Введение.
Глава 1. Теоретический обзор методов изучения организационной культуры.
1.1. Понятие организационной культуры в психологии.
1.2. Особенности организационной культуры в медицинских учреждениях.
1.3. Методы изучения организационной культуры.
Глава 2. Эмпирическое изучение организационной культуры на примере хирургического отделения муниципального ЛПУ.
2.1. Обзор методов использованных для изучения организационной культуры
2.2. Результаты исследования организационной культуры на примере хирургического отделения Волгоградского ЛПУ.
Заключение.
Список литературы:
Выражение «культура» в отношении организаций со временем стало обозначать доминирующую систему ожиданий и ценностей членов организации. Пожалуй, организационную культуру необходимо рассматривать как две стороны одной медали, одной стороной которой служат разделяемые ценности и нормы поведения, а на другой – ожидания. На поверхности лежит явная культура, проявлением которой служит характер управления. Под поверхностью скрыта безусловная культура, которая хранит в себе мнение руководства и персонала в отношении того, что действительно важно. Безусловная культура, вероятно, более четко отражает реальность. [5]
Организационная культура – это специфическое для данной организации ценности, отношения, нормы поведения, установки, традиции, ритуалы. Она определяет типичный для членов организации подход к решению проблем.
Организации являются объектом изучения различных наук: антропологии и социологии, экономики и менеджмента. Особое место в этом вопросе отводится психологии. В рамках этой науки изучением организаций занимается такая ее отрасль, как организационная психология. Следует отметить, что название этой дисциплины в зарубежной литературе может принимать различные вариации: «Промышленная психология», «Психология отношений в промышленности», «Психология менеджмента», «Социальная психология организаций», «Человеческие отношения в организации», «Организационное поведение» и т.п. Однако «круг проблем, скрытых под разными названиями, примерно одинаков, и терминологические различия обычно отражают лишь разную расстановку акцентов». [1]
Проблема изучения организационной культуры в настоящее время достаточно актуально, т.к. существует потребность усовершенствования различных сторон функционирования трудового коллектива, оптимизации трудового процесса и минимизации различных потерь.
На данный момент психологами и социологами разработано достаточно большое количество методов изучения организационной культуры, остаётся отрытым вопрос о взаимном дополнении и подтверждении этих методов друг другом.
Особенно интересным, как мы считаем, является организационная культура существующая в медицинских учреждениях, потому что:
- во-первых, это довольно закрытые коллективы, с неохотой пускающие «чужаков» и настороженно относящиеся к изучению их «внутренней» жизни;
- во-вторых, достаточно небольшое количество существует исследований организационной культуры медицинских организаций. Основная часть исследования таких коллективов направлена на изучения эмоционального состояния, эмоционального выгорания медицинских работников. Это и обуславливает новизну нашего исследования.
На самом деле, мы считаем, что изучения организационной культуры в различных лечебно - профилактических учреждениях актуально, т.к. это даёт возможность получения необходимых сведений об удовлетворённости медицинских работников сложившеёся культурой и для возможного изменения таковой.
Целью данной работы является изучение и систематизация различных методов изучения организационной культуры и возможность их применения для изучения культуры в медицинском учреждении.
Объектом исследования являются особенности организационной культуры лечебно – профилактического учреждения и методы её изучения.
Предмет исследования – сотрудники (хирургического отделения) одного из ЛПУ г.Волгограда
Гипотеза исследования:
В муниципальных ЛПУ преобладает клановая культура, что может быть подтверждено различными методами изучения культуры организации.
Работа включает 47 страниц и состоит из введения, теоретической и практической части, а также заключения.
Глава 1. Теоретический обзор методов изучения организационной культуры
1.1. Понятие организационной культуры в психологии
Начиная с конца XIX века, организации постепенно заняли одно из центральных мест в человеческом обществе. «Организация» относительно новое явление в истории человечества. Под организацией понимают такую социальную целостность, которая направлена на некоторую цель, построена как специально сконструированная и координированная система, предназначенная для некоторой деятельности, и связана с окружающей средой. [15; 23]
Понятие «организация» носит многозначный характер. Во-первых, организация определяется как искусственное объединение людей институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной общественной функции. Организация является, в данном случае, социальным институтом с известным статусом и рассматривается как стационарный объект. Во-вторых, организация означает деятельность по приведению системы в состояние упорядоченности. Она включает в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д. В этом случае, организация как процесс, связанный с целенаправленным воздействием на объект, наличием организатора и контингента организуемых. В-третьих, организация как свойство какого-либо объекта иметь упорядоченную структуру. Организация понимается как определенная структура, строение и тип связей, способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов. При этом организация выступает свойством этого объекта. Все три значения понятия «организация» (объект, деятельность и свойство) тесно связаны между собой и дают ключ к пониманию сущности организации. [10]
Принципиальной характеристикой организации выдвигают категорию цели, и описывают ее в таких терминах, как целевая социальная система, целевая общность, общественный инструмент и безличная структура.
В этом контексте организация также имеет несколько трактовок. Ее обобщенно определяют как объединение людей, направленное на достижение социально-экономических целей и удовлетворение интересов посредством совместной трудовой деятельности и имеющее правовой статус, определяемый законами общества. При этом отличительным критерием организации выступает определенная структура отношений и система взаимосвязанных интересов, мотивирующих деятельность. [6] Организацию определяют как систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей. Организация выступает в качестве социального института, если существуют ее устоявшиеся границы и она занимает определено место в обществе. [9] Также организация рассматривается, как сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. [14]
В отечественной социальной психологии указывают на существование различий между понятиями «организация» и «малая группа». Интерпретируя предложения Э. Мэйо, Г.М. Андреева проводит разделение по типу, характеру отношений внутри них: формальные и неформальные. При этом под группой понимается немногочисленная по составу группа, члены объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. . [1] Б.Д. Парыгин (2003) также определяет малую группу как немногочисленную общность людей, которые находятся друг с другом в самом непосредственном (лицом к лицу) психологическом контакте