Модернизация экономической системы в условиях рыночных отношений приводит к переносу активности в сферу торговли, которая становится главным центром экономической деятельности. В этой сфере создаются все необходимые для общества продукты и предоставляются разнообразные услуги. Основные задачи здесь связаны с эффективным использованием ресурсов, применением современного оборудования и технологий. Стремление компаний к снижению затрат на производство и реализацию товаров стимулирует разработку бизнес-планов, применение маркетинговых стратегий и внедрение эффективных схем управления. Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет только тот, кто наиболее грамотно и грамотно определяет требования рынка, создает и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечивает высокий доход высококвалифицированным работникам.
Переход к рыночным отношениям выдвигает новые требования к участникам рынка, заставляет производить и продавать только то, что пользуется определенным потребительским спросом. Предприятия все больше начинают ориентироваться на рынок, оценивая основные направления хозяйственной деятельности по величине конечной прибыли, которая напрямую зависит от знания рынка, умения прогнозировать конечные результаты. Пренебрежение законами рынка приводит предпринимателя к финансовому краху, и, наоборот, тот, кто умеет своевременно прогнозировать перспективы развития рынка и адекватно на них реагировать, обеспечивает высокую эффективность хозяйственной деятельности.
Изучение потребительского спроса на рынке в настоящее время становится приоритетной задачей функционирования предприятия. Постоянный контроль спроса и возможность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную деятельность предприятия. Сейчас для любой компании важнее даже не производить какую-либо продукцию, а продавать ее, находить определенную нишу на рынке для своего продукта. Поэтому на первые роли сейчас выходят многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся маркетингом и реализацией продукции. И они хорошо знают, что такое спрос и как он меняется со временем. «Клиент всегда прав» — этот принцип, взятый на вооружение многими ведущими производителями, еще раз доказывает первостепенное значение такого экономического понятия, как потребительский спрос.
Этим и объясняется актуальность темы работы.
Исходя из актуальности изучения потребительского спроса, определяется цель написания курсовой работы, которая заключается в изучении и анализе потребительского спроса и его прогнозировании в торговле.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
- Изучить природу и содержание экономического спроса.
- Проанализировать проводить анализ потребительского спроса.
- Провести анализ потребительского спроса в торговле в РФ.
- Прогноз потребительского спроса в торговле в РФ.
При написании курсовой работы использовались системные и целенаправленные подходы и методы описания, анализа и представления результатов.
Работа основана на официальных источниках, учебной и научной литературе.