Введение
Глава 1. Общие положения о процессуальной дееспособности лица
1.1. Общая характеристика особого производства.
1.2. Процессуальная правоспособность и дееспособность физического лица
Глава 2. Вопросы ограничения дееспособности
2.1. Признание лица ограниченно дееспособным
2.2. Признание несовершеннолетнего ограничено дееспособным
Глава 3. Признание лица недееспособным
Заключение
В порядке гражданского судопроизводства защита нарушенных прав и законных интересов осуществляется преимущественно по правилам искового производства, производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, путем разрешения спора о праве. Вместе с тем иногда возникает необходимость в защите субъективных прав и интересов при отсутствии спора. В порядке особого производства заинтересованное лицо имеет возможность установить юридические факты, которые могут служить основанием для осуществления его субъективных прав. Целью особого производства является не разрешение спора о праве, а устранение имеющейся неопределенности в отношении самого разнообразного круга обстоятельств, действий или событий.
В процессуальной литературе чаще всего отмечается, что характерной чертой всех рассматриваемых в порядке особого производства дел является их бесспорный характер. В целом эта идея проводится и в действующем законодательстве, которое исходит из того, что в том случае, если при рассмотрении дела особого производства возникает подведомственный суду спор о праве, суд оставляет заявление без рассмотрения и разъясняет заинтересованным лицам об их праве предъявить иск на общих основаниях. Таким образом, в особом производстве не разрешается материально-правовой спор, а могут устанавливаться факты, имеющие юридическое значение.
Рассмотрение судом дел особого производства связано не с осуществлением правосудия по гражданским делам, а с осуществлением, так сказать, «судебного управления» в случаях, когда законодатель возлагает на суд несвойственную ему функцию установления тех или иных обстоятельств без разрешения спора о праве. При этом законодатель исходит из целесообразности такого решения вопроса, возлагая установление юридических фактов на судью (суд), который имеет особый правовой статус субъекта судебной власти, и распространяя на процедуру этих дел форму гражданского процесса. С точки зрения юридической природы особое производство выступает как уникальное явление правовой регламентации установления юридических фактов судом и является суррогатом судебного процесса, поскольку это деятельность суда по своему содержанию не имеет правосудного характера.
Права и свободы человека и гражданина защищаются судами. Во всех тех случаях, когда применение правовых норм влечет за собой применение санкций или ведет к ограничению или лишению определенных субъективных прав, наиболее эффективным, как справедливо считают ученые-юристы, является использование методов правосудия. Так, исключительно судебный порядок установлен для случаев ограничения или лишения дееспособности гражданина, т. е. способности лично, своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности. Судебные гарантии от необоснованного ограничения правоспособности и дееспособности граждан являются одним из важнейших элементов конституционного права на неприкосновенность личности. Представляется вполне обоснованным широкое толкование конституционного права на неприкосновенность личности, которое гарантирует не только телесную, нравственную и социальную, но и правовую неприкосновенность личности.
Исследуемое в настоящей работе судопроизводство по делам о признании гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным является одним из установленных законом гражданско-процессуальных средств обеспечения государством возможности личности свободно располагать собой, защиты ее индивидуальной свободы, чести, и достоинства от незаконных посягательств со стороны кого бы то ни было. Целью данной работы является рассмотрение порядка процедур признания физического лица недееспособным или ограничено дееспособным, особенностей, присущих им, а также сопоставление норм гражданского законодательства с практикой её применения.
Установление правила об ограничении дееспособности граждан, так же, как и введение судебного порядка признания душевнобольных граждан недееспособными, означает именно усиление защиты прав граждан, усиление гарантий реального осуществления предоставленных им прав. Установление в законодательстве нормы о судебном порядке ограничения дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напиткам, наркотическими или токсичными веществами, явилось объективной необходимостью. государство всемерно способствует развитию свободы личности.
Неограниченной свободы поведения субъекта не существует. Путь к демократии и правому государству лежит не через ослабление, а через усиление ответственности личности перед обществом. Использование гражданином прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других лиц. При таких обстоятельствах устанавливаемые государством ограничения в правах с применением в необходимых случаях принуждения объективно необходимы, являются конкретным проявлением заботы общества о свободе каждого его члена. Примером подобного рода ограничений в правах лиц, удовлетворяющих свои желания и необузданные прихоти в ущерб другим, в ущерб обществу, и является установление в гражданском законодательстве нормы об ограничении дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками, наркотическими средствами, токсичными веществами и т.п. и ставящих тем самым себя и свою семью в тяжелое материальное положение. Ближайшей социальной целью является защита имущественных интересов семьи от неправомерного поведения одного из ее членов.
- Общие положения о процессуальной дееспособности лица
1.1. Общая характеристика особого производства
Особое производство - это вид неискового гражданского судопроизводства, в порядке которого рассматриваются гражданские дела о подтверждении наличия или отсутствия юридических фактов, имеющих значение для охраны прав и интересов лица или создания условий осуществления им личных неимущественных или имущественных прав либо подтверждения или отсутствия неоспариваемых прав. В данном судопроизводстве рассматриваются гражданские дела, по которым необходимо в судебном порядке подтвердить наличие или отсутствие юридических фактов или обстоятельств, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан.
Поскольку в особом производстве отсутствует спор о праве, то по делам данного вида судопроизводства нет и сторон (истца, ответчика), третьих лиц. Дело возбуждается заявителем, в рассмотрении дела могут участвовать заинтересованные лица. В связи с этим в особом производстве в меньшей степени проявляется принцип состязательности. Принцип диспозитивности действует также не в полной мере, поскольку в особом производстве не применяются нормы искового производства о мировом соглашении, признании иска, увеличении или уменьшении размера исковых требований, обеспечении иска.
В особом производстве материальное правоотношение не может быть предметом судебного рассмотрения. Суд устанавливает только определенные обстоятельства, с которыми норма права связывает возникновение, изменение или прекращение у заинтересованных лиц прав и обязанностей, а также в ряде случаев подтверждает субъективные права, которые никто не оспаривает, но их наличие или отсутствие нужно проверить в судебном порядке. Охраняемые в особом производстве интересы и некоторые субъективные права, находящиеся в бесспорном состоянии, являются весьма разнообразными. В связи с этим различен характер дел особого производства и задачи суда по ним. Этим и объясняются различные процессуальные правила, устанавливаемые для каждой из категорий дел особого производства.
Одной из категорий дел, рассматриваемой судом в порядке данного производства, являются дела об ограничении гражданской дееспособности физического лица или признании его недееспособным. Законодатель высказал свое мнение, утвердив в ГПК, что данная категория дел должна рассматриваться в порядке особого производства, хотя некоторые авторы считают целесообразным отнесение этой категории дел к исковому производству, потому как, по их мнению, содержанием этих дел является спор о правовом положении гражданина и предусматривается наличие двух сторон с противоположными юридическими интересами. Однако автором этой концепции не рассмотрены другие аспекты ограничения таких лиц в дееспособности или признание их недействительными. Ведь невозможен какой-либо спор с лицом, которое не способно осознавать свои действия.
В делах о признании гражданина недееспособным законодатель выходить из презумпции, что обращения заявителей небезосновательны, таким образом, в таком случае человек болен, поэтому его нельзя признавать стороной в деле, хотя фактически такое лицо утратит дееспособность лишь после вступления в законную силу решения суда. Но больной человек, который неспособен понимать значение своих действий, из гуманистических принципов также лишен прав и обязанностей по ГК, а процессуальные представители без того комплекса прав, которые имеет лично доверитель, не могут быть стороной в том объеме, которым наделят ГПК это лицо. Если формально и предоставить права лицу, дело, об ограничении которого рассматривается в суде, быть стороной, то после вынесения решения об ограничении его в дееспособности возникнет вопрос о том, что решение необходимо отменить, так как участие в деле принимало недееспособное лицо. Даже соглашение о представительстве интересов такого лица в суде невозможно считать действительным, если оно было составлено заранее.