ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы особенностей СМИ и возрождения национального самосознания аудитории
1.1 Аудитория СМИ: определение, классификация, характеристики
1.2 Влияние СМИ на аудиторию
1.3 Средства массовой информации как специфическая среда возрождения национального самосознания аудитории
2 Анализ специфики подачи в СМИ и возрождение национального самосознания аудитории (на материале интернет–ресурсов федеральных СМИ)
2.1 Новые цифровые технологии в СМИ и их влияние на возрождение национального самосознания аудитории
2.2 Анализ публикаций и возрождение национального самосознания аудитории
2.3 Освещение темы возрождения национального самосознания аудитории в традиционных и современных медиа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Актуальность темы. Журналистика является главным компонентом в решении современных глобальных проблем. Общество нуждается в формировании конструктивного диалога в медиа–пространстве между представителями различных культурных консолидаций.
Глобальные проблемы СМИ и возрождения национального самосознания аудитории включают также классические противоречия в обществе, а также существенные новые, которым свойственно развитие существенно новых противоречий.
В качестве критериев определения глобальных проблем стоит выделить:
- Проблемы распространяются среди всего человечества;
- Они относятся к объективному фактору развития человечества;
- Проблемы требуют срочного решения, в других случаях возможна гибель человечества;
- Они подлежат решению только при совместных усилиях человечества.
Анализ современных интернет–сообществ позволил сформировать вывод, что сегодня коммуникационные процессы невозможно определить, как неорганизованные, даже несмотря на большой охват аудитории. Прежде всего, сообщество в сети Интернет имеет четкое выраженную структур на уровне горизонтальных отношений, таким образом создана принципиально новая коммуникационная модель в интернет–сообществах.
Традиционные медиа перестали конкурировать только между собой, к ним присоединились новые оппоненты: социальные сети, каналы в сети Интернет. Но при этом время, которое готов тратить потребитель на все СМИ не поменялось существенно. Это привело к тому, что аудитория перестала являться просто пассивным зрителем, а перешла в разряды активного: зритель стал пользователем, на которого стали ориентироваться журналисты.
Таким образом, актуальность исследования связана с формированием существенно новых условий в связи с появлением современных платформ СМИ и возрождения национального самосознания аудитории, что связано с рядом факторов, во–первых, с появлением высококонкурентным рынком медиа, во–вторых, развивающимся подходом к аудитории как к полноценному участнику коммуникаций; в–третьих, недостаточной изученностью вопроса трансформации.
Объектом исследования является особенности подачи медиатекстов о возрождение национального самосознания аудитории на разных площадках.
Предметом исследования выступает материалы интернет –ресурсов федеральных СМИ.
Цель курсовой работы заключается в изучении СМИ и возрождения национального самосознания аудитории.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- Изучить аудиторию СМИ: определение, классификация, характеристики.
- Выявить влияние СМИ на аудиторию.
- Рассмотреть средства массовой информации как специфическая среда возрождения национального самосознания аудитории.
- Выявить новые цифровые технологии в СМИ и их влияние на возрождение национального самосознания аудитории.
- Анализ публикаций и возрождение национального самосознания аудитории.
- Освещение темы возрождения национального самосознания аудитории в традиционных и современных медиа.
Теоретическая основа исследования. Несмотря на ряд ценных с точки зрения предпринимаемого нами исследования наблюдений и замечаний в работах авторов относительно проблемы СМИ и возрождения национального самосознания аудитории (например, в работах
А. Г. Антропова, Д. В. Богданов, С. В. Володенков, С. М. Емельянов, Е. А. Зинкин, И. В. Кирия, А. А. Новикова, С. А. Михайлов и др.).
Методологическая основа исследования. Работа писалась с помощью таких методов исследования как анализ и синтез.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 2 разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.
1 Теоретические основы особенностей СМИ и возрождения национального самосознания аудитории
1.1 Аудитория СМИ: определение, классификация, характеристики
Аудиторией СМИ принято считать тот сегмент общества, на который информация этого СМИ и ориентирована. Проще говоря, это адресат, получающий информацию, и чьи информационные потребности СМИ стремится удовлетворить.
«Аудитория – субъект массового информационного процесса, совокупность индивидов, которые воспринимают обращенную к ним информацию, способны вырабатывать в своей среде «новое знание» и влиять на информационную политику СМИ» [3, с. 58].
Говоря о журналистской терминологии, то Е.П. Прохоров считал, что аудитория – это «совокупность людей, те, к кому обращается СМИ и кто воспринимает обращенную к ним информацию» [25, с. 147].
Установить рамки своей аудитории не так–то просто. Для этого проводятся всевозможные психологические и социологические исследования. Ставить эти рамки можно по разным признакам: пространство (деление на страны, регионы, города); время (постоянный потребитель или читатель каждого номера газеты; регулярный потребитель, читающий газету не реже, например, одного раза в месяц; случайный потребитель; потенциальный читатель); выбор канала массовой информации. В зависимости от перечисленных характеристик выстраиваются портреты целевой аудитории (обычно от 2 до 5), которые и определяют дальнейшую стратегию работы СМИ [22, с. 108].
Для изучения аудитории учитываются сведения социально–демографического характера (возраст, пол, профессия, место проживания); характерные черты аудитории как массового сознания (убеждения, взгляды, цели, политическая образованность); поведение как звена цепи системы информационных отношений (наиболее часто используемые источники информации, предпочтения в типах СМИ, отношение к различным темам и их освещению, информационные запросы). Лишь проработав каждый из этих пунктов, можно примерно выявить потребности и интересы аудитории и в соответствии с ними строить свою информационную политику.
При этом потребности и интересы аудитории – не одно и то же. Кроме того, нельзя об этих явлениях сказать ничего однозначного. Потребности и интересы могут пересекаться и даже совпадать, но есть различие. Принято считать, что все же интересы аудитории – это что–то очевидное, явное, то, чем руководствуется потребитель при поиске информации. Потребности связаны с необходимостью и однозначной полезностью. Однако полезность не всегда может осознаваться, отчего потребности зачастую подавляются и отодвигаются на второй план. В связи с этим принято говорить о трех видах поведения СМИ по отношению к потребностям аудитории:
- Лобовой. СМИ удовлетворяют потребности, не основываясь на интересах аудитории.
- Хвостистский. СМИ удовлетворяют интересы, но при этом забывают о потребностях аудитории.
- Реалистический. СМИ успешно и творчески сочетают внимание и к интересам, и к потребностям [10, с. 70].
В целом работу СМИ можно определить как направленную на все население страны. Соответственно, малые СМИ государства ориентированы на население региона и т.д. И как раз–таки это население (страны или региона) – и есть потенциальная аудитория СМИ.
Существует как минимум два деления аудитории СМИ.
- Первичная и вторичная аудитория
Первичная аудитория – это любой человек, получивший информацию прямиком от СМИ. При этом неважно, каким именно СМИ пользуется потребитель и каким образом получает информацию (пресса, ТВ, радио, интернет). Главное здесь – реально получить продукт напрямую от производителя.
Вторичная аудитория стоит прямо за первичной и ждет преобразованную ими информацию. Этот сегмент по тем или иным причинам не смог напрямую контактировать со СМИ, и для них как таковым средством информации становится первичная аудитория. Конечно, информация при такой передаче уже не несет в себе той ценности, которой обладает при оригинальном потреблении. То есть, сами они информацию не получают, а узнают от друзей/знакомых, которые являются первичной аудиторией и контактируют непосредственно со СМИ.
- Реальная, потенциальная и расчетные аудитории.
Реальная аудитория есть у любого издания. Например, читатели «The Hollywood Reporter. Российское издание» – и есть реальная аудитория журнала. Потенциальная аудитория – нечто вроде амбиций издания. Если немного потрудиться, вложиться в рекламу и расширить тематический охват, то новая аудитория тут же подтянется. Но если спросить любого редактора, на кого рассчитано их СМИ, вам опишут довольно конкретную аудиторию. Так вот эта сама аудитория, на которую работа СМИ и рассчитана, и кого СМИ всеми правдами и неправдами пытается сделать своим потребителем, – есть расчетная (целевая) аудитория. Но на расчетную аудиторию не обязательно будет направлено все СМИ от первой страницы до последней. Достаточно какой–то рубрики. Например, в «The Hollywood Reporter. Российское издание» есть целый раздело, ориентированный на профессионалов сферы кинематографа. Соответственно, они тоже становятся целевой аудиторией [10, с. 126].
Для успешного существования на информационном рынке, а также поддержания коммуникации с потребителем, любой редакции следует регулярно проводить исследования своей аудитории для выявления новых интересов и потребностей.
Таким образом, можно сказать, что аудитория – важнейшее звено в цепи информационных отношений и коммуникативного процесса. Знание характеристик, интересов и потребностей аудитории позволяет СМИ развиваться и не терять своей актуальности, что является главным залогом успеха в условиях информационного рынка.