Актуальность темы исследования. В условиях становления и развития рыночной экономики важнейшим фактором стабильности в обществе является способность экономической системы обеспечить всем гражданам России достойное качество жизни, возможность реализации ими своих способностей, духовных запросов и творческого потенциала. Россия XXI века должна исключить бедность как социальное явление из жизни общества. Национальные интересы России в области экономики, как отмечается в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, являются ключевыми. В связи с этим особую тревогу вызывает рост преступлений экономической направленности, которые подрывают не только экономику, но и основы государственного строя.
Современное уголовное право России ориентировано на обеспечение безопасности личности, ее прав и свобод, среди которых немаловажное место занимает право собственности. Впервые в истории России Конституция провозгласила право частной собственности, право на использование своих способностей и возможностей для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности и гарантировала их реализацию. Однако на рубеже XX - XXI веков наибольшую остроту приобретает угроза криминализации общественных отношений, складывающихся именно в экономической деятельности. Возникает опасность проникновения криминальных элементов во власть, развиваются организованные формы преступной деятельности и коррупция. Одним из факторов, способствующих криминализации экономики, является несовершенство законодательной базы.
Новые экономические условия, рынок, складывающийся в новой социально - политической обстановке, требуют продуманных мер контроля. Обеспечение безопасности в экономической деятельности, стимулирование добросовестного предпринимательства - это гарантии будущей экономической стабильности общества, а, следовательно, и его политической жизни, и духовной сферы.
Уголовно-правовые нормы об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности призваны обеспечивать реализацию экономической политики государства. Именно поэтому в УК РФ предусмотрена система норм, направленных на охрану прав и интересов субъектов экономической деятельности. Но, к сожалению, определенная часть из них не срабатывает либо применяется лишь частично. И одна из причин подобной ситуации - несовершенство ряда положений уголовного закона. В то же время это не означает необходимости тотального изменения уголовно-правовых норм. Большинство из предусмотренных в Уголовном кодексе РФ экономических преступлений соответствуют уровню развития экономики современного периода, аналогичным положениям зарубежного законодательства и международно-правовым стандартам. Проблема, как нам представляется, заключается в том, что у правоприменителя нет достаточного опыта по реализации новых уголовно-правовых норм, отсутствуют четкие научно обоснованные рекомендации по их применению.
Следует также отметить, что произошел коренной перелом в экономической политике России. Он закреплен во многих нормативно-правовых актах, включая и УК РФ. Но такими актами нельзя сразу же изменить сознание людей. То, что раньше было запрещено под страхом наказания, в настоящее время поощряется, а преступлениями в ряде случаев признано то, к чему общественное сознание пока не выработало резко негативного отношения. Недостаточная правовая урегулированность экономических отношений, а также отсутствие необходимого опыта при применении уголовно-правовых норм об ответственности за экономические преступления используются криминальными элементами в своих целях. Сращивание коррумпированных элементов из госаппарата, правоохранительных органов и экономической преступности создает среду, которая является существенным препятствием для борьбы с коррупцией и преступлениями экономической направленности. А наиболее привлекательными для коррумпированных чиновников являются именно сферы экономической деятельности - распределение бюджетных средств, приватизация, предоставление эксклюзивных прав (льгот, кредитов, лицензирование и т.д.), банковская сфера, экспортные, импортные операции и др.
Все эти обстоятельства, а также необходимость реализации конституционного положения о гарантированности основных прав и свобод человека и гражданина определяют актуальность научной разработки проблемы преступлений в сфере экономической деятельности. Совершенствование правового регулирования ответственности за экономические преступления - одна из крупных проблем уголовного права, имеющая важное социально-экономическое и политическое значение.
Цели и задачи работы. Целью исследования является комплексная характеристика уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности. Такая постановка проблемы предполагает решение следующих задач:
- Дать общую характеристику, систему и виды преступлений в сфере экономической деятельности по Уголовному кодексу РФ.
- Изучить проблемы законодательного регулирования составов экономических преступлений.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования является система общественных отношений, взятых под охрану уголовным законом в сфере предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
Предметом исследования выступает система уголовно- правовых норм, направленных на противодействие преступности в сфере предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Методологическую и теоретическую основу работы составляют современная доктрина юриспруденции, диалектико-материалистический метод познания, а также частнонаучные методы: исторический, логический, сравнительно-правовой, системно-структурный, конкретно-социологический, статистический и др. Положения и выводы, содержащиеся в исследовании, основаны на нормах международного, конституционного, уголовного, гражданского и других отраслей законодательства.
Основная часть
1. Общая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности
Рыночная экономика невозможна без хорошо продуманной и отлаженной правовой системы. Рассчитанная на саморегулирование, она предполагает установление таких правил поведения, которые должны характеризоваться особой четкостью, предельной определенностью прав и обязанностей, результативностью мер стимулирования и ответственности.
Среди основных прав и свобод Конституцией Российской Федерации [1]закреплены права каждого свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ч.1 ст.34).
В юридической науке проблема прав человека и гражданина как элемента конституционного статуса личности еще не проанализирована должным образом. Предпринимательство, бизнес традиционно ассоциируются с капиталистической (буржуазной) экономикой и соответствующим типом общественных отношений. ГК РФ ч.3 п.1 ст.2 содержит норму, согласно которой "предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированным в этом качестве в установленном законом порядке".
В литературе высказана точка зрения о том, что право частной собственности является системообразующим по отношению к праву на предпринимательскую деятельность и смежным с ним правом[2].
Развитие института собственности в нашей стране происходит без учета каких-либо социальных целей и перспектив. В результате - резкое социальное расслоение общества, обнищание части населения страны, падение производства в государственной сфере.
Право собственности можно определить как гарантированную государством власть собственника над вещью или иными материальными и нематериальными благами, ограниченную законом в интересах общества в целом, и конкретного индивида, в частности. Конституционное право частной собственности (ч.2 ст.35 Конституции) следует понимать как неотъемлемое право личности. Очевидно, что в экономике абсолютной свободы предпринимателей не существует. Большинство практически значимых видов деятельности осуществляется предпринимателями не произвольно, а на основании лицензии, что законодательно определяет требования к качеству предпринимательской деятельности.
Понятие предпринимательской деятельности включает две группы признаков: в первую входят общие признаки предпринимательства, самостоятельность, систематическое получение прибыли, предпринимательский риск.
Вторую группу составляют специальные признаки, присущие предпринимательской деятельности, протекающие в рамках гражданских отношений.
Таким образом, предпринимательство, как социально-экономическое явление неразрывно связано с трудовым фактором.
В условиях обострения кризисных ситуаций необходима активизация роли государства и уяснение исходов централизованного регулирования социально-трудовых отношений. Сам по себе механизм социального партнерства не исключает государство из процесса урегулирования социальных и трудовых отношений, а лишь усложняет его роль: от прямого вмешательства до партнерских отношений с союзами работников и работодателей.
Практически для всех стран с развитой экономикой характерно использование государственной собственности для развития инфраструктуры и свободной конкуренции. При этом предприятия, находящиеся в прямом подчинении, опираются в свей деятельности на принцип экономической эффективности.
В отдельных странах, например, в Великобритании, даже используют определенный норматив ожидаемой прибыльности.
Создаются новые формы компаний и хозяйственных систем товарищество на вере (коммандитное товарищество). Смысл этой формы предпринимательской деятельности состоит в соединении личной деятельности полных товариществ с имущественными средствами вкладчиков. Товарищества на вере стимулируют капиталовложения в предприятия. Таким образом, наличие самого статуса товарищества на вере улучшает инвестиционную атмосферу.
[1] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
[2] Воеводин Л.Д. Указ. соч. С.124.