ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические подходы к анализу журналистского и PR-текста
1.1. Особенности журналистского текста
1.2. Особенности PR-текста
Глава 2. Практическое сравнение журналистского и PR-текста
2.1. Критерии отграничения журналистского и PR-текста
2.2. Сравнение журналистского и PR-текста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных СМИ можно заметить самые различные виды и разновидности текстов. В любом определенном случае можно говорить, к примеру, о части рекламности, PR-эффекте либо журналисткой установки материала. Все это находится в зависимости от объектов воспроизведения, способов, методик и приемов, а главное – от установленных целей и задач.
Коммуникатор имеет возможность осмысленно и методично отображать событийную картину мира, стараться беспристрастно разбирать общественные проблемы (журналист); формировать имидж и распоряжаться им (PR-специалист); формировать побудительные мотивы для повышения спроса на продукты (рекламист). Нужно подметить, что в любом позитивном материале находится установленный PR-эффект.
Разделение журналистских и PR-текстов – труднейшая теоретическая задача. Так как в журналисткой и PR-деятельности немало общего. Это выражается в осуществлении информационной и коммуникационной функций; в трансляции тех либо других словесно-зрительных сообщений, умышленно подвергнутых обработке на основе подобранных фактов, посредством СМИ, с целью воздействия на глобальную (потребительскую) аудиторию.
Таковым образом, журналистский текст может иметь и PR-результат; PR-сообщение – нести журналистский заряд, одалживая жанровую форму у журналистики, к примеру, имиджевая статья.
Изучению журналистского и PR-текста посвящены труды таких ученых, как Т.С. Алексеева, В.М. Березин, В.В. Богуславская, Е. Вартанова, И.И. Волкова, О.Н. Володченко, А.В. Глаголева, Г. В. Лазутина, и др.
Однако, в связи с развитием информационного общества и усложнением общественных отношений в сфере массовой коммуникации, сохраняется потребность в научной разработке отличий различных типов текста, в том числе журналистских и PR. В связи с этим, тема представляется нам актуальной.
Цель исследования – изучить технологии создания, сходства и различия журналистских и PR текстов.
Объект исследования – журналистские и PR-тексты.
Предмет исследования – технологии создания, сходства и различия журналистских и PR текстов на примере газет «Комсомольская правда», «Независимая газета», «Новая газета».
Задачи исследования:
1. Выявить особенности журналистского текста.
2. Выявить особенности PR-текста.
3. Выявить соотношение журналистских и PR-текстов как информационных сообщений.
4. Выполнить практический анализ журналистского и PR-текста.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют диалектический метод познания, логический, сравнительный, системно-функциональный и другие частные методы исследовательской работы.
1. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 03.07.2016) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) // Российская газета, № 32, 08.02.1992.
2. Алексеева Т.С. PR- и медиатексты в дискурсивной парадигме // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2013. – Т. 7. – № 2. – С. 104-113.
3. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / В.М. Березин. – М.: «РИП-холдинг», 2003. – 174 с.
4. Богуславская В.В. Журналистский текст: лингвосоциокультурное моделирование : Дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.10. - Ростов н/Д, 2004. - 325 c.
5. Вартанова Е. Факторы модернизации российских СМИ и проблема социальной ответственности // МедиаАльманах. – 2008. – № 6. – С. 6-15.
6. Волкова И.И. СМК-портал: к вопросу о терминологии // Вопросы филологических наук. – 2014. – № 1. – С. 13-14.
7. Володченко О.Н. Общие и отличительные признаки разных видов медиатекстов // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. - 2014. - Т. 27 (66). - № 1. – С. 296-301.
8. Глаголева А.В. Интертекстуальность как средство формирования имиджа в заголовках медиатекстов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 6 (36). – С. 36-40.
9. Казак М.Ю. Специфика современного медиатекста / М.Ю. Казак // Лингвистика речи. Медиастилистика: колл. монография, посвященная 80-летию профессора Г.Я. Солганика. – М.: Флинта: Наука, 2012. – С. 320-334.
10. Кривоносов А.Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций / А.Д. Кривоносов. – Изд. 2-е, доп. – СПб. : Петербургское Востоковедение, 2002. – 288 с.
11. Кривякина Е. Валентина Матвиенко – «Комсомольской правде»: Долларовых миллионеров в Совете Федерации – раз-два и обчелся! // Газета «Комсомольская правда». – 06.07.2015. – № 74п-2015.
12. Кузьменкова М. А. Новая роль паблик рилейшнз: воздействие интеграционных коммуникативных процессов / М. А. Кузьменкова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 2003. – № 4. – С. 28-40.
13. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста : учебник для студ. вузов / Г. В. Лазутина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2007. – С. 108.
14. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека / Маршалл Маклюэн ; пер. с англ. В. Г. Николаева. – М. : Гиперборея : Кучково поле, 2007. – 462 с.
15. Мельник Г.С. Основы творческой деятельности журналиста / Г.С. Мельник, А. Н. Тепляшина. – СПб. : Питер, 2008. – 272 с.
16. Моисеев В.А. Паблик Рилейшнз – средство социальной коммуникации (теория и практика) [Текст] / В.А. Моисеев. – К. : Дакор, 2002. – 500 с.
17. Объем рекламного рынка России в 2000-2011 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.akarussia.ru/№ode/2085 (дата обращения: 05.03.2017).
18. Объем рекламы в средствах ее распространения в 2014 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.akarussia.ru/k№owledge/market_size/id5354 (дата обращения: 05.03.2017).
19. Основы творческой деятельности журналиста : учеб. для вузов по спец. «Журналистика» / С.Г. Корконосенко, С.М. Виноградова, Г.В. Лазутина, Б.Н. Лозовский ; ][Ред.-сост. Корконосенко С.Г.]; О-во «Знание» Санкт-Петербурга и Ленингр. обл., С.-Петерб. ин-т внешнеэкон. связей, экономики и права. – Санкт-Петербург : [б. и.], 2000. – 271 с.
20. Пронин Е.И. Текстовые факторы эффективности журналистского воздействия / Пронин, Е.И. – М. : Изд. МГУ, 1981. – С. 58.
21. Саруханов П. Реновация закона // Газета «Новая газета». – 03.05.2017. – № 46.
22. Тульчинский Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность / Г.Л. Тульчинский. – СПб : Алетейя, 2001. – 294 с.
23. Шарковский А. Квартирный вопрос военнослужащих до сих пор не решен // Газета «Независимая газета». – 30.01.2017. – № 019 (6916).
24. Ягодка Е.Н. Рекламные и журналистские медиатексты: общее и особенное // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 6 (48). – C. 208-212.