ВВЕДЕНИЕ
1 Методы калькулирования себестоимости: теоретический аспект
1.1. Методы учёта затрат при калькулировании себестоимости
1.2 Сравнительная характеристика попроцессного и попередельного метода калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)
2 Анализ учета затрат на передачу электроэнергии в ООО РСК РЭС
2.1. Общая характеристика ООО «РСК «РЭС»
2.2. Технико-экономические показатели деятельности ООО «РСК «РЭС»
2.3 Пути совершенствования системы учёта затрат на передачу электроэнергии в ООО «РСК «РЭС»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Одной из главных целей реформирования отрасли электроэнергетики последние 10-15 лет было увеличение уровня эффективности работы энергетических компаний, что, в свою очередь, должно было ограничить постоянный рост тарифов на электроэнергию и даже стимулировать их снижение. Однако, как показало время, предприятия отрасли в существующих условиях не способны в больших масштабах финансировать мероприятия по внедрению новой техники и технологий без необходимости повышения своих тарифов. Более того, не всегда компании могут поддерживать текущую операционную деятельность при установленном уровне тарифа.
Всё это является причиной того, что предприятия, работающие на электроэнергетических рынках, стали значительное внимание уделять формированию себестоимости своей продукции или услуг, что в большей степени связано с совершенствованием системы учёта затрат как в целом по компании, так и по каждому виду продукции.
В подавляющей части исследований, связанных с учётом затрат в электроэнергетике, в качестве объектов для изучения принимались генерирующие компании, соответственно, довольно крупная часть инструментария по оптимизации затрат, их распределения по видам продукции и видам деятельности применима исключительно к компаниям-производителям электрической энергии.
Меньшее внимание в научной литературе уделялось совершенствованию учёта затрат в энергосбытовых компаниях, в том числе тех, которые являются гарантирующими поставщиками. Тем не менее, рынки сбыта и производства электроэнергии относятся к конкурентным рынкам, что обусловило большую степень проработки вопросов построения эффективной системы учёта затрат именно на примере указанных сегментов электроэнергетики, так как отнесение генерирующих и энергосбытовых компаний к конкурентным рынкам даёт за счёт менее жёсткого государственного регулирования более широкие возможности для разработки и внедрения различных методов и инструментов совершенствования учёта затрат, а также расширяет направления, по которым эти разработки могут быть применены.
В то же время деятельность по передаче и распределению электрической энергии, осуществляемая сетевыми организациями, относится к монопольным видам деятельности, поэтому сетевые организации находятся под более строгим государственным регулированием, чем генерирующие или сбытовые компании, за исключением гарантирующих поставщиков.
В связи с этим, сетевые компании более ограничены в возможности изменить систему, в соответствии с которой происходит учёт затрат в компании. Из-за этого в научной литературе мало распространены работы, посвящённые учёту затрат на осуществление услуг по передаче электроэнергии и способам его улучшения.
Данная курсовая работа направлена на повышение степени проработки вопросов совершенствования учёта затрат в сетевых организациях. Так, в работе ставится цель анализа влияния системы учёта затрат на результаты хозяйственной деятельности территориальной сетевой организации и выявления путей для её совершенствования.
В качестве объекта исследования была выбрана крупнейшая территориальная сетевая организация (ТОО) без участия государства в уставном капитале, осуществляющая свою деятельность на территории Санкт-Петербурга, ООО «РСК «РЭС».
Предметом исследования является система учёта затрат, применяемая в настоящее время в компании ООО «РСК «РЭС».
Для того, чтобы достичь поставленную выше цель, необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть особенности деятельности изучаемой в работе компании как ТСО на розничном рынке электроэнергии;
- изучить методы формирования необходимой валовой выручки (НВВ) п калькулирования себестоимости;
- оценить результаты финансово-хозяйственной деятельности компании и обосновать связь между ними и существующей в организации системой учёта затрат;
- предложить варианты улучшения существующей системы учёта затрат и оценить их эффективность, на основе проведённого анализа эффективности сформировать конкретные рекомендации.
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
1 Методы калькулирования себестоимости: теоретический аспект
1.1. Методы учёта затрат при калькулировании себестоимости
Понятие мет ода учёта за трат на про изводство и калькулирование себестоимости про дукции или усл уг по дразумевает по д со бой сис тему про цессов до кументирования и от ражения про изводственных за трат для определен ия факт ической себестоимости про дукции или усл уги [13].
Из при меняющихся на сегодняшний де нь мет одов учёта за трат мож но вы делить след ующие: мет оды факт ического калькулирования, норм ативный мет од, мет од ста ндарт-кост, мет од калькулирования по лной себестоимости (абсорбшен-костинг), мет од калькулирования со кращённой себестоимости (директ-костинг), сис тема «точно в срок» («канбан»), АВС-костинг, мет од сравнения с лучшими по казателями конкурент ов (бенчмаркетинг), мет од управления за тратами жизненного цикла, таргет-костинг, кайзен-костинг, кост-кшшинг.
Методы факт ического калькулирования де лятся на по процессный, кот орый и при меняется чаще все го в электроэнергетике, по передельный, по заказный, по операционный и по издельный мет оды. Все они связаны с учётом факт ических, то есть уже по несённых за трат. Однако, на дан ный момент дан ные мет оды всё чаще на зывают не достаточно эффект ивными по сравнению с друг ими мет одами учёта за трат.
Более со вершенным мет одом учёта за трат по сравнению с мет одами факт ического калькулирования является норм ативный мет од, по зволяющий по высить уровень оперативного контроля за трат и точность калькулирования себестоимости. Тем не менее, чтобы им еть во зможность при менить указ анный мет од, не обходимо об еспечить ряд усл овий:
- пре дварительный рас чёт норм ативной себестоимости по каждому вид у про дукции или усл уги с учётом де йствующих норм ативов;
- от слеживание из менений норм для сво евременной корректировки норм ативной себестоимости;
- анализ от клонений факт ических за трат от норм для вы явления пер ерасхода или эконом ии сред ств.
Принято считать, что норм ативный мет од - это аналог американской сис темы ста ндарт-кост, но это не со всем так . Нормативный мет од и мет од ста ндарт-кост, де йствительно, во многом по хожи, однако, их не льзя на звать идент ичными, так как каждый из мет одов им еет сво и от личия, кот орые мож но увидеть в таблиц е 4.
Если рас сматривать учёт за трат с по зиции его по лноты, то про тивопоставляться друг друг у буд ут абсорбшен-костинг и директ- костннг. Главное их от личие за ключается в способ е рас пределения по стоянных рас ходов между вид ами де ятельности или про изводимой про дукции либо усл уг.
При ис пользовании мет одами абсорбшен-костинг все про изводственные за траты включаются в себестоимость. Очевидно, что им енно это мет од является традиционным для на шей стра ны и при меняется на бол ьшинстве рос сийских пре дприятий.
Применение директ-костинга огр аничивается тем , что рос сийские бухгалтер ские ста ндарты не по зволяют форм ировать финансов ую от чётность и форм ы для рас чёта на логов при ис пользовании указ анного мет ода.
Несмотря на это, дан ный мет од всё чаще при меняется в рос сийских комп аниях в бухгалтер ском и управленческом учёте. Сам мет од пре дполагает раз деление за трат на по стоянные н пер еменные и форм ирование себестоимости по пер еменным за тратам. Постоянные за траты списываются уже на финансов ый результат.
Помимо этого, рас пространение по лучают и друг ие за рубежные мет одики учёта за трат для калькулирования себестоимости.
В мет оде ЛТ за ложен при нцип про изводить про дукцию или оказывать усл уги тол ько при на личии по требности в них, по этому снабжение за пасами осуществляется по мер е не обходимости, что по зволяет от казаться от из держек, кот орые не на правлены на про изводство про дукции или оказание усл уг, а им енно на вы пуск из лишней про дукции, оплат у про стоев об орудования и пер сонала, на со держание про изводственных за пасов.
Отличительной чертой мет ода АВС-костинга является калькулирование за трат по функциям. Иначе гов оря, комп ания от ображается как на бор функций, кот орые не обходимо вы полнить для вы полнения усл уги или про изводства про дукции, по тратив определённые ресурсы. Для рас чёта себестоимости со ставляется список функций и их по следовательностей между со бой с учётом по требности в ресурсах на осуществлен ие этих функций. Ресурсы, на правленные на вы полнение функции являются прямыми за тратами, косвенные за траты рас пределяются при по мощи кост-драйверов или же по -друг ому инд ексами рас пределения за трат, что по зволяет установить по лную себестоимость про дукции или усл уги.
Учёт за трат мет одом бенчмаркетинга является по сво ей сути функциональным бенчмаркетингом. Сущность функционального бенчмаркетинга за ключается в сравнительном анализе с комп анией, не об язательно являющейся прямым от раслевым конкурент ом, но осуществляющей функциональную де ятельность, в улучшении кот орой за интересована орган изация.
АВС при меняется, в основ ном, в стра тегическом управлении. В со ответствии с указ анным мет одом за траты рас считываются на про изводство про дукции или оказание усл уги для каждого этапа все го его жизненного цикла. Далее эти за траты со поставляются с со ответствующими до ходами.
Таргет-костинг при меняется, как прав ило, при про ектировании нов ых либо модернизировании устаревших про дуктов или усл уг. По дан ной мет одике себестоимость - это за ранее определённый норм ативный по казатель, кот орый не обходимо до стичь для конкурент оспособности про дукта или усл уги на рын ке. Если до биться целевой себестоимости во зможно без ухудшения качества, то про дукт или усл уга вы пускается на рын ок.
Кайзен-костинг мож но на звать не ким про должением таргет- костинга, так как суть мет одов одинакова - до стижение целевой себестоимости. Только если таргет-костинг при меняется на этапе раз работки и вне дрения про дуктов или усл уг, но кайзен-костинг уже в про цессе их про изводства. При при менении мет ода ста вится кайзен- за дача, чаще все го, со кращение раз ницы между факт ической и целевой себестоимостью, как для от дельных про дукции или усл уга, так и для все го пре дприятия в целом по от дельным ста тьям пер еменных за трат. Постоянные за траты по дсчитываются по по дразделениям и групп ируются в спец иальные бюджет ы. Цель калькуляции со стоит в до стижении по ставленного уровня за трат, кот орый по стоянно до лжен из меняться в сто рону дальнейшего уме ньшения, а анализ от клонений ис пользуется для со поставления целевого со кращения за трат с факт ическими суммами их эконом ии.
Метод кост-киллинга на правлен на со кращение за трат в короткие сроки при любых усл овиях без ущерба для эффект ивности де ятельности пре дприятия и его дальнейшего раз вития. Достигается снижение за трат за счёт ликвидации из лишних про изводственных и управленческих за трат. Для этого определяются цен тры от ветственности, чтобы им еть во зможность контролировать за траты и оценивать степень их важн ости и не обходимости. Затем в структур е за трат вы являются на иболее знач имые рас ходы и определяются рациональные с эконом ической точки зрения пути их снижения.
При так ом бол ьшом раз нообразии мет одов учёта за трат след ует по нимать, что каждый из пре дставленных мет одов им еет сво и пре имущества и не достатки, пре дставленные в таблиц е А.2, и буд ет эффект ивен в конкретной от расли для до стижения конкретных целей, по этому при вы боре мет ода учёта за трат об язательно нужно по гашать, что мы хотим до биться пер еходом к нов ой мет одике.
Чтобы от ветить на во прос, не обходим ли ООО «РСК «РЭС» пер еход к нов ому мет оду учёта за трат для калькулирования себестоимости, след ует рас смотреть, каким об разом в комп ании на дан ный момент осуществляется учёт за трат, и про анализировать влияние этого учёта на результативность де ятельности комп ании.
В след ующем по дразделе буд ет дан а сравнительная характер истика по процессного и по передельного мет ода калькулирования себестоимости про дукции (раб от, усл уг).