Перед любым предприятием, работающим в условиях российского рынка, стоит лишь одна по – настоящему серьезная проблема – это проблема его выживания, обеспеченности непрерывности развития. Различные предприятия решают ее разными способами, в зависимости от складывающихся условий и обстоятельств, но в основе ее решения лежит сложная, кропотливая и трудоемкая работа по созданию и реализации конкурентных преимуществ. Сущность этой концепции заключается в поиске ответа на вопрос: «Каким должно быть предприятие и как им следует управлять в условиях динамичности, изменчивости и неопределенности внешней среды?»
Глобализация бизнеса, быстрые изменения потребительского спроса, сокращение жизненного цикла товаров, возрастание требований работников к условиям труда и качеству жизни вынуждают предприятие создавать такую структуру и систему управления предприятием, которая бы поддерживала равновесие между средой, характером и результатом деятельности предприятия.
Тема проекта – анализ и развитие организационной структуры управления предприятием (на примере МП «-»). Эта проблема выбрана не случайно. В современных условиях важнейшими целями существования любой организации являются непрерывность (непрекращение) деятельности и поступательное развитие для получения экономической выгоды или коммерческого эффекта. Принимая это как «образ действий, обуславливающий определенную и устойчивую линию поведения организации на достаточно продолжительном интервале, организация должна представлять собой хорошо функционирующую бизнес-систему с рациональной структурой.
Задачей проводимого исследования является проведение анализа имеющейся организационной структуры МП «-» и выработка рекомендаций по ее совершенствованию. Цель проводимого исследования является – разработка организационной структуры управления организацией, которая позволит, работая в условиях жесткой конкуренции и быстро меняющейся ситуации приспосабливаться к постоянно изменяющейся внешней среде, приобретая новые и трансформируя имеющиеся качества, наращивая свои возможности по выработке и реализации адекватных ситуационных решений.
Обширный опыт зарубежных и российских предприятий доказывает, что недооценка правильного проектирования оргструктуры предприятия в условиях рынка, его игнорирование или некомпетентное осуществление приводят к огромным экономическим потерям. На Западе существует глубокая исследовательская традиция в области, которую принято называть change management – управление организационными изменениями. Развитие данной теории предлагало рассматривать организационные изменения в рамках подхода, получившего название организационное развитие (organization development). При всем разнообразии определений, которые давались этому методу, его суть можно сформулировать как целенаправленное фундаментальное изменение организационной структуры с целью адаптации организации к меняющимся условиям внешней среды [10, с.10].
Из вышесказанного можно сделать вывод, насколько актуальны исследования организационной структуры предприятия. В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективное развитие предприятия, не аккумулировать постоянно информацию о собственных перспективах и возможностях и не иметь эффективного аппарата для осуществления намеченных целей.
К 1993 году в народном хозяйстве России насчитывалось более 4% населения, занятого предпринимательской деятельностью. Появилось понятие «малый и средний бизнес», а соответственно управляющие компаниями и других коммерческих организаций. Предпринимательство получило право на жизнь и, несомненно, будет развиваться и впредь.
Конечно, предприниматель как собственник может и сам заниматься вопросами управления. В этом случае предприниматель (бизнесмен) и менеджер объединяются в одном лице. Это характерно в основном для малого бизнеса. Но с возрастанием масштаба производства и реализации продукции собственного труда для эффективного ведения бизнеса предпринимателя недостаточно. Каждая из функциональных областей работы предприятия (снабжение, производство, сбыт и т.д.) становится самостоятельным направлением, т.е. происходит распределение функций на производственные и управленческие, что требует профессионального управления и управляющего.
Рыночные отношения предполагают определенный подход к управлению и формированию организационных структур возникающих в коммерческих и хозяйственных организациях. Основными факторами, определяющими формирование организационных структур, являются:
- более демократические методы работы;
- новые взаимоотношения «руководитель- подчиненный»;
- следование жестким правилам рынка, конкуренции, частного интереса;
- учет стремления людей извлечь наибольшую выгоду от предпринятого дела.
Глава 1 Понятие и принципы построения управленческих структур
1.1 Содержание и элементы организационной структуры
Организационная структура управления определяет субординацию и координацию производственных подразделений и управленческих служб организации.
Организационная структура (оргструктура) представляет собой сочетание отдельных звеньев в их взаимосвязи и соподчиненности, выполняющих различные функции управления организаций, и характеризует собой один из базовых элементов системы управления [26, с.110].
Звено аппарата управления - это структурное подразделение, выполняющее определенную функцию по осуществлению процесса управления [26, с.110].
Ступень представляет собой совокупность звеньев управления на одном иерархическом уровне управления [6, с.111].
Количество звеньев и ступеней и аппарате управления организации определяется следующими факторами: производственной структурой; характером, номенклатурой и объемом выпускаемой продукции (оказываемых услуг); численностью работников; уровнем механизации и автоматизации (компьютеризации) труда менеджеров и специалистов; сложностью технологического процесса производства; уровнем специализации производства и степенью развития кооперирования.