Введение
Глава 1. Оба специфика жанра интервью
1.1 - Интервью как жанр и его место в системе жанров.
1.2 - Виды интервью.
1.3 - Роль интервьюера
Глава 2. Специфика жанра на примере газетах
2.1. - Газета ,,Вечерние Новости“
2.2. - Газета ,,Политика“
Заключение
Список литературы и источников
Актуальность темы исследования определяет тот факт, что интервью был и остается одним из самых популярных жанров в журналистике.
Все больше в последнее время на страницах наших газет появляется публикаций в жанре интервью, журналисты все чаще обращаются к нему, чтобы поговорить о насущных проблемах и решить важные вопросы. Такое внимание к интервью обосновано - современный этап развития журналистики предполагает модернизацию всей системы средств массовой информации. На этом фоне на первый план среди произведений стали выходить тексты «диалогичной природы»: интервью, беседа, «круглый стол» и т.д., в которых можно проследить разные точки зрения на один и тот же поставленный вопрос или волнующую аудиторию проблему. Благодаря таким жанрам, как интервью, журналисту проще работать в реальном режиме диалога со своими читателями. При этом всегда можно отделить первоисточник информации от «вторичного комментария», что делает современную журналистику более свободной по мысли и стилю.
Также существенным фактом является смена роли самой аудитории в обществе: от пассивного потребления медийного продукта к равноправному участию, соучастию, в обмене информации. Все это отражает тенденцию перехода от процесса информирования к коммуникации как взаимодействию. И здесь интервью является незаменимым помощником в работе любого журналиста. Многие исследователи, осваивающие для своих профессиональных нужд методику глубокого интервью, признают, что интервьюирование оказывается более трудным делом, чем они первоначально предполагали. Их можно понять.
Работа интервьюера требует постоянной концентрации внимания и быстрой реакции. Интервьюер должен правильно понимать респондента, следить непрерывно за ходом его мысли и одновременно фокусировать беседу на проблеме исследования. Все это требует мастерства, навыков и соблюдения методических принципов интервьюирования, которые отрабатывались и рефлексировались несколькими поколениями исследователей. Этот процесс и сейчас не стоит на месте: придумываются новые способы и в то же время отмирают старые - несовместимые с новой эпохой.
Степень научной разработанности темы. Интервью исследовали многие российские теоретики и практикующие журналисты. Изучению его особенностей, видов, классификаций и способов раскрытия героя посвящено достаточно большое количество работ, в том числе таких авторов, как А. В. Колесниченко, М. М. Лукина, С. Н. Ильченко, Е. И. Голанова, Г. С. Мельник, А. А. Тертычный, М. Н. Ким, В. Л. Цвик, Е. Б. Сахнова и др.
Цель курсовой работы - особенности жанра интервью в современных СМИ Сербии (на материале газет "Политика" и "Вечерње новости")».
Основные задачи курсовой работы:
- дать характеристику интервью как жанр и его место в системе жанров;
- рассмотреть основные виды интервью;
- определить роль интервьюера и основные типы вопросов;
- рассмотреть специфика жанра на примере газет «Вечерние Новости» и «Политика».
Объект исследования – интервью как жанр.
Предмет исследования – основные характеристики и механизм проведения интервью.
Новизна исследования определяется авторским исследованием специфики жанра на примере газет «Вечерние Новости» и «Политика».
Источниками исследования послужила научная и учебная литература таких авторов как Ильченко, С. Н., Кузнецов, С.А., Лукина М. М., Никишин В. И.
Методы исследования – абстрактно-логический, аналитический, табличный.
Теоретическая и практическая значимость исследования определена возможность использования сделанных авторов выводов при исследовании предмета «Журналистика».
Структура курсовой работы включает наличие введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1
1.1. Интервью как жанр и его место в системе жанров
Жанр интервью был выведен в результате процесса получения информации посредством вопросно-ответной формы, то есть интервьюирования.
В журналистике интервью – это не только способ получения информации, но и жанр в форме диалога, где раскрывается персональное мнение, поднимаются актуальные вопросы.
С.Н. Ильченко выделяет три трактовки «интервью», рассматривая его – как метод профессиональной деятельности,– как способ организации единицы эфирного вещания,– как жанр печатных и электронных СМИ[1].
Ниже мы рассмотрим интервью как журналистский жанр и его особенности, дадим определение понятия интервью.
Термин «интервью» в словарях определяется как «предназначенная для печати беседа какого-либо известного деятеля с корреспондентом по вопросу, имеющему общественный интерес»[2].
Интервью – жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам.
Интервью –Это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится либо самим интервьюером, либо механически.[3]
Интервью – это целостный акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов с целью получения информации, мнений или суждений, представляющих общественный интерес.[4]
Интервью как жанр определяет диалогическая форма подачи информации. Основополагающими признаками этого жанра являются:
1) направленность беседы на ее распространение в СМИ;
2) публичный
характер разговора;
3) собеседник – общественно значимая фигура;
4) личное общение журналиста и респондента;
5) вопросно-ответная форма;
6) двуадрестность – интервью рассчитано не только на информирование
воздействия на журналиста, но и на аудиторию.
Важными и неизменными достоинствами интервью, как и ряда других журналистских материалов, являются актуальность, политическая целеустремленность, практичность, общественная значимость.
Соответственно, можно выделить следующие функции интервью как жанра журналистики: информативная, воздействующая, идеологическая.
Назначением интервью можно назвать донесение важной информации из достоверных источников, всестороннее раскрытие конкретного факта со ссылкой на интервьюируемого, а также изложение общественного мнения касаемо какого-либо события. В тоже время неизменно преследуются такие цели, как информационная, познавательная, воспитательная.
Конечно, подобные материалы обладают особой действенностью, ведь им характерна убедительность и достоверность, так как они содержат свидетельства, заявление, сообщение авторитетной личности. Этот жанр позволяет описать и внутренний мир человека, отразить его мысли, мечты, передать настроение.