Индустрия туризма, несомненно, является одной из самых специфических отраслей экономики. Несмотря на ряд препятствующих глобальных факторов, таких как, нестабильная политическая, экономическая обстановка в мире, капризы природы и сезонность, туризм продолжает развиваться стремительными темпами.
В современной литературе все чаще встречается термин «индустрия туризма и гостеприимства». Задачей гостеприимства является удовлетворение потребностей и запросов не только туристов, но и потребителей вообще. Отправляясь на отдых, турист желает получить только положительные впечатления и уверенность в том, что потратившись на покупку готового тура, его с комфортом доставят к месту назначения, хорошо покормят и, конечно же, не оставят без крыши над головой.
Гостиничная индустрия в своем развитии прошла большой путь и с каждым годом продолжает набирать темпы. Каждое государство, привлекательное в определенной степени для туризма, обязательно имеет свой туристический символ, которым может являться и гостиничное предприятие. Необычные средства размещения появляются в разных точках планеты: подводные отели, капсульные гостиницы, отели на деревьях и т.д. Оснащенность и инфраструктура современных гостиниц удивляет своей полнотой и может включать в себя: деловые центры, пункты обмена валюты, прачечные и химчистки, спортивные залы, магазины сувенирной продукции, рестораны и многое другое. Поэтому, гостиничные предприятия помимо основных услуг по размещению гостей могут заниматься и другими видами экономической деятельности, например, организацией общественного питания.
Несмотря на стремительное развитие, сфера гостеприимства не совершенна. Это связано с трудностями, возникающими в отдельных ее отраслях. В России остро стоит проблема создания предприятий общественного питания, обладающих соответствующим уровнем обслуживания и высоким качеством приготавливаемой продукции. Наличие в инфраструктуре гостиничного комплекса такого предприятия, несомненно, даст дополнительное конкурентное преимущество, позволит улучшить обслуживание потребителей и расширить перечень оказываемых услуг, путем предоставления качественных услуг питания своим постояльцам. Актуальность и практическая значимость рассматриваемой проблемы определили выбор темы работы, постановку цели и задач исследования.
Объектом исследования является деятельность ООО «Гостиница «Патриот».
Предметом исследования являются услуги, предоставляемые гостиницей «Патриот».
Цель работы – экономическое обоснование расширения ассортимента предоставляемых услуг гостиничного предприятия, для повышения эффективности деятельности и создания дополнительного конкурентного преимущества.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующий комплекс задач:
– рассмотреть деятельность гостиничных предприятий, как вид экономической деятельности;
– рассмотреть основные показатели и критерии оценки эффективности деятельности гостиничных предприятий;
– дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
– оценить эффективность деятельности предприятия;
– разработать бизнес проект по развитию услуг питания в гостинице за счет открытия столовой.
Теоретической базой работы являются исследования отечественных и зарубежных ученых, таких как: Азоев А. Г., Балашова Е. А., Мусакин А. С., Портер М. Ю, Уокер Дж. Р. И. и т.д.
Методологической базой исследования послужили методы экономического и статистического анализа, количественные и качественные методы, сравнительный и комплексный анализ, а так же методы классификации.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанного бизнес проекта для повышения эффективности деятельности гостиничного предприятия «Патриот».
Структура работы последовательно решает все поставленные задачи. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1 Теоретические основы эффективности деятельности гостиничных предприятий
1.1Деятельность гостиничных предприятий, как вид экономической деятельности
Экономическая деятельность – это все действия людей на различных уровнях хозяйствования, с целью удовлетворения потребностей общества с помощью производства и обмена необходимыми материальными благами и услугами. Экономическая деятельность имеет свои разновидности и проявляется во многих областях: промышленная, сельскохозяйственная, транспортная области, деятельность в области экспорта и импорта, деятельность лиц свободных профессий и т.д. [47, с. 100].
Одной из сфер приложения сил экономической деятельности является гостиничная индустрия. Экономическая сущность деятельности гостиничных предприятий проявляется в ее нематериальном характере. Это объясняется тем, что результатом деятельности любого средства размещения является предложение особого вида услуг, а не «готового продукта». Особенностью гостиничных услуг, во-первых, является то, что они производятся и реализуются только в ходе эксплуатации определенной материально-технической базы (здания, технического оборудования), а во-вторых, в гостиничной сфере одновременно сочетаются производство и потребление услуг, этот процесс называется - «предоставление услуг» [1, с. 90].
Основные услуги предоставляются гостиничным предприятием в несколько этапов: клиенту разъясняется информация о наборе услуг, происходит бронирование мест, далее следует реализация зарезервированных услуг, встреча постояльцев, непосредственное обслуживание во время пребывания в гостинице, и в завершении, проводы постояльцев. Все эти этапы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Реализация каждого из них в отдельности и всех вместе показывает эффективность деятельности гостиничного предприятия и качество оказываемых им услуг [17, с. 31].
Конкуренция в сфере гостиничного бизнеса привела к тому, что основные услуги уходят на второй план, их место постепенно занимает широкий ассортимент дополнительных услуг [35, с. 130].
Все дополнительные услуги по принципу удовлетворения спроса под- разделяются на такие категории, как:
– услуги, обеспечивающие комфортное проживание гостей в отеле (информационные, коммунально-бытовые, посреднические услуги по заказу билетов на развлекательные мероприятия и т.д.);
– услуги, обеспечивающие повышение уровня комфорта для постояльцев в номерах отеля (заказ еды в номер, установка оргтехники в номере: компьютер, факс, принтер и т.д.);
– услуги, предусматривающие удовлетворение индивидуальных, зачастую профессиональных, запросов постояльцев (услуги переводчиков и секретарей, пользование музыкальными инструментами и т.д).
Гостиница по праву является одним из самых распространенных коллективных средств размещения. Рассмотрим признаки, характеризующие гостиницу, как средство размещения:
– состоит из определенного минимума номеров, обладает единым руководством;
– предоставляет широкий спектр гостиничных услуг;
– в зависимости от оказываемых услуг и имеющегося оборудования, гостиницы сгруппированы в категории и классы [7, с.148].
Минимальный набор услуг, предоставляемый постояльцам коллективного средства размещения, включает в себя:
– прием постояльцев-круглосуточно;
– предоставление услуг по организации общественного питания, в соответствии с ГОСТ «Услуги общественного питания. Общие требования», или обеспечение необходимых условий для самостоятельного приготовления пищи постояльцами;
– ежедневную уборку номера/жилой комнаты и санузла (кроме кемпингов, общежитий, лагерей труда и отдыха, стоянок и туристских приютов);
– смену постельного белья (не реже чем один раз в неделю и смену полотенец не реже чем один раз в три дня);
– предоставление необходимой туристской информации;
– хранение личных вещей постояльцев (багажа и ценностей);
– получение и отправка корреспонденции;
– при необходимости вызов скорой помощи и пользование аптечкой. Существует множество классификационных признаков для гостиничных предприятий. Одним из таких общепринятых признаков является уровень комфорта, к пониманию которого в каждой стране подходят с разных сторон. Как критерий классификации, уровень комфорта слагается из следующих составляющих:
– общее состояние здания гостиницы, наличие удобных подъездных путей и обустроенной прилегающей территории;
– состояние номерного фонда гостиничного предприятия (соответствие площади номеров заявленной категории гостиницы, наличие необходимых коммунальных удобств в номерах, планировка номера и т.д.);
– санитарно-гигиеническое состояние мебели и предметов общего пользования;
– наличие на территории гостиницы предприятия питания, его оснащение и состояние;
– информационное обеспечение постояльцев в гостинице и техническое оснащение средства размещения;
– наличие предприятий, обеспечивающих предоставление ряда дополнительных услуг [46, с.236].
Соответствующий набор составляющих комфорта позволяет присвоить гостинице определенную категорию. В большинстве стран такая категория обозначается знаком звезды (от 1 до 5).
Число предприятий гостиничного типа растет с каждым годом, следовательно увеличивается конкуренция, а потребители становятся все более привередливыми и разборчивыми в своих желаниях, их уже сложно удивить беспроводным Интернетом в каждом номере или услугами аниматоров. Поэтому положительный имидж, хорошая репутация и высокий уровень обслуживания еще не могут гарантировать гостиничному предприятию должного успеха.
Российская гостиничная индустрия является плохо развитой по мировым стандартам, но, несмотря на это, она растет быстрыми темпами. Пик развития пришелся на 2008 год, когда российские гостиничные сети открыли свои первые гостиницы за границей. Например, компания Helio park Group, вт2008 г. открыла свой отель «Helio park Bad Hotel Zum Hirsch» на территории бальнеологического курорта Баден-Баден (Германия). А в октябре этого же года сеть отелей «Азимут» открыла свои отели в Кельне и Мюнхене. По данным агентства Discovery Research Group, которое в 2014 году провело обширное исследование российского рынка гостиничных услуг, объем гостиничного рынка услуг в России превышает 3 млрд. долл. США. Около 50% от всего рынка приходится на Москву. В 2014 году номерной фонд гостиничных предприятий в России насчитывал 14 тыс. гостиничных номеров, соответствующих всем международным стандартам, 11 тыс. из которых, располагаются в гостиницах Москвы, 1, 5 тыс. – в Санкт-Петербурге, 1,5 тыс. номеров приходится на остальные города России. Затрудняет развитие гостиничной индустрии то, что российский гостиничный рынок во многих регионах нуждается в обновлении отелей (82% рынка - отели советского периода). Необходимы новые, современные отели, класса 3*, которые будут технически оснащены и оформлены в соответствии с мировыми требованиями и стандартами [16, с.86].
Можно сделать вывод, что деятельность гостиничного предприятия заключается в предоставлении постояльцам ряда основных (размещение и питание) и комплекса дополнительны услуг, таких как предложение бассейна, залов для переговоров, прокат автомобиля, услуги прачечной, химчистки, парикмахерской и множества других. В зависимости от их оформления и комбинации в единый комплекс, складывается определенный тип гостиничного предприятия, отличающийся своей ценовой категорией и уровнем предоставляемого комфорта. Это может быть отель класса «люкс», гостиница «среднего» или «эконом» класса, гостиница «апартамент» и т.д. Несмотря на заметное отставание Российской сферы размещения от зарубежной, услуги, оказываемые в рамках гостиничного обслуживания, продолжают занимать центральное место в индустрии гостеприимства нашего государства. А социально-культурная направленность этих услуг повышает их роль в развитии отечественного туризма в целом.