Введение
Глава 1. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности как общественно опасное деяние
1.1 Развитие института уголовной ответственности за незаконное проведение искусственного прерывания беременности как общественно опасное деяние
1.2 Социально-правовые последствия незаконного проведения искусственного прерывания беременности
Глава 2. Анализ состава незаконного проведения прерывания беременности
2.1 Характеристика объекта и объективной стороны
2.2 Характеристика субъекта и субъективной стороны незаконного проведения искусственного прерывания беременности
2.3 Квалификация незаконного проведения прерывания беременности при конкуренции уголовно-правовых норм
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшний день остро стоит ряд вопросов, касающихся общественно опасного деяния в форме незаконного проведения искусственного прерывания беременности. Споры, в частности, касаются уголовно-правовой характеристики незаконного проведения искусственного прерывания беременности, негативных последствий данного деяния, проблем в сфере правоприменения.
Объектом исследования в курсовой работе является система общественных отношений, складывающихся в сфере регламентирования вопросов незаконного проведения искусственного прерывания беременности.
Предметом данного исследования выступают нормативные правовые акты, доктринальные исследования, а также позиции Конституционного суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.
Цель настоящего исследования – основательное, всестороннее изучение незаконного проведения искусственного прерывания беременности с целью выявления теоретических и практических коллизий и неопределенностей в исследуемой теме, а также вынесения предложений по преодолению и решению выявленных проблем.
Для достижения вышеуказанной цели были поставлены следующие задачи:
- Подробно рассмотреть развитие института незаконного проведения искусственного прерывания беременности;
- Тщательно изучить социально-правовые последствия незаконного проведения искусственного прерывания беременности;
- Проанализировать объективные признаки ст. 123 УК РФ;
- Исследовать субъективные признаки ст. 123 УК РФ;
- Выявить проблемы квалификации незаконного проведения искусственного прерывания беременности.
Нормативную базу настоящей работы составили:
Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации и др.
Теоретическую основу данной работы составили работы В. В. Власенко, И. А. Кисилевой, Г. В. Лыткиной, В. В. Сверчкова, В.А. Уткина, А.В. Шеслера и др.
Эмпирическую основу составили акты Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции Российской Федерации
Данная работа выполнена посредством использования комплекса общенаучных методов (анализ, синтез, системный метод, сравнение, обобщение) и частно-правового (формально-юридического) метода.
Структура работы обусловлена избранной темой исследования, поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности как общественно опасное деяние
1.1 Развитие института уголовной ответственности за незаконное проведение искусственного прерывания беременности как общественно опасное деяние
Сегодня аборт является обычной практикой. В случае изнасилования и последующей беременности общество справедливо признает, что, помимо прав, гарантированных правовыми механизмами, женщина имеет моральное право на аборт. Более того, аборт является законным только при наличии желания женщины и личных причин, включая экономические трудности, ранний возраст, моральную неготовность, нежелание несовершеннолетнего и т.д.
Однако исторически и юридически аборт долгое время считался преступлением, в том числе и уголовным. В XIX веке, во времена Российской империи, аборт определялся в Уголовном кодексе как "изгнание плода"[1]. Законодатели того времени относили аборт к убийству, что означало суровое наказание за это деяние - от четырех до пяти лет тюремного заключения беременной женщины. Медицинские работники, как особые субъекты этого преступления, подлежали более суровому наказанию, чем другие частные лица (например, от пяти до шести лет тюремного заключения).
Устав 1903 года отразил идеологические тенденции того времени, частично декриминализировав данные преступления. Устав предусматривал, что беременная женщина может быть приговорена к тюремному заключению на срок не более трех лет [2]. Суды выносили приговоры на срок от одного до пяти лет врачам, которые провоцировали аборты.
Современное законодательство признает право женщины свободно решать, делать или не делать аборт. Однако исторический контекст вопроса показывает, что отношение к аборту менялось с течением времени и было связано с идеологическими, религиозными и социальными факторами. Понимание и принятие аборта как медицинской процедуры было долгим и сложным процессом, который продолжается и по сей день.
Со временем быстрые социальные изменения и преобразования в обществе привели к замене классического представления о беременности и аборте на более современное и либеральное понимание аборта как принудительного прерывания беременности. Это явление распространяется по всему миру, затрагивая как развитые, так и развивающиеся страны.
Советский Союз был пионером в легализации абортов. Следует отметить, что в Советской Социалистической Республике, благодаря радикальному популизму большевиков во главе с Лениным, были внедрены современные идеи прав женщин.
Видные врачи и авторитетные представители биологической науки были вынуждены предпринять серьезные шаги для решения современных проблем на Пироговском съезде, где решение о запрете искусственного аборта было признано неприемлемым. В этом документе также подчеркивалось, что неуместно и несправедливо подвергать беременных женщин юридической ответственности (особенно уголовной), а также ответственности врачей и других лиц, оказывающих им помощь. Эти вопросы по-прежнему актуальны и являются предметом дискуссий среди ученых и общественных деятелей на протяжении последних десятилетий.
Согласно постановлению от 18 ноября 1920 г. женщины имели право на бесплатные аборты в советских больницах [4]. Однако 27 июня 1936 года. 27 июня 1936 года ЦИК СССР и Госкомстат издали совместное постановление о запрещении абортов в больницах, специальных лечебных учреждениях, клиниках и частных домах для беременных женщин [5]. Аборт разрешался только в "исключительных случаях, когда продолжение беременности угрожало жизни беременной или причиняло тяжкий вред ее здоровью" и только в условиях больницы или родильного дома. Это решение было обосновано и оправдано серьезной демографической угрозой для Советского Союза [5].
Запрет на аборты оставался в силе более 19 лет и был отменен 23 ноября 1955 года. Запрет на аборты был отменен 19 ноября 1955 года указом Президиума Верховного Совета СССР ("Об отмене запрета на аборты") [6]. Уголовный кодекс 1960 года также устанавливал ответственность за аборт. Была создана категория "незаконные аборты", и врачи привлекались к ответственности за аборты, проведенные с нарушением процессуальных требований. Неквалифицированные лица преследовались за все аборты. Ограничения включали многократные аборты, смерть жертвы и другие серьезные последствия, такие как бесплодие, что каралось лишением свободы на срок до восьми лет.