коллективы. 7. Представляют их должностные лица. 8. Имеют территориальный масштаб деятельности. 9. Образование, реорганизация и ликвидация исполнительных органов осуществляются в порядке, установленном законодательством"[3].
Названные выше признаки не раскрывают видовых особенностей, поэтому Ю.М. Козлов и не включил их в определение: "Орган исполнительной власти - структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь (исполнение) законов в процессе руководства (регулирования) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества"[4]. В этом определении только один признак (проведение в жизнь (исполнение) законов) отражает видовую особенность предмета исследования, а все остальные свойственны и другим органам государственной власти.
Б.П. Елисеев предложил такое определение: "Орган исполнительной власти: 1) составная часть механизма (системы) исполнительной власти; 2) действует в сфере исполнительной власти; 3) осуществляет деятельность исполнительного и распорядительного характера; 4) выступает по поручению и от имени государства; 5) обладает собственной компетенцией; 6) имеет свою структуру; 7) применяет присущие ему формы и методы деятельности"[5]. Очевидно, что 4-7-й признаки присущи любой государственной организации, а первые три не раскрывают всех существенных особенностей исполнительного органа государственной власти.
Краткий анализ точек зрения ведущих представителей современной науки позволяет сделать вывод, что наука еще не выработала единого понятия исполнительного органа государственной власти, адекватного современным реалиям. А такое научно обоснованное понятие необходимо практическим работникам, решающим организационные вопросы создания органов, наделения их компетенцией. В нем нуждаются и те, кто изучает административное право, и те, кто реализует его положения.
Исполнительный орган государственной власти - особый вид органов государства. Он обладает всеми признаками госоргана:
- организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата;
- выполняющий государственные функции;
- наделенный собственной компетенцией, государственно-властными полномочиями в отношении других организаций, граждан;
- выступающий в правоотношениях от своего имени;
- его образование, структура, цели и формы деятельности регулируются правом.
[1] Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237
[2] Бахрах Д.Н. Исполнительный орган государственной власти (понятие, правовой статус) // История становления и современное состояние исполнительной власти в России. - М., 2003. - С. 27.
[3] Там же. - С. 28.
[4] Там же.
[5] Там же.