Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что современному тележурналисту необходимо знать механизмы совершенствования создаваемых произведений, чтобы работать на уровне предъявляемых к журналистике требований.
С постановкой проблемы эффективности телевидения сразу же возник вопрос о путях и способах изучения, «замера» реальной эффективности тележурналистики (тех или иных журналистских акций, функционирования отдельных телевизионных каналов, типов программ, взаимодействия с другими СМИ и т.д.). Однако лишь сравнительно недавно стали появляться работы, в которых проблемы и опыт изучения эффективности решаются сквозь призму авторской позиции достаточно основательно и масштабно.
По нашему мнению, одним из действенных механизмов совершенствования журналистских произведений является использование богатой палитры языка и интеграция его стилей.
Как известно, главная цель журналистского труда состоит в передаче информации (коммуникативный акт). Человек может выразить и воспринять мысль, идею, образ наиболее точно и недвусмысленно посредством слова. Поэтому в электронной прессе основная задача журналистов – создавать литературные тексты будущих передач. Специально организованный словесный ряд становится текстом журналистского произведения, или его литературной основой. В соответствии с избранным жанром в печатной периодике (газете, журнале, альманахе и др.) литературной основой журналистского произведения является статья, очерк, фельетон или репортаж. На радиовещании литературная основа обретает звуковое воплощение, а на телевидении к этому добавляется еще и изображение. Таким образом, основными «инструментами» для создания журналистского произведения на телевидении являются литературная основа, звук и изображение. Фундаментом же литературной основы журналистского произведения, как представляется, является сама жизнь со всем ее неисчерпаемым разнообразием людей, событий, идей, явлений, фактов. Жизненный материал – это социальная реальность, изученная автором и положенная в основу журналистского произведения. Она, эта реальность, всегда неизмеримо богаче литературной основы, журналистского текста. Один из важнейших секретов профессионального мастерства – умение выбрать из всего многообразия реального мира только то, что необходимо в данном журналистском материале. В сущности, проблема выбора – события, героя, детали, определяющего слова и т.д. – основная в журналистской профессии. Всю жизнь мы стоим перед выбором – и насколько удачно решаем эту проблему, настолько эффективно наше творчество.
В процессе создания журналистского произведения после завершения «первого» этапа работы (сбор информации закончен, жизненный материал изучен, определены тема и идея, отобраны герои и известны все персонажи будущего произведения) встает вопрос в какую форму выльется накопленный материал? Это, может быть, одна из важнейших составляющих журналистского мастерства – найти форму произведения, адекватную его содержанию. Особое значение здесь имеет композиция, сюжет, драматургия. А мелодическая, эмоциональная, смысловая окраска материалов достигается при помощи языка и стиля. Используя их, журналист не только наиболее точно описывает события, характеры и внешний облик героев, но и проявляет собственную индивидуальность, делает авторские материалы узнаваемыми, ни на кого другого не похожими. Этому во многом способствуют индивидуально подобранные другие выразительно-изобразительные средства.
Телевидение, будучи синтетическим искусством и средством массовой информации, вбирает в себя все средства выразительности. Это - звук, который может состоять из слов, музыки и шумов, а также тишина, т.е. отсутствие всяких звуков, также может служить ярчайшим средством выразительности.
У телевизионного изображения - три составляющих. Свет – главное средство создания изображения. Но речь на телевидении идет не просто о достаточной освещенности картины, когда ее можно разглядеть в деталях, но о художественном освещении, «рисующем» портрет человека, образ предмета, определенной площадки студийного павильона.
Наиболее важным компонентом телевизионного языка является пластика изображения, которую мы понимаем, как объемные (на двухмерном, плоском эк-
ране) движущиеся формы; движение как средство раскрытия характеров героев.
Говоря о языке экрана, следует, кроме того, указать на понятие кадра. На телеэкране, как и в любом изобразительном искусстве – живописи, фотографии, изображается лишь часть пространства, которая заключена в реальную или воображаемую раму. С той разницей, что традиционные искусства (живопись, а впоследствии фотография) могут использовать рамки любого размера и любой конфигурации. В арсенале изобразительных средств также план (масштаб изображения), ракурс (точка съемки, положение камеры относительно объекта съемки) и движение камеры. Наиболее употребительно деление планов на три вида: общий, средний и крупный. Ракурс съемки позволяет взглянуть на человека, предмет, событие с верхней или нижней точки, сбоку или «в лоб». Ракурс имеет прямое отношение к внутрикадровому монтажу (фронтальному, диагональному и т.д.).
Таким образом, умелое, грамотное, талантливое использование всего своеобразия изобразительно-выразительных средств работает не только на максимально полное, адекватное раскрытие содержания, темы и идеи произведения, но и создает тот неуловимый аромат, особый рисунок, гармоническое соединение элементов, музыку слов в печатном тексте, гармонию слов, музыки, шумов и тишины на радио, слов, музыки, шумов и тишины, света и тени, цвета, пластики, неожиданных монтажных переходов на телевидении, без которых невозможно создание оригинального, запоминающегося произведения. Вместе с тем, как нам представляется, звук, изображение, кадр, план, ракурс и движение камеры относятся к арсеналу операторского искусства. Им также определенное внимание оказывают режиссеры и продюсеры. Для тележурналиста же, как человека пишущего, наиболее важным среди всех изобразительно-выразительных средств является слово. Поэтому основной целью работы является характеристика текста и стилей языка, которые «заставляют играть» литературную основу, служат повышению качества журналистского произведения, наилучшим образом способствуют оптимизации выполнения функций тележурналистики.
Задачи работы:
- Охарактеризовать текст, как составную часть литературной основы журналистского произведения.
- Провести функционально-стилевую классификацию текстов.
Глава 1. Текст, как составная часть литературной
основы журналистского произведения
1.1. Общая характеристика текста
Раньше языкознание традиционно изучало слова, словосочетания, предложения. А все, что было крупнее предложения - абзацы, фрагменты, главы, целые произведения, - исключало из сферы своих интересов, отдавая литературоведению, риторике, поэтике. И само слово текст было термином скорее полиграфии, чем языкознания.
Сегодня текст - важнейшее лингвистическое понятие. В нем сходятся все сведения о языке, речи. Текст - это реальная единица общения. Фактически тележурналист пишет текстами и говорит текстами.
Так как текст - это сложное, многостороннее и многослойное образование, то полное описание его возможно при учете всех его, по крайней мере лингвистических аспектов.
Качество текста, его стилистическая специфика зависят от структуры речи (ведется ли она от 1-го, 2-го или 3-го лица), от участия в речи одного, двух или более говорящих (монолог, диалог, полилог), от принадлежности речи (виды чужой речи), от характера связи между самостоятельными предложениями (тексты с цепными, параллельными, присоединительными связями), от конкретных функций текстов (описание, повествование, рассуждение и др.), от принадлежности к тому или иному функциональному стилю (функционально-стилевая типология), от индивидуальной манеры, абзацного членения и других факторов.
Только многоаспектное описание текстов может дать более или менее полное представление об их специфике.