Введение.
- Место бюджета затрат на оплату труда в общей системе бюджетирования.
1.1. Основные принципы формирования бюджетной системы предприятия.
1.2. Организация бюджетных процессов на предприятиях торговли.
1.3. Характеристика бюджета затрат на оплату труда.
- Практические аспекты составления бюджета затрат на оплату труда в ЗАО «-».
2.1. Организационная характеристика ЗАО «-».
2.2. Система оплаты труда в ЗАО «-».
2.3. Бюджет затрат на оплату труда в системе бюджетирования ЗАО «-».
Заключение.
Список литературы.
Приложения
Обеспечение устойчивого положения организации на рынке в большой степени зависит от наличия эффективной системы управления. При этом стратегия организации должна вырабатываться на основе прогнозов состояния рынков выпускаемой продукции, анализа сильных и слабых его сторон. Реализация такой стратегии организации в большой степени зависит от созданного на предприятии механизма бюджетирования.
Экономически эффективная деятельность организации возможна тогда, когда она имеет четко заданные параметры затрат и результатов. Бюджетирование - это процесс определения таких параметров. Когда параметры заданы, необходим учет и контроль их исполнения, составляющий основу управленческого учета и анализа.
Бюджетирование - это более широкое понятие, чем планирование. Оно является интегрированной системой, обобщающей данные планирования, учета и контроля не только доходов и расходов, но и формирующих их процессов и величин. То есть бюджетирование включает в себя планирование (составление бизнес плана (производственно-финансового плана) по сегментам организации), учет (фактические данные) и контроль (на основе сопоставления плановых и фактических показателей).
Одним из бюджетов, которые входят в состав системы бюджетирования является бюджет затрат на оплату труда. Данный бюджет является основой для расчета плановой себестоимости и учитывается при формировании бюджета доходов и расходов предприятия.
Цель данной работы – изучить особенности составления бюджета затрат на оплату труда на примере торгового предприятия.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть основные принципы формирования системы бюджетирования на предприятии;
- охарактеризовать особенности бюджетного процесса на предприятиях торговли;
- проанализировать порядок составления бюджета затрат на оплату труда;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятию, выбранному в качестве объекта практического исследования;
- рассмотреть систему организации оплаты труда работников предприятия;
- охарактеризовать порядок составления бюджета затрат на предприятии.
Объектом исследования является Закрытое Акционерное Общество «-», основной вид деятельности которого - оптовая и розничная торговля товарами народного потребления.
Предметом исследования – процесс составления и исполнения бюджета затрат на оплату труда на предприятии, основная деятельность которого - торговля.
1. Место бюджета затрат на оплату труда в общей системе бюджетирования
1.1. Основные принципы формирования бюджетной системы предприятия
Прежде чем рассматривать принципы формирования бюджетной системы предприятия, дадим определение понятию «бюджет».
Наиболее часто в литературе встречаются следующие определения:
- Бюджет представляет собой финансовый документ, созданный для выполнения предполагаемых действий. Это прогноз будущих финансовых операций.[1]
- Бюджет - это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны б понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.[2]
- Бюджет - это план на определенный период в количественных (обычно денежных) показателях, составленный с целью эффективного достижения стратегических ориентиров.[3]
Использование бюджета создает для организации следующие преимущества.
- Планирование, как стратегическое, так и тактическое, помогает контролировать производственную ситуацию.
- Бюджет, будучи составной частью управленческого контроля, создает объективную основу оценки результатов деятельности организации в целом и ее подразделений.
- Бюджет как средство координации работы различных подразделений организации побуждает управляющих отдельных звеньев строить свою деятельность с учетом интересов организации в целом.
- Бюджет - основа для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителей: работа менеджеров оценивается по отчетам о выполнении бюджета; сравнение фактически достигнутых результатов с данными бюджета указывает области, куда следует направить внимание и действия. С помощью бюджета проводится анализ отклонений.
Отличительными особенностями бюджета как инструмента планирования на уровне предприятия являются:
- «сквозной» характер. Сводный бюджет компании охватывает все сегменты бизнеса и включает в себя в качестве составных частей операционный план (показатели по текущим хозяйственным операциям), финансовый план (величину и структуру финансовых поступлений и расходов), инвестиционный план (капитальное строительство и закупка основных средств).
- директивность. Проект бюджета на текущий период утверждается приказом высшего руководства предприятия. Показатели утвержденного бюджета являются обязательными для исполнения менеджерами и сотрудниками всех структурных подразделений компании. На основе исполнения бюджетных показателей производится премирование за прошедший период, аттестация персонала и руководителей среднего звена, делаются оргвыводы о работе подразделений и менеджеров и т.д.
- формализация (представление в виде набора цифр). Бюджет предприятия может и не включать в себя детальные планы деятельности отдельных подразделений и служб - способы достижения конечных результатов могут быть отданы «на откуп» руководителю данного подразделения. Однако бюджет в обязательном порядке содержит количественно выраженный целевой (планируемый) результат деятельности подразделения. Формализация при составлении бюджета необходима для действенного контроля за текущим исполнением бюджета и оценки выполнения бюджета по окончании бюджетного периода. Бюджет компании, как и любой план, должен быть четким и не допускать двусмысленных толкований, а это достигается за счет его представления в виде количественных показателей.
- регулярность. Бюджет предприятия принимается на каждый период времени, который приказом высшего руководителя утвержден в качестве бюджетного периода. Регулярность является обязательным условием эффективности бюджетного планирования, так как обеспечивает непрерывность планового процесса на предприятии. Бюджет каждого последующего периода разрабатывается по итогам и на основе план-факт-анализа исполнения бюджета закончившегося периода.[4]
Основные принципы бюджетирования:
- Бюджет составляется сроком на 1 календарный год с внутренним делением по месяцам.
- Бюджет строится на основании плановых величин ключевых показателей деятельности Компании, утвержденных Советом Директоров, и состоит из Главного бюджета и бюджетов по центрам финансовой ответственности.
- Система ключевых показателей, Главный бюджет, Бюджеты по центрам финансовой ответственности включают в себя как монетарные, так и немонетарные величины.
[1] Михайлов А. Основные принципы формирования бюджетной системы предприятия // Финансовая газета. - 2001. - №5.
[2] Управление финансами (Финансы предприятия) / Под ред. Володиной. – М.: ИНФРА-М., 2006. – С. 467.
[3] Солнцев И.В. Общая схема постановки бюджетирования на предприятии // Финансовый менеджмент. – 2003. - №3.
[4] Кондратова И.Г. Бюджетирование как инструмент финансового планирования // Экономический анализ: теория и практика. – 2007. - №4(85).