Здоровый образ жизни выражает определенную ориентированность личности в направлении укрепления и воспитания культуры здоровья.
Культура здоровья студентов связана с личностно-мотивационным воплощением индивидами своих социальных, психологических и физических возможностей и способностей. Культура здоровья – основа профилактики заболеваний. В ней реализуется самый ценный вид профилактики – первичная профилактика, предотвращающая возникновение заболеваний, расширяющая диапазон адаптационных возможностей.
Воспитание ориентации на здоровый образ жизни будущих специалистов в системе профессионального образования рассматривается как одна из приоритетных задач его модернизации. Это связано с тем, что от состояния здоровья человека зависит его работоспособность, благосостояние, интенсивность и производительность труда. Удовлетворение потребности человека в творческой самореализации в решающей мере зависит от его здоровья, выступает в качестве наиболее существенной предпосылки его профессиональной деятельности.
Студенты являются такой категорией населения, которая в значительной степени подвержена воздействию целого ряда факторов, негативно влияющих на состояние здоровья. Нерациональное распределение рабочего времени, нерегулярное питание, недостаточная физическая нагрузка, стрессы в процессе учебной и внеучебной деятельности, вредные привычки, непонимание необходимости здорового образа жизни могут являться причинами различных заболеваний. Обычно молодые люди не склонны задумываться о здоровье даже когда они вдруг заболевают. Да и в молодости всякие неприятности, в том числе и болезни, воспринимаются «вдруг» - как нечто внезапное и не заслуженное. Но в том то, к сожалению и дело, что к большинству болезней первые шаги делаются именно тогда, когда перестают дружить со спортом и физкультурой, приобщаются к дурным привычкам. В этих условиях сохранение физического, психического и морально-нравственного здоровья требует систематического психолого-педагогического сопровождения и поддержки образовательного процесса.
Ответственность за жизнь и здоровье обучающихся возложенa нa образовательные учреждения. Тем не менее, в образовательной практике вузов здоровье студентов год от года снижается. Только 30-40% абитуриентов обладают удовлетворительным состоянием здоровья, среди первокурсников более 80% имеют различные отклонения. Известные специалисты в области культуры здоровья В.Ф. Базарный, Г.К. Зайцев, М.Я. Виленский и другие отмечают нарастание психосоматических нарушений и хронических заболеваний у студентов от первого к пятому курсу, что подчеркивает необходимость поиска эффективных инновационных технологий воспитания у студенческой молодежи ориентации на здоровый образ жизни.
В высшей школе доминируют массовые формы воспитания (соревнования, конкурсы, праздники, дни здоровья и др.) и весьма ограниченной по содержанию и формам является деятельность кураторов студенческих групп, индивидуальная работа со студентами, воспитательная работа в первичных коллективах. Главным же координатором и интегратором подобной деятельности на этом уровне должен выступать куратор студенческой группы. Именно он обладает богатыми потенциальными возможностями в воспитании у будущих специалистов ориентации на здоровый образ жизни, что обусловлено тем, что здоровье человека, по данным Всемирной организации здравоохранения, на 50% зависит от образа жизни человека, а способы ее самоорганизации в решающей мере определяются педагогическими факторами, валеологическим воспитанием. Однако анализ практики воспитательной работы в вузе показал, что потенциал кураторов в данном направлении деятельности не используется в должной мере.